Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО Выксунский металлургический техникум
Им. А.А.Козерадского
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ
« ДВУГРАННЫЙ УГОЛ »
Выкса 2011 г.
Содержание
1.
Введение
2.
Теоретический материал по
теме « Двугранный угол »
3.
Тесты – тренажеры ( №1,
№2, №3,№4)
4.
Алгоритм решения задач по
теме
5.
Задание для групповой
работы( 6 вариантов )
6.
Решение стереометрических
задач на двугранный угол
7.
Задания для
самостоятельной работы
8.
Литература
1. Введение
Одной из
основных тем стереометрии является тема « Двугранный угол».
Несмотря
на то, что понятия двугранного угла и его линейного угла учащиеся устанавливают
легко, возникает много трудностей при решении стереометрических задач. Анализ
этих затруднений показал, что это связано с недостаточной сформированностью
навыка изображения линейных углов. Чтобы преодолеть эти проблемы , необходима
определенная система задач.
Тема : «
Двугранный угол , решение задач по теме » .
Цель :
Сформировать конструктивный навык нахождения угла между плоскостями. Отработать
определение двугранного угла.
2. Теоретический материал по теме « Двугранный угол »
Углом на
плоскости мы называем фигуру, образованную двумя лучами , исходящими из одной
точки. В стереометрии наряду с такими углами рассматривается еще один вид углов
– двугранные углы. Чтобы ввести понятие двугранного угла, напомним, что
любая прямая , проведенная в данной плоскости , разделяет эту плоскость на две
полуплоскости.
a
Рисунок 1 – Прямая а разделяет плоскости на
две полуплоскости.
Представим себе, что
мы перегнули плоскость по прямой а так, что две плоскости с границей а
оказались уже не лежащими в одной плоскости.
а
Рисунок 2 – Двугранный угол
Полученная фигура и есть двугранный угол.
Таким образом, можно дать
такое определение двугранного угла : двугранным углом называется фигура ,
образованная прямой а и двумя полуплоскостями с общей границей а , не
принадлежащими одной плоскости.
Полуплоскости, образующие
двугранный угол, называется его гранями.
У двугранного угла две грани,
отсюда и название – двугранный угол. Прямая а – общая граница
полуплоскостей – называется ребром двугранного угла.
В обыденной жизни мы часто
встречаемся с предметами, имеющие форму двугранного угла. Такими предметами
являются двускатные крыши зданий, полураскрытая папка, стена комнаты совместно
с полом и т.д.
Мы знаем, что углы на
плоскости ( обычные углы ) измеряются в градусах. А как измеряются двугранные
углы? Это делается следующим образом. Отметим на ребре двугранного угла какую –
нибудь точку и в каждой грани из этой точки проведем луч перпендикулярно к
ребру. Образованный этими лучами угол называется линейным углом двугранного
угла.
Равенство и неравенство
двугранных углов.
Два двугранных угла считаются
равными, если они при вложении могут совместиться; в противном случае тот из
углов , который составит часть другого угла , считается меньшим.
Можно рассматривать сумму ,
разность , произведение и частное двугранных углов в том же смысле , как и для
углов планиметрии. Подобно этим углам, двугранные углы могут быть смежные и
вертикальные.
Если два смежных двугранных
угла равны между собой, то каждый из них называется прямым двугранным углом.
Теоремы :
1. Равным двугранным углам
соответствуют равные линейные углы.
2. Большому двугранному углу соответствует
больший линейный угол.
Обратные
теоремы :
1. Равным линейным углам
соответствуют равные двугранные углы.
2. Большому линейному углу
соответствует больший двугранный угол.
Следствия
:
1.
Прямому
двугранному углу соответствует прямой линейный угол и обратно.
2.
Все
прямые двугранные углы равны.
3.
Вертикальные
двугранные углы равны.
4.
Двугранные
углы с соответственно параллельными и одинаково ( или противоположно )
направленными гранями равны.
5.
Двугранный
угол измеряется его линейным углом.
Построение
линейного угла двугранного угла.
1.
С
<90 º
α
ВО α;
ВК –
наклонная к α;
ОК=пр.α
ВК ;
ОК АС;
Из всего этого следует, что ВК АС; поэтому ВКО –
линейный угол двугранного угла с ребром АС.
2.
С = 90º
α
ВСО – линейный угол
двугранного угла ВАСО
3. С >90º
α
ВКО -
линейный угол двугранного угла ВАСО
3.Тесты
– тренажеры.
Тренажер
1
Включает в себя задачи на
доказательство того, что отмеченный на рисунке угол является линейным.
1. SABCD –пирамида; SВ( АВС )
; ВР DC.
Доказать, что угол SРВ – линейный угол двугранного угла с
ребром CD.
2. SABC - пирамида ; угол АСВ = 90 º; SВ( АВС
).
Доказать, что угол SCВ- линейный угол двугранного угла с
ребром АС.
3. SABC – пирамида; АВ = ВС; D – середина отрезка АС; SВ( АВС
).
Доказать , что
угол SDB является линейным углом
двугранного угла с ребром АС.
Рисунок
1 Рисунок 2
Рисунок
3
Тренажер 2.
Это задачи на
выделение линейного угла среди обозначенных на рисунке углов.
1.
SABC – пирамида , основание которой – правильный
треугольник . Какой из отмеченных углов является линейным углом двугранного
угла с ребром АС, если :
а) Е – середина отрезка АС ( рисунок 4 ), прямая SВ ( АВС )
б) К – середина отрезка АС ( рисунок 5 ), ОN||ВК и SО ( АВС ).
2.
SАВС – пирамида , D – середина отрезка АС, SB (АВС)
(рисунок 6).
Каким должен быть
треугольник АВС, чтобы линейный углом двугранного угла с ребром АС являлся угол
SDB; угол SAB ; угол SKB ?
Рисунок
4 Рисунок 5
Рисунок
6
Тренажер 3
(Задачи на построение линейного угла данного двугранного угла).
1.
Построить линейный угол
двугранного угла с ребром АС, если в пирамиде SABC :
а) АВ=ВС ;SВ ( АВС ) ( рисунок 7 )
б) грань ( АВС ) – правильный треугольник, О - точка ,
пересечения медиан прямая SO ( АВС ) ( рисунок 8 )
в) грань ( АВС ) – правильный треугольник, О –
середина отрезка АВ, SO ( АВС ) ( рисунок 9)
2.
Дан прямоугольник АВСD и
точка S не лежит в его плоскости.
Построить линейный угол двугранного угла с ребром CD, если
:
а)SB ( АВС )
б) точка О принадлежит отрезку АВ, прямая SO ( АВС ) ( рисунок 11)
в) О – точка пересечения диагоналей, SO ( АВС ) ( рисунок 12)
3.
Дан ромб ABCD,SC ( ABC )
Построить линейный угол двугранного угла с ребром ВD (
рисунок 13 ).
4. а) ABCD – трапеция ; угол BAD=90º;
SВ ( АВС ) (рисунок 14 )
б) ABCD – трапеция ; угол BAD=90º ; точка О принадлежит отрезку ВС, SО ( АВС ) ; ( рисунок 15 )
в) ABCD – равнобедренная трапеция , SВ ( АВС ); ( рисунок 16 ).
г) ABCD –
равнобедренная трапеция , SС ( АВС ); ( рисунок 17
).
Построить линейный угол двухгранного угла с ребром AD.
Рисунок
7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10 Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13 Рисунок
14 Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Тренажер 4
( Задачи
вычислительного характера )
1.
Дана пирамида SABC.
Найти величину двугранного угла с ребром АС, если :
а) SB ( АВС
) ; угол С = 90 º ; ВС = SB= 6см. ; ( рисунок 18)
б) прямая SB ( АВС
) ; АВ = ВС = 10 см.; SB= АС = 12см.;
(рисунок 7)
в) грань ( АВС ) – правильный треугольник; АВ = 6
см. ; О –точка пересечения медиан, SO ( АВС
) ; SO=4см.; (рисунок 8 )
г) грань АВС – правильный треугольник; О – середина отрезка АВ ; АВ =
6см.; SO ( АВС ) ; SO= 9
см.; ( рисунок 9)
2.
АВСD –
прямоугольник, BD=4√3 см. Прямая SB ( АВС ), SB=6см.;
двугранный угол с ребром DC =60º. Найти стороны прямоугольника.
3.
АВСD –
прямоугольник; его площадь 48см2 . DC = 4
см. ;
OS( АВС )
OS=6см.
Найти величину двугранного угла с ребром DC
( рисунок 12)
4.
АВСD –
ромб, ВD=8см.; SC ( АВС
) , SC = 16 см, двугранный угол с ребром ВD = 45º.
Найти площадь ромба ( рисунок 13 ).
5.
В параллелограмме АВСD угол АDC=150º,
АD=16см, СD=12см.;
SC ( АВС
), SC=18см., ( рисунок 19). Найти величину двугранного угла
с ребром AD и площадь параллелограмма.
Рисунок
18
Рисунок 19
Эти четыре тренажера выступают в роли тестов.
4 Алгоритм решения задач по
теме
1.
Гипотенуза прямоугольного равнобедренного треугольника
лежит в плоскости α, а катет наклонен к этой плоскости под углом 30º. Найдите
угол между плоскостью α и плоскостью треугольника.
Дано :
Δ АВС ; ∠ С = 90 º;
Угол между ВС и α =
30 º
Найти двугранный угол
с ребром АВ.
Решение :
1.
Строим линейный угол
двугранного угла с ребром АВ.
СОα ; CD – наклонная к плоскости α;
ODАВ ( по построению );
СВ АВ ( по теореме о трех перпендикулярах. Следовательно ∠СDО – линейный угол
двугранного угла с ребром АВ ).
∠ СВО – угол наклона ВС к
плоскости α.
Пусть СО = α;
1.
2.
Рассмотрим ΔСОВ : ∠В=30 º ; СВ = 2а (
свойство катета, лежащего против угла в 30 º).
Рассмотрим ΔACD : SΔ = 0,5*АС*СВ = 0,5*2а*2а=2а2
SΔ = 0,5*АВ*СD;CD=2* SΔ/АВ
АВ =√АС2+СВ2 = √4а2+4а2
= √8а2 = 2а√2
;
3. ;
Ответ : ∠CDO=45º
2.
Точка М равноудалена от всех сторон правильного
треугольник АВС , сторона которого равна 4
см. Расстояние от точки М до плоскости (АВС ) 2
см. Найдите угол между плоскостью ( ВМС ) и плоскостью ( АВС ) и угол между МС
и плоскостью ( АВС ).
Дано :
Δ АВС;
АВ=АС=ВС=4см;
МО=2 см.
Найти : 1. Угол между (
ВМС) и ( АВС )
2.Угол между МС и (АВС)
Решение :
Так как точка М
равноудалена от всех сторон треугольник АВС , то ее проекцией на плоскость (
АВС ) является центр вписанной окружности, следует ОК=ON = OL =r;
ОКВС ( радиус , проведенный в
точку касания) ; ОМ ( АВС );
МК – наклонная к ( АВС ) ;
ОК = пр. ( АВС ) МК ; ОКВС следует, что МК ВС следует ,что ∠ МКО – линейный
угол двугранного угла МСВО.
2)Рассмотрим Δ МОК ;
;
;
∠ МКО= 60º
3) Угол между МС и плоскостью ( АВС )
равен углу МСО.
ОС=R; R=2r ;
Ответ : ∠ МКО= 60º;
5. Варианты заданий для самостоятельной работы
Вариант
№ 1
1)
Дан прямоугольник АВСD и точка S не лежит в его плоскости. Построить линейный угол
двугранного угла с ребром DC, если :
SB( АВС )
О – точка пересечения диагоналей, SO( АВС ).
2) Из вершины В
треугольника АВС, сторона АС которого лежит в плоскости α, проведен к этой
плоскости перпендикуляр ВВ1. Найдите расстояние от точки В до прямой АС и до
плоскости α, если АВ =2 см.; ∠ ВАС = 150º ; и двугранный
угол ВАСВ1 = 45 º.
Вариант
№ 2
1) ABCD - ромб; BD=8см; двугранный угол с
ребром BD = 45º. Найти
площадь ромба.
2) В параллелограмме ABCD ∠АDC=150º; АD=16см; DC=12см; SC( АВС ); SC=18см. Найти величину двугранного угла с ребром AD и площадь
параллелограмма.
Вариант
№ 3
1) Дан куб ABCDА1В1С1D1; (ABCD – нижнее основание ). Найдите величину угла между плоскостью
грани АВВ1А1 куба и плоскостью, проходящего через диагональ АВ1 этой грани и
середину ребра DC куба.
2) Плоскость α проходит через сторону АС треугольника АВС под
углом 30º к плоскости треугольника. Найти расстояние от вершины В до плоскости
α, если ВС = 6 см; ∠С=120º.
Вариант
№ 4
1) В тетраэдре DABC все ребра, кроме АВ,
имеют равные длины. ∠АСВ=90º. Найдите величину
двугранного угла при ребре ВС.
2) Через сторону AD ромба ABCD проведена плоскость ADM так, что двугранный угол
BACD =90º. Найдите
сторону ромба, если ∠BAD=45º и расстояние от точки В до плоскости ADM = 4√3см.
Вариант № 5
1)
Найти величину двугранного угла с ребром АС, если:
а) BS( ABC ); ∠ C=90º; BC= BS=6см.
б) BS( ABC ); АВ=ВС=10см; BS=АС=12см.
2)
ABCD – прямоугольник
. S=48см2 ;
DC=4см; OS(АВС); OS=6см. найти величину двугранного угла с
ребром DC.
Вариант № 6
1)
Дан прямоугольник ABCDи точка S не лежит в его плоскости. Построить линейный угол
двугранного угла с ребром DC если : SB(АВС); О – точка пересечения диагоналей, прямая SO (АВС).
2)
Точка М равноудалена от всех сторон правильного треугольника АВС, сторона
которого 4см. Расстояние от точки М до плоскости ( АВС ) равно 2
см. Найдите угол между плоскостью ( ВМС ) и плоскостью ( АВС ) и угол между МС
и плоскостью ( АВС ).
6.
Решение стереометрических задач на тему «
Двугранный угол »
1)
Грань ABCD прямоугольного параллелепипеда ABCD A1B1C1D1 является квадратом со стороной 3, а
пространственная диагональ параллелепипеда равна .
Найдите угол между плоскостью A1B1C1D1 и плоскостью ADC1
Дано: - прямоугольный
параллелепипед
ABCD – квадрат
AB=3
B1D=
Найти угол между плоскостями (A1B1C1D1)
и (ADC1)
Решение
Двугранный угол С1ADC. Строим его линейный угол. ; - наклонная к
плоскости ; (стороны квадрата)
по теореме, обратной теореме о трёх перпендикулярах , значит - линейный угол
двугранного угла .
;
Ответ:
2)
Диаметр и хорда AB основания конуса равны соответственно
26 и 24, тангенс угла между образующей и основанием конуса равен 8. Найдите
тангенс угла между плоскостью основания конуса и плоскостью сечения конуса,
проходящей через вершину конуса и хорду AB.
Дано: SAC – конус
AC=26
AB=24
Найти:
Решение
Строим
линейный угол двугранного угла SABO.
1)
– равнобедренный.
- медиана на .
2)
3)
;
Ответ:
3)
Основание прямой призмы ABCDA1B1C1D1 – ромб ABCD со стороной,
равной 7. Площадь ромба равна 28. Тангенс угла между плоскостью основания
призмы и плоскостью ABC1 равен 2,75. Найдите длину
бокового ребра призмы.
Дано: ABCDA1B1C1D1 – прямоугольная призма
ABCD – ромб.
AB=7.
S ромба=28.
Найти: DD1
Решение
1)
Проведём тогда (по теореме о трёх
перпендикулярах), тогда - линейный угол
двухгранного угла C1ABC.
2)
3)
Ответ: .
4) Высота прямой призмы ABCA1B1C1 с основанием ABC
равна 12. Угол между прямыми BC1 и AC
равен 90º , а синус угла между прямыми A1B
и AC равен .
Найдите тангенс угла между плоскостью BC1A и плоскостью ABC, если A1B равно 13.
Дано:
ABCA1B1C1 – прямая призма
АА1=12
Найти:
Решение
Прямые DC1 и AC – скрещивающиеся.
Прямые A1B и AC – скрещивающиеся.
Двугранный угол C1ABC. Строим его линейный угол.
C1K – наклонная;
(по построению) по
теореме о трёх перпендикулярах - линейный угол
двугранного угла .
1
|
|
1)
2)
Найдём СК
3)
Ответ:
7. Задания
для самостоятельной работы
1) Основание пирамиды –
прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8. Боковые грани составляют с
плоскостью основания равные углы, причем их тангенс равен 3.Найдите объём
пирамиды.
2) В правильной треугольной пирамиде SABC с основанием ABC
точки K и F- середины ребер SB и SC
соответственно. Сторона основания пирамиды равна 2√3, боковое ребро равно √79.
Найдите угол между плоскостью AKF и плоскостью основания пирамиды.
3) В правильной четырехугольной
пирамиде SABCD с вершиной S точки M и N- середины ребер SA и SB соответственно. Сторона
основания пирамиды равно 4∕3 апофема 2√10∕3. Найдите угол между плоскостью MNC основания пирамиды.
4) В правильной треугольной пирамиде ABCD боковое ребро в 1,5 раза длиннее,
чем сторона основания ABC. Точки K и M делят пополам ребра AD и CD соответственно. Найдите
синус угла между плоскостями ACD и BKM.
5) В правильной треугольной
пирамиде ABCD сторона основания равна
боковому ребру. Точка M делит ребро DC пополам, K- середина BC. Найдите синус угла между
плоскостью AKM и плоскостью ABC.
6) Основанием прямого
параллелепипеда является ромб. Плоскость, проведенная через одну из сторон
нижнего основания и противоположную сторону верхнего основания, образует угол,
равный 60°, с плоскостью основания, а полученное сечение имеет площадь 5√3.
Найдите площадь боковой поверхности параллелепипеда.
7) Грань ABCD прямоугольного параллелепипеда ABCD A1B1C1D1 является квадратом со
стороной 2,а пространственная диагональ параллелепипеда равна 2√5. Найдите угол
между плоскостью A1B1C1D1 и плоскостью ADC1.
8) В
прямоугольном параллелепипеде ABCD A1B1C1D1 известны длины ребер: AB=3, AD=4,CC1=9. Найдите угол между
плоскостями ABC и A1DB.
9) В
прямоугольном параллелепипеде ABCD A1B1C1D1 известны длины ребер:
AB=12, AD=16, CC1=9. Найдите угол между
плоскостями BDD1 и AB1D1.
8.
Литература
1. Электронный
учебник « Стереометрия. 10-11 классы »
2. Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов « Геометрия 10-11 классы» - Москва, Просвещение,2000
3. С.М.
Саакян, В.Ф. Бутузов « Изучение геометрии 10-11 классы» - Москва,
Просвещение,2003
4. Л.С.
Атанасян « Поурочные планы по геометрии 10 класс» - издательство «Учитель »
5. Н.Г.Федин,
С.Н. Федин « Геометрия. Учебное пособие для техникумов» - Москва , Высшая
школа,1989
6. А.Д.
Александров, Н.Ю. Нецветаев « Геометрия » - Москва, Наука,1990
7. Г.Н.
Яковлев « Геометрия» Москва, Наука, 1982
8. «Задачи
по геометрии с комментариями и решениями » - перевод с
французского,Москва,Мир,1989
9. Н.Н.
Кущенко « Решение задач по математике» - Москва, Мир,1982
10. Сканави
« Сборник задач по математике » - Москва, Мир, 1996
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.