Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методическая разработка по построению современного урока

Методическая разработка по построению современного урока

Структурные компоненты построения современного урока

Автор: Деведерова В.В. преподаватель филиала БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» МЗ ЧР в г.Канаш

Предлагаю вам материал, необходимый при составлении технологических карт уроков различного типа. Данная публикация будет полезна как учителям среднеобразовательных учебных заведений, так и преподавателям ОГСЭ СПО.

Этот материал поможет при формулировке отдельных этапов занятий и уроков.

Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО - это новая, уникальная и актуальная методика перехода от традиционного, репродуктивного урока к современному, построенному на основе системно-деятельностного подхода.

Какие же современные тенденции вызвали необходимость в этом переходе на использование новых технологий? Что подтолкнуло общество к модернизации образования?

По всей видимости развитие современных информационных технологий и их доминирование в повседневной жизни подтолкнуло такую науку как педагогика рассматривать процесс обучения подрастающего поколения не столько как творчество, где педагог моделирует, творит урок, а как сложный технологический процесс. А любой процесс в технологии невозможен без плана, проекта, сметы необходимых материальных средств для осуществления этого проекта, то есть необходима целая система. Конечной целью любого технологического процесса является получение готовой продукции.

Исходя из этого, современная педагогика предлагает разрабатывать план урока в виде технологической карты, которая строится системно, т.е. процесс построения урока отображён как по вертикали (завязка, кульминация, финал), так и по горизонтали (методы и приёмы развития урока, способы взаимодействия педагога и обучающихся, ТСО применяемые в процессе обучения, различные предметные и метапредметные связи, конечная цель и т.д.).

Основной целью этих нововведений является воспитание новой личности, которая способна не только усваивать определённое количество знаний, необходимых для поступления в средние и высшие учебные заведения или для успешной сдачи ЕГЭ, а мыслить и действовать не только лишь по шаблону «как учили», но и уметь применять эти знания в жизни, чем повышать сою конкурентоспособность на рынке труда.

Поэтому и возникла необходимость переориентировать школьное образование на становление и развитие просвещенной и компетентной личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач.

Если всего лишь 5-10 лет назад по результатам международных исследований было доказано, что наши российские ученики проигрывают сверстникам из других стран:

в умении использовать школьные знания в жизни;

в умении работать с информацией;

в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

в умении связывать с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, то сегодня наши лучшие выпускники доказали и показали свой творческий и умственный потенциал на международных конкурсах, таких как World Skills, например.

Технология проектирования современного урока с использованием технологической карты при реализации требований ФГОС и предназначена помочь педагогам эффективно решать задачи по модернизации образования.

Технологическая карта занятия-это графическое отображение сценария урока, своего рода навигатор проведения урока, в котором заложены   методы   индивидуальной работы и   возможности его вариативного   развития.  Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие обучающего и обучающегося на занятии, планирование деятельности на каждом его этапе. В результате этой деятельности педагог и ученик показывают своё активное отношение к окружающему миру, вносят целесообразные изменения и преобразования в свои действия и операции, которые в результате приводят обе стороны к намеченной цели. Всякая деятельность, в том числе и учебная подразумевает достижение определённых целей с помощью тех или иных средств, результат и сам процесс деятельности. Всё это невозможно представить без осознанности выполнения вышеназванных шагов.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании своего занятия преподаватель сам определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкцию занятия, преподаватель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок или занятие необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы педагога, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе урока.

Рассмотрим поподробнее саму структуру ТКУ (технологической карты урока). ТКУ- обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Проект урока- это представленный педагогом план проведения урока с возможной корректировкой (с заложенной изначально вариативностью урока). В структуре ТКУ необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществлённых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Существуют различные мнения по поводу того, какие параметры следует включать в ТКУ. И.Я.Мороз предлагает выделить в структуре ТКУ блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

- организационно-деятельностный блок (структуризация на действия и операции).

Однако согласно мнению КПН Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования И.М. Логвиновой и Г.Л. Копотевой моноструктурная карта для учителя-практика является более оптимальной- как по времени, так и по усилиям, необходимым для её составления.

Такими параметрами могут быть этапы урока с его названиями, цели, поставленные перед каждым этапом урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, где также отображены все формы работы, применяемые на уроке (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) и конечный результат (формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД-организация собственной деятельности.

Познавательные УУД-умения результативно мыслить и работать с информацией. Коммуникативные УУД-умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.

Прежде всего в технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:

личностных;

метапредметных; Метапредметность (“мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета) - основана на интеграции, на универсальных знаниях.

предметных



Разберём пошагово саму структуру ТКУ.

Начнём с этапов занятия. Вариант выбора этапов зависит от самого типа занятия.

Например, для комбинированного занятия возможен следующий вариант выбора этапов:

1) организационный момент;

2) мотивация учебной деятельности;

3) контроль исходного уровня или актуализация знаний-умений;

4) изучение нового материала;

5) закрепление материала;

6) рубежный контроль;

7) рефлексия;

8) итоги занятия.


Занятие усвоения новых знаний может иметь следующие этапы:

1) организационный момент;

2) актуализация и коррекция опорных знаний-умений;

3) мотивация учебной деятельности;

4) изложение нового материала;

5) обобщение и систематизация знаний;

6) рефлексия;

7) итоги занятия.


Занятие усвоения умений и формирования навыков может иметь следующие этапы:

1) организационный момент;

2) актуализация и коррекция опорных знаний-умений;

3) мотивация учебной деятельности;

4) изучение нового материала (правил, способов, понятий, необходимых для усвоения умений);

5) первичное применение нового материала (тренировочные упражнения с объяснением, комментирование, обоснованием, быстрым устранением ошибок);

6) применение новых умений в стандартных условиях (действие по образцу);

7) творческий перенос знаний (проверка самостоятельности выполнения);

8) рефлексия;

9) итоги занятия.


Занятие применения новых знаний, умений, навыков может иметь следующие этапы:

1) организационный момент;

2) актуализация и коррекция опорных знаний;

3) мотивация учебной деятельности;

4) осмысление содержания и последовательности применения практических действий;

5) самостоятельная работа под контролем преподавателя;

6) обобщение и систематизация практической работы;

7) рефлексия;

8) итоги занятия.


Занятие обобщения и систематизации знаний может иметь следующие этапы:

1) организационный момент;

2) мотивация учебной деятельности;

3) актуализация и коррекция опорных знаний;

4) повторение и анализ основных изученных фактов, явлений, теорий и пр.;

5) обобщение и систематизация понятий;

6) рефлексия;

7) итоги занятия.


Занятие контроля, оценки и коррекции новых знаний, умений и навыков может иметь следующие этапы:

1) организационный момент;

2) мотивация учебной деятельности;

3) контроль:

- умения воспроизводить формулировки, раскрывать сущность понятий;

- умения систематизировать знания;

- умения применять знания и умения в стандартных условиях;

- умения применять знания и умения в нестандартных условиях;

4) рефлексия;

5) итоги занятия

При формулировке целей урока или занятия можно использовать следующий вариант, представленный в статье методиста ГБОУ гимназии № 1583, г. Москва Капрановой М. Н.,

Цель урока

Цель урока формулируется в виде отглагольного существительного: развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора и т. п.

В статье представлены следующие цели:

- Формирование информационной и алгоритмической культуры.

- Формирование представлений об основных изучаемых понятиях.

- Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. Развитие умений составлять и записывать…

-Формирование умений формализации и структурирования информации.

-Формирование умения выбирать способ представления данных.

-Формирование умений и навыков безопасного и целесообразного использования Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Если рассматривать цели занятий с точки зрения развивающей, образовательной и воспитательной, то целесообразно также использовать следующие формулировки для представления целей занятия или урока, например, английского языка:

- Образовательные

1.Формировать лексические навыки по теме «Квартира».

2. Формировать грамматические навыки употребления Present Simple

-Развивающие

Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности

Развивать умения систематизировать новые знания и на их основе составлять диаграммы и заполнять таблицу

-Воспитательные

Пробуждать и поддерживать интерес к родной стране, продолжать формирование патриотических чувств.

Воспитывать толерантность, умение обосновать свою позицию.

Следует помнить, что цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации этого плана.

Следующий пункт ТКУ – это содержание учебного материала, что подразумевает соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника. Весьма полезно при разработке и проведении занятия или урока выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики. Было бы целесообразным даже обсудить это с самими обучающимися.

Методы и приемы организации учебной деятельности- это следующий пункт ТКУ.


Методы обучения

В зависимости от характера познавательной деятельности выделяют следующие группы методов (И. Лернер, М. Скаткин):

-объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж);

-репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение);

-проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);

-частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа);

-поисковые (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, проектирование).

Что касается приёмов организации учебной деятельности, то их применение зависит от целей и задач занятия; особенностей содержания занятия; возможностей студентов; ресурсов времени; материальных ресурсов; возможностей преподавателя.

Например при первичном восприятии и усвоении нового теоретического

учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) весьма логично использовать приемы привлечения внимания учащихся к принципиально новым сведениям с помощью таких обучающих игр, как «Удивляй!», «Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка» и множества других.(Т.Ю.Бутурлакина «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС).

Технологический процесс подготовки современного урока по-прежнему требует от педагога соблюдения следующих этапов урока, таких как;

определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться

к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в

изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке.

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие возможные формулировки деятельности:


Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся


Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

- индивидуальный контроль;

- выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

- комментарий к домашнему заданию;

- задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

- взаимопроверку;

- коллективную проверку;

- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

- оценочные высказывания

обучающихся;

- обсуждение способов решения;

- поисковую работу обучающихся

(постановка цели и план действий);

- самостоятельную работу с учебником;

- беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о...

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

- самооценку;

- самопроверку;

- взаимопроверку;

- предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


Рассмотрим следующий блок ТКУ, который касается ожидаемых результатов урока или занятия. В формулировке планируемых результатов также необходимо рассмотреть формирование УУД и их соответствие поставленным задачам.


Планируемые результаты

Для описания результатов используют формулировку:

-После проведения урока (занятия) учащиеся смогут…

Предметные результаты

-Смогут использовать термин…

- Смогут понимать различия между употреблением терминов…

- Смогут описывать…

- Смогут работать с сервисами…

- Смогут выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи.

Личностные результаты

- Смогут более ответственно относиться к учёбе.

- Будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

-Получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

- Будут более осознанно относиться к собственным поступкам.

- Смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

-Смогут самостоятельно определять цели своего обучения.

- Смогут ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

- Овладеют основами самоконтроля.

- Овладеют основами самооценки.

- Овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

- Смогут определять понятия…

-Смогут создавать обобщение…

-Смогут устанавливать аналогии…

- Приобретут умение классифицировать…

- Приобретут умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

-Смогут устанавливать причинно-следственные связи.

- Смогут строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

-Смогут создавать, применять и преобразовывать…

- Смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

-Смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

-Продемонстрируют уверенное владение устной и письменной речью.

-Приобретут навыки формирования и развития


К технологической карте прилагаются: раздаточный материал, инструкции для студентов, контролирующие материалы с эталонами ответов (в том числе вопросы для устного контроля), критерии оценок (в том числе лист оценки манипуляции).

Следует признать, что ТКУ-это новый продукт педагогической мысли, хоть и с элементами классической устоявшейся науки обучения. На данный момент устоявшейся, унифицированной формы карты урока не существует, но можно проследить общие тенденции в планировании педагогами своих уроков:

- популярность использования ТКУ для планирования учебной деятельности достаточно высока;

-карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов и в зависимости от степени детализации хода урока;

-разработчики карт привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

В завершение следует отметить, что ТКУ-это новый инструмент педагогики, возникновение которого вызвано влиянием времени, появлением новых технологий и потоком постоянно изменяющейся информации, которую ученикам приходится ежедневно перерабатывать, а учителю находить оптимальные пути донести её до своих учеников, и, что его использование обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.














Список использованной литературы


1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение,2012.

2. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных

учреждений СПО и НПО) г. Армавир 2013 г.

3. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.

4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/Муниципальное образование: инновация и эксперимент. -2010. №2

5. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /М.:Народное образование, 2010.

7. Образовательная система «Школа 2100» /Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

9. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012.

10. Капранова М. Н., Создание технологической карты урока. Педагогическая мастерская. Всё для учителя, № 6 (42) 2015 г.





13

  • Другое
Автор Деведерова Вера Витальевна
Дата добавления 08.11.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 49
Номер материала MA-081724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы