МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко»
Образовательная программа дополнительного
образования
«Юные
краеведы».
Составила:
воспитатель
1 квалификационной
категории
Яковлева
А.Б.
2016 г.
Аннотация
к
образовательной программе дополнительного образования «Юные краеведы».
Методическая
разработка, представленная Яковлевой А.Б., воспитателем МДОБУ Сурокский
детский сад «Солнышко» посвящена
использованию краеведческого материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Разработанная
программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное
изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует
определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на
личностно - ориентированном подходе. Материал предназначен для педагогов
дошкольных образовательных учреждений.
Содержание
Аннотация……………………………………………………………2
Введение...............................................................................................4
Основная
часть.....................................................................................7
Заключение..........................................................................................18
Библиографический
список................................................................19
Введение
Дошкольное
детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период
закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста.
Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на
четырех сферах.
• природа
• рукотворный
мир человека
• отношение
к общественной жизни
• человек
и его собственная жизнь
В
настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре,
обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет.
Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют
краеведами. Материалы, созданные ими, привлекают внимание взрослых,
подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Программа
нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и
уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических
способов познания. Она позволяет через дополнительное образование
воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на
познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного
возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях,
профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического,
нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа
предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи
земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем,
проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы
способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю,
развитию патриотических чувств.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для
детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к
природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание
патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко
всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной
позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Изучение истории
родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно -
познавательную деятельность, готовит к исследовательской деятельности.
Цель и задачи кружка
Цель
кружка: воспитание эмоционально-отзывчивой,
духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его
к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Расширять
кругозор детей на основе краеведческого материала доступного их пониманию.
- Развивать
эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району.
- Формировать
любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
- Развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об
особенностях родного края, природы, истории.
- Формировать
умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать
это в своей деятельности.
- Развить
такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
-Способствовать
развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста,
формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и
приобретать знания о родном крае.
- Воспитывать
чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в
городе, сопричастности к этому.
- Воспитывать
нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное
развитие в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Считаю,
что каждый человек, живущий в пашей республике должен знать родной язык,
глубоко понимать и уважать культуру своего парода. Работу по возрождению
культуры, развитию языков, формированию этнического самосознания и умению жить
гармонично в многонациональном мире, необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Основная часть
Разработанная
программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное
изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует
определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на
личностно - ориентированном подходе.
1 блок:
«Мой
любимый край».
Содержание
данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным
краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей родного
поселка.
2 блок:
«Природа
родного края» содержание
данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей
растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных
птиц, которые обживают леса и местность. Предусматривает расширение знаний
детей о рукотворной природе.
3 блок.
«Быт
и традиции» Этот
блок направлен на то, чтобы воспитатель познакомил детей дошкольного возраста с
народами родного края, понятием быт, традиции. Содержание данного блока
предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать
представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях
бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего
века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины.
Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать
представления о связи между поколениями.
4 блок.
«Культура
и искусство родного края».
Блок
предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с
биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими
произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, песен.
Изучая историю жизни выдающихся поэтов, писателей у детей дошкольного возраста
формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и
почтения к творческим людям, к людям искусства.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и
предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в возрасте
5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц (2-4 неделя). Количество детей –
12.
Прогнозируемые
результаты:
- Расширение
знаний детей по краеведению, возрастание интереса к истории, быту, традициям
родного края, к традициям своей семьи.
- Воспитание
любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу,
краю.
- Развитие
у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков,
навыков проектной деятельности.
- Повышение
активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных
участников общественной жизни села.
- Знать
памятники культуры, историю возникновения своего города.
- Знать
животный и растительный мир края.
- Знать
наиболее важные исторические события истории родного края.
Отслеживание
результатов:
Отслеживание
результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение
– оценка и текущий анализ работ;
- опросы
по изучаемым темам;
- конкурсы;
- викторины.
Методическое
обоснование программы.
Знакомство
дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он
не может проходить от
случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к
родному краю можно достичь только систематической работой.
Представления
о малой родине успешно интегрируются практически со всеми
образовательными областями основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое
развитие»).
Краеведческие
знания интегрируются:
- в
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
(прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную
активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в
самостоятельную деятельность детей (дидактические и
подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
- в
процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом
которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка,
составление маршрутов экскурсий и прогулок по селу; коллекционирование
картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в
социально-значимых событиях и прочее)
- в
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую,
познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
В
дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и
стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его
дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы
в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую,
изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение, экскурсии, целевые
прогулки к памятникам, встречи с интересными людьми, викторины. Интеграция
различных видов деятельности, а также включение методов познавательной
активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Педагогические
технологии, используемые в работе.
Данная
программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом
специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе
нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно –
ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих
технологий.
Работа
с родителями.
Решение
задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от
позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей
Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение
родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы
с родителями: организация работы с родителями,
стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному
краю, селу, традициям семьи.
Задачи:
1.Побудить
интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим
национальный колорит .
2.Формировать
у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре,
природе родного края.
3.Способствовать
активному участию родителей в жизни детского сада,
раскрытию
творческих способностей в семье.
Формы
работы с родителями.
Основные
формы работы с родителями, способствующие их активному включению в
педагогический процесс: участие
в акциях, творческих
конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий,
участие в праздниках, викторинах.
Содержание
программы
Программа обучения направлена на формирование понятия малой
родины, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу. На данном этапе
происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе (селе,
поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к
миру культуры. Педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив
признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь
родного города, села со всем краем, а затем и страной.
Марийский
край имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели
красоту родного города, края, преобразования, происходящие в нем каждый год,
гордились своей малой родиной.
Важнейшая задача - познакомить детей с их окружением (дома,
улицы, достопримечательности города и поселка) и людьми, живущими в нашем
поселке и городе.
1 год обучения:
№
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Мой
любимый край.
|
2 часа
|
2 часа
|
|
2.
|
Природа республики Марий Эл.
|
2 часа
|
1 час
|
1 час
|
3.
|
Друзья наши меньшие.
|
3 часа
|
2 часа
|
1 час
|
4.
|
Быт и традиции.
|
3 часа
|
2 часа
|
1 час
|
5.
|
Культура и искусство родного края.
|
5 часов
|
3 часа
|
2 часа
|
6.
|
Марийские народные игры
|
1 час
|
|
1 час
|
7.
|
Экскурсии, викторины
|
2 часа
|
|
2 часа
|
|
Итого часов:
|
18 часов
|
|
|
Тема 1.Беседа «Мой любимый край».
Формировать
у детей понимание, что страна большая. Экскурсия по улицам поселка - познакомить
детей с названиями улиц поселка, с названием улицы, где живут. Рассмотреть
достопримечательности поселка. Формировать представление о малой Родине. Для
нас - это поселок Сурок.
Тема 2. «Уголок России - отчий
дом».
3накомство
с государственной символикой республики Марий Эл. Знакомство с флагом и гербом
России. Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют.
Формировать представление о республике Марий Эл. Познакомить со столицей
республики - городом Йошкар-Олой как культурным центром.
Тема 3.Природа республики Марий Эл.
Формировать
представления детей о природе республики Марий Эл, об ее разнообразии,
рассмотреть книги, иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю.
Начать знакомить с растениями родного края (постепенно весь год).
Тема
4. Национальный природный парк «Марий чодра».
Познакомить
с государственным природным Национальным парком «Марий чодра» (Марийский
лес). Дать представление об общественной значимости.
Практическая
часть: рисование по теме.
Тема 5. Друзья наши меньшие.
Расширить
знания детей о животном мире родного края. Познакомить с новыми видами
животных, их характерными особенностями внешнего вида, различать и правильно
называть части тела.
Практическая
часть: Чтение произведения Ю.Русова «Волчья охота»
Тема 6 .Знакомство с Красной книгой.
Познакомить
с растениями и с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая
часть: рисование по теме.
Тема 7.Тропой природных достопримечательностей.
Дать
детям первоначальное сведения о заказниках. Познакомить с природными
богатствами родного края: лесом, озерами, реками. Познакомить с заказником «Устье-Кундышский».
Практическая
часть: Чтение В.Колумб «Зеленый
патруль».
Тема 8.Откуда мы взялись.
Дать
некоторое представление о прошлом народа мари: где и как они жили, какими
промыслами они занимались. Углубить знания детей об использовании дерева в
быту.
Тема 9. Марийская национальная одежда.
Расширить
и углубить знания детей о национальной одежде. Познакомить со старинным
национальным костюмом, его составными элементами, украшениями.
Тема 10. Девочка в марийском платье.
Практическая
часть: Продолжать учить составлять декоративную аппликацию на основе марийского
орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем пишет.
Познакомить
детей с марийским фольклором: сказками, легендами, пословицами, поговорками,
загадками.
Практическая
часть: Чтение марийской народной сказки «Кокша-богатырь».
Тема 12. Знакомство детей с произведениями
классиков и современных марийских писателей.
Воспитывать
интерес у детей дошкольного возраста к художественной литературе марийских
поэтов и писателей.
Практическая
часть: Чтение стихотворения М.Майна «Ай да Сема».
Тема 13. Мир прекрасного.
Продолжать
знакомство детей с книжной иллюстрацией. Познакомить с творчеством марийских
художников З. Лаврентьева, А.Бутова. Показать их манеру, обращение к традициям
народно-прикладного искусства.
Тема 14. Украсим скатерть марийским орнаментом.
Практическая
часть: Составление узоров по мотивам марийского орнамента (растительного и геометрического).
Тема 15. День национального героя. Беседа о
марийских богатырях.
Практическая
часть: Чтение сказки «Чоткар-
патыр».
Тема
16.Марийские народные игры.
Познакомить
с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело,
развить процессы мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема
17. Экскурсия по поселку.
Посещение
памятника участникам ВОВ, возложение цветов к памятнику. Составление
описательного рассказа по сюжету памятника.
Помощь
в организации митинга.
Тема 18.Викторина «Знаешь
ли ты свой край?»
Подведение
итогов работы.
2 год обучения:
№
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Мой
любимый край.
|
2 часа
|
2 часа
|
|
2.
|
Природа республики Марий Эл.
|
3 часа
|
2 час
|
1 час
|
3.
|
Друзья наши меньшие.
|
2 часа
|
1 часа
|
1 час
|
4.
|
Быт и традиции.
|
1 час
|
1 час
|
|
5.
|
Культура и искусство родного края.
|
6 часов
|
3 часа
|
3 часа
|
6.
|
Финно-угорский мир – наши братья.
|
1 час
|
1 час
|
|
7.
|
Марийские народные игры
|
1 час
|
|
1 час
|
8.
|
Экскурсии, викторины
|
2 часа
|
|
2 часа
|
|
Итого часов:
|
18 часов
|
|
|
Тема 1.Беседа «Как живешь, родной край ».
Формировать
элементарные знания и представления о родном крае, о его историческом прошлом и
настоящем. Углубить знания детей о РМЭ, познакомить с некоторыми районами и
городами. Беседа о городе Йошкар-Оле.
Тема 2. «О тружениках родного
края».
Продолжать
расширять и углублять знания детей о работниках ведущих промышленных и с/х
предприятий республики. Дать представление о значимости труда.
Тема 3.Беседа «Лекарственные
растения РМЭ».
Расширять
и уточнять знания детей о растениях, учить узнавать их по внешнему виду и
называть. Познакомить с лекарственными свойствами 2-3 растений; расширять и
углубить знания детей о растениях, охраняемых Красной книгой, познакомить с
новыми растениями.
Тема
4. Чтение стих. В.Колумба «Ландыш».
Воспитывать
эмоционально положительное отношение к природе: интерес к явлениям природы,
бережное отношение к растениям.
Практическая
часть: рисование по теме.
Тема 5. Жизнь животных РМЭ и среда их обитания.
Расширить
и углубить представления детей о животном мире республики.
Дать
им доступные сведения о приспособляемости животных и птиц к окружающим
условиям, о формах их защиты, связанных с особенностями среды обитания.
Практическая
часть: Чтение стих. М.Казакова «Медведь», «Заяц».
Тема 6 .Животный мир в Красной книге Марий Эл.
Продолжать
знакомство с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая
часть: рисование по теме.
Тема 7.Тропой природных достопримечательностей.
Познакомить
детей с физической картой РМЭ. Продолжить знакомство с основными природными
богатствами республики. Познакомить с назначением заповедника «Большая
Кокшага», с
некоторыми его обитателями.
Практическая
часть: Чтение Ю.Русова «В
гололед».
Тема 8.Как жили наши предки.
Углубить
знания детей о прошлом народа мари: о ведении хозяйства, об основных занятиях и
промыслах.
Тема 9. Народно-прикладное искусство РМЭ.
Продолжать
знакомство с народно-прикладным искусством марийского народа – с лозоплетением,
резьбой по дереву.
Практическая
часть: роспись костюма марийским орнаментом.
Тема 10. Украсим салфетку марийским орнаментом.
Практическая
часть: Продолжать учить составлять декоративную аппликацию на основе марийского
орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем пишет.
Воспитывать
интерес у детей дошкольного возраста к художественной литературе марийских
писателей и поэтов. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые
нравственные качества (добрый, злой, смелый).
Практическая
часть: Чтение марийской народной сказки «Волшебный меч».
Тема 12. Знакомство детей с произведениями
классиков и современных марийских писателей.
Познакомить
детей с произведениями классиков и современных марийских писателей.
Знакомство с творчеством писателя С.Чавайна. Чтение его произведений.
Тема 13. Мир прекрасного.
Воспитывать
у детей интерес к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость.
Познакомить детей с выразительными средствами в иллюстрациях марийских
художников к детским книгам.
Знакомство
с творчеством художника Н.Токтаулова.
Тема 14. Декоративное рисование.
Продолжать
учить детей рисовать узоры по мотивам марийского орнамента. Закреплять умение
рисовать элементы геометрического орнамента, используя основные национальные
цвета (красный, желтый, зеленый. черный и их оттенки).
Тема 15. Финно-угорский мир – наши братья.
Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения
к финно-угорскому народу, его традициям, обрядам. Развивать
интерес детей к истории прошлого. Воспитывать толерантное поведение
детей в условиях поликультурного окружения, благоприятного отношения к
традициям и обрядам финно-угорского
народа.
Тема
16.Марийские народные игры.
Познакомить
с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое
тело, развить процессы мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема
17. Экскурсия по поселку.
Посещение
памятника участникам ВОВ, возложение цветов к памятнику. Составление
описательного рассказа по сюжету памятника.
Помощь
в организации митинга.
Тема 18. «Что, где, когда?»
Подведение
итогов работы.
Заключение
Национально
- региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники
архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства,
художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и
др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою
принадлежность к своей «Малой
Родине», к
своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом
общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
морально-эстетическом плане.
Библиографический
список:
·
Марийские народные сказки.- Йошкар – Ола:
Марийское книжное издательство, 2009.
·
Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл/ Прокушев
Г.И.- Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 2003
·
Г.С.Крылова.
Марийский язык для всех. - Йошкар-Ола,1997.
4.Микляева, Н.В.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева.
– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
5.Иванова, Н. Мой сказочный край
/ Н. Иванова // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 91.
6.Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М.
Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
7.Кондрыкинская, Л.А. Занятия по
патриотическому воспитанию в детском саду /Л.А.Кондрыкинская.- М.: 2011.
8. Казакова, Н. В. ,Т. Н.Кудрявцева, Т. Н. Программа
«Изи памаш» («Родничок») / Н. В. Казакова, Т. Н.Кудрявцева. –
Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000
г. – 56 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.