Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методическая разработка по русскому языку "Орфография.Запись с пропуском ( с окошком)как способ письма без ошибок

Методическая разработка по русскому языку "Орфография.Запись с пропуском ( с окошком)как способ письма без ошибок

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС






Методическая разработка раздела образовательной

программы по русскому языку

УМК "Гармония"

"К тайнам нашего языка"



Орфография. Запись с пропуском ("с окошком")

как способ письма без ошибок.



Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ « Школа № 121»

Мосякина Татьяна Юрьевна



Нижний Новгород

2018 год












Содержание:


1. Особенность программы курса русского языка

"К тайнам нашего языка"......................................................................3

2. Концептуальные основы курса русского языка "К тайнам нашего языка" УМК "Гармония". .....................................................................4

3. Цели и задачи раздела.......................................................................6

4. Психологические особенности младших школьников..................7

5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы..................8

6.Актуальность темы " Орфография. Запись с пропуском ("с окошком") как способ письма без ошибок." .....................................12

6. Содержание и методика изучения тем раздела " Орфография. Запись с пропуском ("с окошком") как способ письма без ошибок."

в начальной школе................................................................................13

5. Диагностика сформированности основных умений и навыков по теме "Орфография. Запись с пропуском ("с окошком") как способ письма без ошибок.".............................................................................24

7. Заключение........................................................................................29

8. Урок русского языка во 2 классе.....................................................30

8. Список использованной литературы .............................................36




















Особенность программы курса русского языка

"К тайнам нашего языка".

Курс русского языка под названием «К тайнам нашего языка» (авторы Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.) является частью учебно-методического комплекса "Гармония" . Он построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты.

Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом

под обучением русскому языку понимается:

формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;

под развитием:

во-первыхформирование их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

а во-вторыхсовершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.



Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Она проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии, а следовательно , изменяются и цели:

  • совершенствование мотивационной основы обучения;

  • усиление роли коммуникативного мотива;

  • включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей.

Концептуальные основы курса русского языка

"К тайнам нашего языка" УМК "Гармония".

Десятки лет ученые, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников? За долгие годы найдено множество важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников русского языка для начальных классов и приходят в школу.

Это стало возможным благодаря научным концепциям, теоретическим и теоретико-практическим разработкам, созданным в различных областях знания за последние десятилетия. К числу особенно значимых для построения курса русского языка в начальных классах можно отнести следующие.

В лингвистике:

  • теория речевой деятельности (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.);

  • концепция коммуникативной грамматики (Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко и др.);

  • фонемная теория русской орфографии (М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др.).

В психологии обучения:

  • теория развивающего обучения школы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова (П.С.Жедек, В.А.Левин, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман и др.);

  • теория школьного учебника (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая);

  • концепция курса русского языка Л.И.Айдаровой.

В педагогике:

  • концепция гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

В методике обучения русскому языку:

  • идеи коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку (В.И.Капинос, А.Ю.Купалова);

  • теория и практика формирования речевых умений (В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская).

С опорой на названные концепции, а также созданные на их основе материалы и разработан курс «К тайнам нашего языка» для четырёхлетней начальной школы.

Средством, обеспечивающим практическую реализацию данных концепций, является учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы «К тайнам нашего языка» (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко) и рабочие тетради на печатной основе к данному учебнику.

Курс «К тайнам нашего языка» по УМК "Гармония"представлен учебниками и тетрадями:

      • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 .

      • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. –2011

      • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. –2011 .

      • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 .

      • Корешкова Т. В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. –2009,2011г.

      • Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. – 2009 и послед.

      • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011

      • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку.3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010

      • Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку.4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010.


Цели и задачи раздела


Образовательные цели и задачи:

  • Формировать следующие орфографические умения:

по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

применять изученные орфографические правила (в объёме программы); – пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); – списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

проверять написанное и вносить коррективы;

оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки


Воспитывающие цели и задачи:

:

  • Формировать :

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения;

- элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

-понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.


Развивающие цели и задачи:


  • Развивать умения:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения орфографической задачи;

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.


Психологические особенности младшего школьника


Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от семи до десяти лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Она постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

В этом возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.


Ожидаемые результаты освоения раздела программы


Личностные результаты: будут сформированы:

  • представление о русском языке как языке его страны;

  • осознание языка как средства общения;

  • элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком,

  • развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

  • выраженного познавательного интереса к русскому языку;

  • сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения орфографической задачи;

  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные УУД: ученик научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

  • находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

  • применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

  • переводить её в словесную форму;

  • владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

  • подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;


Коммуникативные УУД: Ученик научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;

  • поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.

  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.



Предметные результаты

Ученик научится:

  • по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

  • разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

  • применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

  • пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

  • проверять написанное и вносить коррективы;

Ученик получит возможность научиться:

  • обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

  • эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Актуальность темы " Орфография. Запись с пропуском

("с окошком")как способ письма без ошибок."


В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

В конце 60-х годов в журнале «Русский язык в школе», адресованном учителям-словесникам, появилась статья методистов А.И. Кобызева и Е.М. Заморзаевой «Диктант “Проверяю себя”» как средство развития орфографической зоркости» . По технологии такого диктанта разрешалось пропускать те буквы, в которых ученик сомневался. Потом учащиеся должны были задавать классу вопросы, ответы на которые искали в коллективной беседе. После выяснения вопроса пропуски заполняли. Предложенный прием очень заинтересовал учителей и методистов, показался перспективным. Но довольно быстро интерес к нему угас.

В современной методике он появился благодаря разработке психологов П.С. Жедек и В.В. Репкина. Психологи из группы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова вели исследование почти в те же годы, к которым относится статья А.И. Кобызева, но совершенно независимо, в другом конце страны применительно к начальным классам. Именно П.С. Жедек и В.В. Репкин открыли общую логику подготовки к применению приема и технологию его введения на ранних этапах обучения школьников.

П.С. Жедек четко формулирует главные условия успешного применения приема: «Овладеть письмом с пропусками непросто. Нужно специально готовить к нему детей на отдельных словах. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций. Только научившись обнаруживать все объективно опасные места в словах, можно научиться разделять их на бесспорные и сомнительные для самого ученика»

Такой способ письма, как доказали ученые, – важнейшее средство дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако для того чтобы оно было действенным, ему должна предшествовать необходимая подготовительная работа и оно должно на протяжении какого-то времени применяться регулярно.

Прием, основы которого начали закладываться еще в 60-е годы, сегодня находит реализацию в современных учебниках, заключая в себе обучающий, развивающий, воспитательный и в целом гуманистический потенциал.

Он последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка:В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко; М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (в последнем из них консультантом выступает П.С. Жедек).

Из вышесказанного видно, что тема орфографического письма "с окошком" была актуальна ещё в прошлом веке и до сих пор активно изучается и применяется в практике преподавания русского языка в начальных классах.



Содержание и методика изучения раздела " Орфография. Запись с пропуском

("с окошком") как способ письма без ошибок."

в начальной школе.


Учителя начальных классов имеют основной необходимый для работы государственный документ - программы по всем предметам учебного плана, в том числе и по русскому языку. Русский язык имеет специфические особенности в распределении программного материала во времени.

В настоящее время, согласно утверждённой программы для четырёхлетней начальной школы, раздел орфографии, на котором изучается письмо "с окошком", изучается во 2, 3, 4 классах.

Содержание раздела ,в процессе обучения , разделяется на несколько блоков. Каждый из которых является своеобразным этапом освоения данного вида письма и предпосылкой для дальнейшего осваивания . Поэтому буду рассматривать данный раздел в системе поэтапного овладения умениями и навыками.

Выделяют пять этапов в формировании способа письма " с окошком":

1.Формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных.(1 класс)

2. Знакомство учащихся с понятием "орфограммы" и особым видом письма "с окошком".(2 класс)

3. Решение некоторых орфографических задач с помощью изученных правил и орфографического словаря. (2 класс)

4. Практическое использования приема пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок. (2 класс)

5. Изучение правил и обучение решению главных орфографических задач. (2, 3, 4 классы).

Рассмотрим содержание и методику работы на каждом из этапов системы.


Первый этап - Формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы на данном этапе ставятся следующие задачи:

  • научить различать детей понятия «звук» и «буква»;

  • развивать комплекс фонетических умений;

  • познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;

  • систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

Выполнение первой из названных задач уже давно является обязательным для периода обучения грамоте, поэтому на нем можно специально не останавливаться ,а вот решения остальных задач в формировании орфографической зоркости учащихся начальных классов необходимо рассмотреть подробно.

Подавляющее число орфограмм почти любого текста (до 90%) составляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частотными являются: безударные гласные в разных частях слова и парные по глухости–звонкости согласные в определенных позициях.

Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки, понятно из названий орфограмм.

а) для гласных – положение без ударения;

б) для согласных – во-первых, парность по глухости–звонкости, а во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л][л’], [м][м’], [н][н’], [р][р’], [й’] и [в][в’].

Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, а действия по их обнаружению – с оценкой позиции звуков, поэтому ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. Оно проявляется в следующих умениях умений:

  • выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости–звонкости или непарный;

  • устанавливать последовательность звуков;

  • ориентироваться в звуках-«соседях»;

  • проводить полный звуковой анализ слов.

К моменту знакомства с признаками «опасных мест» для гласных первоклассники уже знают об ударных и безударных гласных и обозначают ударный звук принятым знаком ударения, а безударный – точкой под значком гласного в схеме или под соответствующей буквой. Позднее действие постановки точки под значком безударного гласного звука или его буквой наполняется новым содержанием: теперь она не только будет указывать на то, что звук безударный, но и станет сигналом «опасности» при письме.

Как показывают наблюдения, через какое-то время после начала работы над орфограммами гласных у детей появляется желание узнать, есть ли «опасные места» у согласных. Это свидетельствует об их готовности к восприятию новой информации.

Чтобы представления о признаках «опасных мест» для согласных, парных по глухости-звонкости, не были фрагментарными, нельзя обойти вниманием и такой их признак, как положение перед другим согласным, если он не сонорный (в том числе [й’]), не [в, в’]. Поскольку материал воспринимается самыми маленькими школьниками, сведения о новом признаке орфограммы упрощаются.

Им сообщается: парный по глухости-звонкости согласный будет «опасным при письме местом», если находится

  • перед другим парным.

  • находится перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

  • делается вывод об опасности ошибки при обозначении такого звука буквами;

  • новое «открытие» условно изображается;

  • схема вносится в таблицу «Опасные при письме места».

В практической работе именно эта таблица и служит напоминанием тех опознавательных признаков, по которым следует искать орфограммы. hello_html_m55179852.png

Вот так ученики уже в период обучения грамоте получают достаточно целостное представление о признаках основных орфограмм. Их знание первоклассниками – тот фундамент, на который опирается практическая работа по формированию орфографической зоркости. На первоначальное становление умения обнаруживать орфограммы по освоенным признакам при работе по учебнику «К тайнам нашего языка» отводится все оставшееся время первого класса.


Второй этап системы - Знакомство учащихся с понятием "орфограммы" и особым видом письма "с окошком"

(2 класс).


Этот этап можно считать самым важным и продолжительным в процессе освоения письма " с окошком". На данном этапе ставятся следующие задачи:

  • соединить имеющееся у учащихся представление об «опасных местах» с понятием орфограмма;

  • научить записывать "орфографические задачи" с надписыванием над «окошком» вариантов букв ;


Первая задача решается в первой четверти 2-го класса в начале раздела «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?».


Планирование уроков во 2 классе

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

(21 час)

Урок 1

Знакомство с понятием  «орфограмма»

Урок 2

Орфограммы безударных и ударных гласных

Урок 3

Орфограммы парных  по глухости–звонкости согласных

Урок 4

Непарные по глухости–звонкости согласные – не орфограммы. («Когда согласным можно доверять?»)

Урок 5

Парные по глухости–звонкости согласные перед непарными звонкими и [в,в'] – не орфограммы

Урок 6

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

Урок 7

Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)

Урок 8

Обучение работе  с орфографическим словарем. («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)

Урок 9

Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм: по памятке 3. («Учимся писать без ошибок»)

Урок 10

Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

Урок 11

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)

Урок 12

Закрепление письма с «окошками» и последующего решения орфографических задач освоенными способами

Урок 13

Введение памятки 4: с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы. («Знаю или не знаю? Пишу или …?»)

Урок 14

Закрепление нового способа письма

Урок 15

Тренировка в письме «с окошками» по памятке 4

Урок 16

Две орфограммы в безударных слогах [жышы]. («Бывает ли буква одна, а орфограмм две?»)

Урок 17

Закрепление пройденного. («Проверяем себя»)

Урок 18

Закрепление пройденного

Урок 19

Закрепление пройденного

Урок 20

Контрольная работа

Урок 21

Анализ контрольной работы


После некоторых наблюдений, выполненных в той же логике, что и в 1-м классе, учащиеся вновь приходят к очень важному выводу:

« На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна. Её нужно выбрать. Выберешь не ту букву, допустишь ошибку.»

Этот вывод ложится в основу определения понятия орфограмма. В употребление вводится соответствующий термин, который должен постепенно вытеснить выражение «опасное при письме место». Ребята узнают: «место в слове, где при письме нужно выбирать букву, учёные назвали словом орфогрáмма. Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка».

Сначала понятие орфограмма обсуждается применительно к гласным, а затем и к парным по глухости-звонкости согласным. Те и другие, составляя большую часть всех орфограмм любого текста, объединяются для детей под общим названием: главные «опасности письма», главные орфограммы. Такое объединение позволит в дальнейшем работать над этими видами орфограмм в единой системе.

Первая тема, которая готовит знакомство с приемом пропуска буквы, называется «Учимся записывать орфографические задачи»; она приходится на вторую половину I четверти 2-го класса и решает вторую задачу этапа. На уроке осмысливается сущность недавно введенного понятия «орфограмма» (место, где для обозначения определенного звука нужно выбирать букву), а также начинает использоваться выражение «орфографическая задача», то есть орфографический вопрос, на который надо ответить. Текст, представленный в тетради-задачнике выглядит так:

hello_html_49af6a88.png

Необычным в приведенной записи является, во-первых, отсутствие букв на месте всех орфограмм (они заменены точками как сигналами «опасности»), а во-вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв.

Стоит заметить, что расшифровка подобной искусственной записи – это выполняемое несколько раз специальное упражнение. Его назначение – помочь второклассникам понять, какие действия мы производим при осознанном письме. В записи отражены два действия:

  • нахождение орфограммы и

  • четкая постановка перед собой орфографической задачи.

Только после того, как дети познакомились со способом записи слов в виде орфографической задачи необходимо освоить его на практике.

Третий этап - Решение некоторых орфографических задач с помощью изученных правил и орфографического словаря

Данный этап носит практический характер, так как основная цель - освоить прием пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • формировать потребность в использовании приёма письма "с окошком" для осознанного "ухода" от орфографических ошибок при встрече с орфографической задачей;

  • познакомить со способами решения орфографической задачи при письме "с окошками" ;

  • формировать умение контролировать не только свой результат, но и процесс его достижения;

  • воспитание у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи;

Решение некоторых орфографических задач не вызывает у детей затруднения , так как они уже владеют правилами . Они сразу решают задачу: зачеркивают неверную букву, а правильную вписывают в слово. Во всех других местах останутся «окошки». Так второклассники приобретают первый опыт рефлексивных действий, связанных с разграничением того, что они знают и чего не знают.

Задания уроков данного этапа преследуют одну важную цель: подсказать ребятам мысль о том, как можно «уходить» от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать. Здесь же осознается и смысл надписывания над «окошком» вариантов букв: сделать запись слова понятной. Пока происходит осмысление учащимися чужого опыта, но через некоторое время он составит основу собственного.

Следующий шаг в работе – знакомство с авторитетным источником, который подсказывает написание слов, – с орфографическим словарем, освоение способа поиска слов в словаре. Вот памятка, на основе которой второклассники овладевают столь важным умением.

hello_html_464be97b.png


Освоение словаря хорошо сочетается с мотивацией применения «окошек» для сознательного «ухода» от ошибок, с продолжением осмысления того, в чем состоят орфографические трудности, и помощью детям в постепенном запоминании правильного облика так называемых словарных слов.

Проведенная работа была подготовкой к началу практического использования приема пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок.


Четвёртый этап - Практическое использования приема пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок.


На этом этапе учащиеся должны писать с пропуском даже те орфограммы, на месте которых они знают букву или могут определить ее с помощью известного правила или словаря. Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, желательно другим цветом; нет – оставляют пропуск. На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку

.

Порядок действий при письме под диктовку


I. Подготовка к письму:

1) дети слушают орфоэпически произнесенное слово (короткое предложение);

2) повторяют его, выделяя слоги и определяя ударный;

3) под самодиктовку чертят слоговую модель, указывают ударение;

4) находят и показывают (черточкой или точкой), где при письме буквами будут орфограммы.

II. Запись:

5) глядя на модель, школьники диктуют себе и записывают слово с «окошками», ставя вместо буквы сигнал опасности (точку).

III.Решение отдельных задач:

6) ученики вписывают буквы, если могут применить правило или точно помнят написание (раньше смотрели в словаре, писали, читали);

IV.Проверка:

7) ведя карандашом по слогам, учащиеся прочитывают написанное, проверяя, нет ли неоправданных пропусков букв и других описок.


Завершающий этап описываемого блока уроков – переход на письмо с пропуском букв на месте орфограмм не по объективному критерию, а по субъективному: «окошки» остаются лишь там, где у пишущего возникает сомнение.

Руководством к орфографическому действию становится Памятка 4. Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма, причем не только на данном этапе, но и в дальнейшем.

hello_html_m46c4650.png

Пятый этап - Изучение правил и обучение решению главных орфографических задач.

Этот этап реализуется на протяжении 2, 3, 4 классов и имеет место при изучении русского языка на второй ступени образования. Это связано с тем, что его освоение требует изучения основных орфографических правил написания. Общие задачи будут следующие:

  • познакомить с понятием "орфографическое правило" и его применением, как способом решения орфографической задачи;

  • научить решать орфографические задачи с помощью проверочных слов или орфографических правил;

  • способствовать формированию активного использования данного приёма письма в процессе изучения курса русского языка в школе.

2 класс:

Во втором классе этап начинается с темы "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова".


Планирование уроков во 2 классе

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

(26 часов)

Урок 1

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. («Слова-подсказки – какие они?»)

Урок 2

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

Урок 3

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

Урок 4

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

Урок 5

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

Урок 6

Объяснение значения слова как способ проверки. («От значения слова – к правильной букве»)

Урок 7

Способы подбора проверочных слов для названий действий

Урок 8

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

Урок 9

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

Урок 10

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

Урок 11

Тренировка в подборе проверочных слов для корней слов-названий

Урок 12

Значение слова и его написание. («Снова о значении слова»)

Урок 13

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. Систематизация способов их подбора

Урок 14

Знакомство с понятием «орфографическое правило». Уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости–звонкости согласных в корне

Урок 15

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

Урок 16

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных по глухости–звонкости согласных в корнях слов

Урок 17

Решаемые и пока нерешаемые орфографические задачи. Письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок. («Обобщаем и стараемся писать без ошибок»)

Урок 18

Тренировка в разграничении решаемых и пока нерешаемых задач. Закрепление освоенных способов действия. Текущая проверочная работа

Урок 19

Анализ проверочной работы. Закрепление пройденного материала

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»)

Урок 20

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн,с'н] и способов ее решения

Урок 21

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [ зн, з'н', ств, нц, рц ] и способов ее решения (в том числе по словарю)

Урок 22

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении

Урок 23

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении

Работа над непроверяемыми написаниями

Урок 24

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. Обучение пользованию словарем. («Когда командует словарь»)

Урок 25

Правописание удвоенных согласных в корне слова. («Звук один, а буквы две»)

Урок 26

Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами

Урок 26

Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами


Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями:

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова.

2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные слова? Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач –

это тот, кто сИльный, и т. п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами,

в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах».

3 класс:

В центре внимания находится изучение следующих орфографических правил:

ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);

безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные гласные в окончаниях имён прилагательных;

безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;

раздельное написание не с глаголами;

ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;

написание суффиксов -ек – -ик;

написание сочетаний ци–цы в положении под ударением и без ударения;


4класс:

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Диагностика сформированности основных умений и навыков по теме "Орфография. Запись с пропуском ("с окошком") как способ письма без ошибок."

На 1 этапе - формирования умения обнаруживать орфограммы безударных гласных.

Контрольная работа по русскому языку в 1 классе

1. Диктант: Осы

Был тёплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой. (22 слова)

2. Грамматические задания:

1) В словах день, пень подчеркнуть мягкие согласные и обвести в овал буквы, которые дают команду "читай мягко впереди стоящий согласный звук".

2)Во втором и седьмом предложениях подчеркнуть одной чертой буквы твёрдых согласных звуков, а двумя чертами - буквы мягких согласных звуков.

hello_html_53a18f97.png























Анализ контрольной работы (итоговой) в 1 б классе по русскому языку.

Ошибки в загл. букве, точка.










Пропуск букв, замена.

Сочетания жи-ши, ча-ща.

Оценка за диктант

Деление на слоги

Ударение в словах

Путает гласные-согласные

Путает твёрдые и мягкие согласные

Оценка за задания.



1.

Артемьева Юлия

+

-

-

4

-

-

-

+

4

2.

Березин Андрей

-

-

-

4

-

-

-

+

4

3.

Бречко Кристиан

-

+

-

3

+

-

-

+

3

4.

Вознесенский Иван

-

-

-

4

-

-

-

+

3

5.

Гаврилина Дарья

-

-

-

4

-

-

-

+

4

6.

Головейко Егор

-

-

-

5

-

-

-

-

5

7.

Земсков Кирилл

+

-

-

4

-

-

-

+

3

8.

Итальянцева Анна

+

-

-

4

+

-

-

-

4

9.

Катин Илья

-

-

-

5

-

-

-

+

4

10.

Каширина Анастасия

+

-

-

4

-

-

-

-

5

11.

Худякова Мария

-

-

-

5

-

-

-

-

5

12.

Крашановская Вероника

-

-

-

5

-

-

-

-

5

13.

Кузнецова Евгения

-

+

-

4

-

-

+

-

4

14.

Лаврентьева Алиса

-

-

-

5

-

-

+

-

4

15.

Нгуен Настя

-

-

-

5

-

-

-

+

4

16.

Особливец Ростислав

-

-

-

5

-

-

-

+

4

17.

Папилова Елизавета

-

+

-

4

-

-

+

+

4

18.

Плотнов Артём

-

-

-

5

-

-

-

-

5

19.

Рекина Таня

-

-

-

5

-

-

-

-

5

20.

Суханова Анна

-

-

-

5

-

-

+

-

4

21.

Титанов Павел

-

-

-

5

-

-

+

-

4

22.

Фёдоров Иван

+

+

-

3

-

-

-

+

3

23.

Хамов Артём

+

+

-

3

-

-

+

+

3

24.

Щедрина Анастасия

-

-

-

5

-

-

-

-

5

25

Арзамаскина Люба

-

+

-

3

-

-

+

+

4

26

Мамедова Назрина

-

-

-

5

-

-

-

-

5


правильно

20

20

26


24

26

19

13



ошибки

6

6

0


2

0

7

13


За диктант

Выс. -13(50%)

Сред.- 9 (35%)

Низ. – 4(15%)

За грамматические задания

Выс. -8 (30,7%)

Сред.-13 (50%)

Низ. – 5(19,3%)





На 2 этапе - знакомства учащихся с понятием "орфограммы" и особым видом письма "с окошком".

Контрольная работа по русскому языку во 2 классе (за 2 четверть)

1. Диктант:

Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Кошке песню поёт. Потом услышал ребячьи крики и помчался к друзьям. Давно пора! (22 слова)

2. Грамматические задания:

1).Сделать звуко - буквенный разбор слов: друг, крик.

2)Выписать слова с разделительным мягким знаком.

3)В четвёртом предложении обвести буквы парных по глухости звонкости согласных звуков, которым мы "доверяем" при письме и стрелочкой указать причину.

hello_html_71e0333b.png

Анализ контрольной работы за 2 четверть во 2 б классе по русскому языку.

Ошибки в загл. букве, точка.






Пропуск букв, замена.

Безударные гласные

Парные согласные

Разделительный мягкий знак

Владение технологией письма "с окошком"

Оценка за диктант

Звуко - буквенный разбор

Выбор слов с разд. мягким знаком

Нахождение парных согл., которым при письме "доверяем"

Указание причин безопасного письма парн. согл.

Оценка за задания.

1.

АртемьеваЮ.

-

-

-

-

-

+Ош.

4

Ош.

-

-

Ош.

4

2.

Березин А.

-

-

-

-

-

+ Ош.

4

Ош.

-

-

-

4

3.

Бречко Кр.

Ош.

Ош.

-


-

- Ош.

3

Ош.

-

Ош.

Ош.

3

4.

Вознесенский Иван

-

-

-


-

+ Ош.

4

Ош.

-

-

Ош.

3

5.

Гаврилина Д.

-

-

Ош.


-

+

4

-

-

-

Ош.

4

6.

Головейко Е.

-

-

-


-

+

5

-

-

-

-

5

7.

Земсков К.

+

-

-


-

+

4

-

-

Ош.

Ош.

4

8.

Итальянцева Анна

-

-

-


-

+ Ош.

4

Ош.

-

-

-

4

9.

Катин Илья

-

-

-

-

Ош.

+ Ош.

4

-

-

-

Ош.

4

10.

Каширина А.

-

-

-

-

-

+ Ош.

4

-

Ош.

-

-

4

11.

Худякова М.

-

-

-

-

Ош.

+ Ош.

4

Ош.

-

-

-

4

12.

Крашановская Вероника

-

-

-

-

-

+

5

Ош.

-

-

-

4

13.

Кузнецова Е.

-

+

-

-

-

+

4

-

-

Ош.

Ош.

4

14.

Лаврентьева Алиса

-

-

-

-

-

+

5

-

-

-

-

5

15.

Нгуен Настя

-

-

-


Ош.

+

4

-

-

-

Ош.

4

16.

Особливец Р.

-

-

-



+ Ош.

4

-

-

-

Ош.

4

17.

Папилова Е.

-

Ош.

-

-

Ош.

+

3

Ош.

-

Ош.

Ош.

3

18.

Плотнов А.

-

-

-


Ош.

+

4

-

-

Ош.

-

4

19.

Рекина Таня

-

-

-

-

-

+

5

-

-

-

-

5

20.

Суханова А.

-

-

-



+ Ош.

4

-

-

-

-

5

21.

Фёдоров И.

Ош.

Ош.

-


Ош.

- +

3

Ош.

-

Ош.

Ош.

3

22.

Хамов Арт.

Ош.

Ош.

-


Ош.

- +

3

Ош.

Ош.

Ош.

Ош.

3

23.

Щедрина А.

-

-

-

-

Ош.

+

4

Ош.

-

-

-

4

24

Арзамаскина Люба

-

Ош.

-

Ош.


+

3

-

Ош.

+

+

4

25

Мамедова Н.

-

-

-

Ош.


+

4

-

-

-

-

5


правильно

22

20

24

23

17

23


14

22

18

13



ошибки

3

5

1

2

8

3


11

3

7

12


За диктант

Выс. -3(12%)

Сред.- 16 (64%)

Низ. – 6(24%)




За грамматические задания

Выс. -5(20%)

Сред.-15 (60%)

Низ. – 5(20%)







Заключение

Применение приёма на всех этапах обучения русскому языку в начальных классах имеет большое значение для дельнейшего его изучения и обеспечивает:

  • становление у младших школьников орфографической зоркости,;

  • рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия;

  • постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи;

  • психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки;

  • формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.





Урок русского языка во 2 классе


Тема: Обучение работе с орфографическим словарём.


Цель: научить работать с орфографическим словарём

Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость с помощью технологии письма " с окошком" ;

  • Учить решать орфографические задачи с помощью орфографического словаря;

  • Воспитывать ответственное отношение к качеству своей речи;

1.Создание эмоционального настроя

- Настал новый день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу

- Что мы пожелаем друг другу?




Глубоко вдохните и выдохните.…Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Орфографическая пятиминутка

(На доске предложение)

Наша к (о/а)рова Тучка спит.

- Прочитайте. Что вы можете сказать?



- Какие правила помогают уже вам при письме?





3.Сообщение темы урока. – Правил, мы тоже пока знаем мало.

- Ребята, найдите и запишите слово из предложения, которое состоит из 3 слогов.

Постройте линеечку оценивания. Оцените, смогли вы найти это слово

(Проверка)


- Докажи.



-Как правильно пишется это слово, мы пока тоже не знаем корова или карова- Как же поступить?

-Однажды меня первоклассник спросил: нет ли специального справочного бюро, в которое можно обращаться?

-Что вы бы ему ответили?

-Конечно, такое справочное бюро существует. Это словарь. Вы уже не раз туда заглядывали.

Но сегодня на уроке мы с ним познакомимся поближе.

- Какие задачи перед собой поставим?

-Хорошо.

-Перед вами лежат листочки с линеечками оценивания.

____ _____


_____ _____

Н. У. К. У.

(начало (конец урока)

урока)

- Оцените себя в начале урока, как я умею работать со словарём.

4. Работа над новым материалом.

- Откройте словарь на стр. 132,

- Скажите, как он точно называется.

- Попытайтесь объяснить оба слова в названии.

- Почему это словарь?

- Почему орфографический?

-Давайте заглянем в сообщение на стр.57

- Что вы узнали из сообщения?

- Слово «словарь» произошло от слова «слово». Словарь- это сборник слов. Потом он напоминает, что «орфос» означает правильный, а значит, в таком словаре узнают о правильном написании слов. Существуют много разных орфографических словарей.

(Показ словарей).

-У всех словарей, и больших, и маленьких,

Есть одна общая особенность в расположении слов.

- Откройте её, заглянув в свой словарь.

( на партах лежит школьный орфографический словарь)

- Как вы думаете, почему слова во всех словарях располагают по алфавиту?

- А зачем быстро находить слова?


- Хотите научиться так пользоваться словарём, чтобы он стал помощником?

Работа по учебнику с. 58 упр.№131

-Чтобы орфографический словарь стал твоим помощником, научись им пользоваться.

(чтение памятки « Как пользоваться орфографическим словарём?»)

- Расскажите, как правильно пользоваться орфографическим словарём?








- Молодец!

- Сейчас вернёмся к нашему слову корова

- Как же его правильно записать?

- Какую букву мы выбираем?

-Куда мы с вами обратились, чтоб решить эту орфографическую задачу?

6.Минутка отдыха. Разминка для глаз:

- Часто поморгай несколько раз.

-Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5.

-Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3,затем открой глаза и посмотри в даль, сосчитай до 5.

7.Практическая работа с орфографическим словарём

- Помните Катину записку на с. 39 задачника?

-Давайте с помощью словаря поможем Кате узнать написание некоторых слов.

-Найдите и прочитайте первое слово, которое она написала с «окошками»/

-Из каких букв мы будем выбирать правильную?

-Найдите в словаре слова на букву с и поищите начало нашего слова.

- Прочитайте, как оно пишется.

-Зачеркните в Катиной записке ненужные теперь буквы, а верные впишите в «окошки»

(Учитель наблюдает за работой класса и оказывает индивидуальную помощь)

- А сейчас будем работать в парах

Игра «Не ошибись»

(Приготовлены конверты. На конвертах наклеены зверюшки, а в этих конвертах лежат слова из тетради – задачника «Словарная страница»

.п.льсин, г.рох,м.локо, м.рковь,к.фир,к.сель,

см.тана,п.м.дор, яг.да, .ладьи, .рех,в.рм.шель.

Каждая пара находит «своё» слово и диктует его остальным)

Кто правильно продиктовал, значит, письмо дойдёт до адресата и зверюшки получат -вкусняшки.

Взаимопроверка тетрадей

- Ребята, вы сейчас записали слова, проверьте и оцените друг у друга.

8.Подведение итогов урока.

- Что я взял для себя с этого урока?

- Чему вы научились на уроке?

- Сможете ли вы рассказать дома о том, почему орфографический словарь так называется?





- Оцените себя в конце урока на линеечке оценивания.

9.Домашнее задание.

Упражнение №134 с.60

Спасибо за прекрасные ответы и за вашу работу.

Урок закончен.


Дети поворачиваются лицом друг к другу,улыбаются.

- Хорошего настроения.

-Отличных ответов.

- Я хочу пожелать всем ребятам добра и улыбок.

Ребята выполняют вдохи и выдохи








Дети читают.

- Я думаю, что это предложение.

- В этом предложении 4 слова.

- А я считаю, что здесь есть слова на правила.

-Раздельное написание слов

-Большая буква в начале предложения

- Большая буква в именах собственных.

-ЧК пишется без мягкого знака.

- Ставим точку в конце предложения.


Дети самостоятельно записывают.

Ученики строят линеечку и оценивают себя.

- Я выписал слово корова

(Все ребята показывают знак + жестом)

- В этом слове 3 гласные.

Дети соглашаются.

- Я думаю, что можно спросить у взрослых.

- Я посмотрю в книге.

- Я предполагаю, что справочное бюро есть –это словарь.






- Я хочу узнать, как со словарём правильно работать.

- Я хочу научиться быстро, находить слова.


Ребята оценивают.









Орфографический словарь

- Я думаю, что там записаны слова

правильно.


Дети открывают учебник и читают

- Я узнал, что можно узнать о правильном написании слов, об орфограммах, в орфографическом словаре.






Дети рассматривают словари.



- Слова расположены по алфавиту.


- Я предполагаю, чтобы быстро находить слова.

- Чтобы экономить время

- Я думаю, чтобы легче было найти слово.

-Да!





(Ученики самостоятельно читают)

- Я буду делать:

1 шаг

Определю, из каких букв буду выбирать правильную.

2 шаг

Поищу слово с одной из букв. Если найду, то пишу ту, что в словаре, если не найду, то найду слово с другой буквой. Узнал букву. Пишу её. Не узнал. Оставлю « окошко»

3 шаг

Проверю – прочитаю слово у себя и ещё раз сверю со словарём.

Ребята ищут его в словаре

- Это слово пишется корова, выбираем букву о

(дети показывают знак +)

-К словарю.


Ребята выполняют команды.












- Сковорода

- «Ска» или «ско»


Дети ищут слова на букву с


Дети читают хором - сковорода

Берут ручки и зачёркивают ненужные буквы, а верные вписывают.









Ребята находят слова и диктуют






Ребята обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают друг у друга.

Устные высказывания.

-Как необходим орфографический словарь.

-Я научился пользоваться словарём.

- Я научился правильно работать со словарём

- Я знаю как пишутся некоторые слова из словаря

-Я смогу сам найти и написать правильно слово.

- Я научился быстро находить слова.

(Оценивают себя)

Открывают дневники и записывают д/з





Использованная литература


1 Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993 и послед. С. 136–145.

2. Кобызев А.И., Заморзаева Е.М. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости //Обучение орфографии в восьмилетней школе/ Ред.-сост. М.М. Разумовская. М., 1974.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1. Изд. 3-е,. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

7. Материалы сайта Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей.

8.Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. – Нач. шк. – 2003. – № 6. – С. 82– 86




33

  • Другое
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 341
Номер материала MA-073904

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»