МДОБУ Сурокский детский
сад «Солнышко»
Образовательная программа
дополнительного образования
«Юные краеведы».
Составила:
воспитатель
1 квалификационной категории
Яковлева А.Б.
2016 г.
Аннотация
к образовательной программе дополнительного образования «Юные
краеведы».
Методическая разработка,
представленная Яковлевой А.Б., воспитателем МДОБУ Сурокский детский сад
«Солнышко» посвящена использованию краеведческого материала в работе с детьми
дошкольного возраста.
Разработанная программа предусматривает в
работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого
материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание,
которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном
подходе. Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных
учреждений.
Содержание
Аннотация……………………………………………………………2
Введение...............................................................................................4
Основная
часть.....................................................................................7
Заключение..........................................................................................18
Библиографический список................................................................19
Введение
Дошкольное детство – начальный этап
становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной
культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей
дошкольного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизнь
В настоящее время возрастает
интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на
земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению
своей малой родины. Их называют краеведами. Материалы, созданные ими,
привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и
дошкольников.
Программа нацелена на развитие у
дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине,
родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов
познания. Она позволяет через дополнительное образование воздействовать на
эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его
деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста
предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях,
профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического,
нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа
предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи
земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем,
проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы способствует
формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию
патриотических чувств.
Актуальность
программы
Для современного
человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным
краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс
надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни
его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают
понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою
причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет
прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к
культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств
следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через
осознание своей значимости, неповторимости.
Изучение истории родного края вызывает большой
интерес у детей, развивает активно - познавательную деятельность, готовит к
исследовательской деятельности.
Цель и задачи кружка
Цель кружка: воспитание
эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного
возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их
прошлым и настоящим.
Задачи:
- Расширять кругозор детей на основе
краеведческого материала доступного их пониманию.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к
семье, дому, улице, району.
- Формировать любовь к родному краю и интерес к
его прошлому и настоящему.
- Развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края,
природы, истории.
- Формировать умение ориентироваться в
ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развить такие качества, как
наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
-Способствовать развитию
познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование
у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о
родном крае.
- Воспитывать чувства гордости за своих
земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к
этому.
- Воспитывать нравственные, трудовые,
эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие в социуме на
примере национальных традиций и обычаев.
Считаю, что каждый человек, живущий в пашей
республике должен знать родной язык, глубоко понимать и уважать культуру своего
парода. Работу по возрождению культуры, развитию языков, формированию
этнического самосознания и умению жить гармонично в многонациональном мире,
необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Основная часть
Разработанная программа предусматривает в
работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого
материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание,
которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.
1 блок: «Мой любимый край».
Содержание данного блока
предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который
представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей родного поселка.
2 блок: «Природа родного края»
содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей
растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных
птиц, которые обживают леса и местность. Предусматривает расширение знаний
детей о рукотворной природе.
3 блок. «Быт и традиции» Этот
блок направлен на то, чтобы воспитатель познакомил детей дошкольного возраста с
народами родного края, понятием быт, традиции. Содержание данного блока
предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать
представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях
бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего
века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины.
Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать
представления о связи между поколениями.
4 блок. «Культура и искусство
родного края». Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей
дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые
прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений,
рассказов, песен. Изучая историю жизни выдающихся поэтов, писателей у
детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном,
воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям
искусства.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с
детьми старшего дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 2
раза в месяц (2-4 неделя). Количество детей – 12.
Прогнозируемые
результаты:
- Расширение знаний детей по
краеведению, возрастание интереса к истории, быту, традициям родного края, к
традициям своей семьи.
- Воспитание любви и чувства гордости
за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
- Развитие у дошкольников
познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков
проектной деятельности.
- Повышение активной гражданской
позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников
общественной жизни села.
- Знать памятники культуры, историю
возникновения своего города.
- Знать животный и растительный мир
края.
- Знать наиболее важные исторические
события истории родного края.
Отслеживание результатов:
Отслеживание результатов освоения данной программы
происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ;
- опросы по изучаемым темам;
- конкурсы;
- викторины.
Методическое
обоснование программы.
Знакомство дошкольников с
родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может
проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии
целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической
работой.
Представления о малой родине
успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Краеведческие знания
интегрируются:
- в образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые
экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует
сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в самостоятельную деятельность
детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических
картинок, иллюстраций).
- в процесс взаимодействия с семьями
(участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или
газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и
прогулок по селу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее)
- в образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:
игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую,
продуктивную, музыкально-художественную.
В дошкольном возрасте
процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый
дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и
педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот
почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные
виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную,
познавательно-исследовательскую, чтение, экскурсии, целевые прогулки к
памятникам, встречи с интересными людьми, викторины. Интеграция различных
видов деятельности, а также включение методов познавательной активности –
обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Педагогические технологии,
используемые в работе.
Данная программа в соответствии со
стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста
подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой
технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной
технологии, здоровьесберегающих технологий.
Работа с родителями.
Решение задач воспитания у
дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких.
Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим,
развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей,
преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с
родителями:
организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в
воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, традициям семьи.
Задачи:
1.Побудить интерес со стороны
родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит
.
2.Формировать у родителей ответственность
за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
3.Способствовать активному участию
родителей в жизни детского сада,
раскрытию творческих способностей в
семье.
Формы работы с
родителями.
Основные формы работы с родителями,
способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в
акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в
фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.
Содержание программы
Программа обучения
направлена на формирование понятия малой родины, воспитание любви к родному
дому, семье, школе, городу. На данном этапе происходит накопление детьми
социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых
норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Педагог должен
продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только
для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем
краем, а затем и страной.
Марийский край имеет богатую историю
и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города,
края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой
родиной.
Важнейшая задача -
познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города и
поселка) и людьми, живущими в нашем поселке и городе.
1 год обучения:
№
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Мой любимый край.
|
2 часа
|
2 часа
|
|
2.
|
Природа республики Марий Эл.
|
2 часа
|
1 час
|
1 час
|
3.
|
Друзья наши меньшие.
|
3 часа
|
2 часа
|
1 час
|
4.
|
Быт и традиции.
|
3 часа
|
2 часа
|
1 час
|
5.
|
Культура и искусство родного края.
|
5 часов
|
3 часа
|
2 часа
|
6.
|
Марийские народные игры
|
1 час
|
|
1 час
|
7.
|
Экскурсии, викторины
|
2 часа
|
|
2 часа
|
|
Итого часов:
|
18 часов
|
|
|
Тема
1.Беседа «Мой любимый край».
Формировать у детей понимание, что
страна большая. Экскурсия по улицам поселка - познакомить детей с названиями
улиц поселка, с названием улицы, где живут. Рассмотреть достопримечательности
поселка. Формировать представление о малой Родине. Для нас - это поселок Сурок.
Тема 2. «Уголок России -
отчий дом».
3накомство с государственной
символикой республики Марий Эл. Знакомство с флагом и гербом России. Довести
до сознания детей, что такое Родина, почему так называют. Формировать
представление о республике Марий Эл. Познакомить со столицей республики -
городом Йошкар-Олой как культурным центром.
Тема 3.Природа республики
Марий Эл.
Формировать представления детей о
природе республики Марий Эл, об ее разнообразии, рассмотреть книги,
иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать знакомить с
растениями родного края (постепенно весь год).
Тема 4. Национальный
природный парк «Марий чодра».
Познакомить с государственным
природным Национальным парком «Марий чодра» (Марийский лес). Дать
представление об общественной значимости.
Практическая часть: рисование по
теме.
Тема 5. Друзья наши меньшие.
Расширить знания детей о животном
мире родного края. Познакомить с новыми видами животных, их характерными
особенностями внешнего вида, различать и правильно называть части тела.
Практическая часть: Чтение
произведения Ю.Русова «Волчья охота»
Тема 6 .Знакомство с Красной
книгой.
Познакомить с растениями и с
представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая часть: рисование по
теме.
Тема 7.Тропой природных
достопримечательностей.
Дать детям первоначальное сведения о
заказниках. Познакомить с природными богатствами родного края: лесом, озерами,
реками. Познакомить с заказником «Устье-Кундышский».
Практическая часть: Чтение В.Колумб
«Зеленый патруль».
Тема 8.Откуда мы взялись.
Дать некоторое представление о
прошлом народа мари: где и как они жили, какими промыслами они занимались.
Углубить знания детей об использовании дерева в быту.
Тема 9. Марийская
национальная одежда.
Расширить и углубить знания детей о
национальной одежде. Познакомить со старинным национальным костюмом, его
составными элементами, украшениями.
Тема 10. Девочка в марийском
платье.
Практическая часть: Продолжать учить
составлять декоративную аппликацию на основе марийского орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем
пишет.
Познакомить детей с марийским фольклором:
сказками, легендами, пословицами, поговорками, загадками.
Практическая часть: Чтение марийской
народной сказки «Кокша-богатырь».
Тема 12. Знакомство детей с
произведениями классиков и современных марийских писателей.
Воспитывать интерес у детей
дошкольного возраста к художественной литературе марийских поэтов и
писателей.
Практическая часть: Чтение стихотворения
М.Майна «Ай да Сема».
Тема 13. Мир прекрасного.
Продолжать знакомство детей с
книжной иллюстрацией. Познакомить с творчеством марийских художников З.
Лаврентьева, А.Бутова. Показать их манеру, обращение к традициям
народно-прикладного искусства.
Тема 14. Украсим скатерть
марийским орнаментом.
Практическая часть: Составление
узоров по мотивам марийского орнамента (растительного и геометрического).
Тема 15. День национального
героя. Беседа о марийских богатырях.
Практическая часть: Чтение сказки
«Чоткар- патыр».
Тема 16.Марийские народные игры.
Познакомить с играми; поиграть в
них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы
мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема 17. Экскурсия по
поселку.
Посещение памятника участникам ВОВ,
возложение цветов к памятнику. Составление описательного рассказа по сюжету
памятника.
Помощь в организации митинга.
Тема 18.Викторина «Знаешь ли
ты свой край?»
Подведение итогов работы.
2 год обучения:
№
|
Наименование разделов и тем
|
Общее
кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Мой любимый край.
|
2 часа
|
2 часа
|
|
2.
|
Природа республики Марий Эл.
|
3 часа
|
2 час
|
1 час
|
3.
|
Друзья наши меньшие.
|
2 часа
|
1 часа
|
1 час
|
4.
|
Быт и традиции.
|
1 час
|
1 час
|
|
5.
|
Культура и искусство родного края.
|
6 часов
|
3 часа
|
3 часа
|
6.
|
Финно-угорский мир – наши братья.
|
1 час
|
1 час
|
|
7.
|
Марийские народные игры
|
1 час
|
|
1 час
|
8.
|
Экскурсии, викторины
|
2 часа
|
|
2 часа
|
|
Итого часов:
|
18 часов
|
|
|
Тема
1.Беседа «Как живешь, родной край ».
Формировать элементарные знания и
представления о родном крае, о его историческом прошлом и настоящем. Углубить
знания детей о РМЭ, познакомить с некоторыми районами и городами. Беседа о
городе Йошкар-Оле.
Тема 2. «О тружениках родного
края».
Продолжать расширять и углублять
знания детей о работниках ведущих промышленных и с/х предприятий республики.
Дать представление о значимости труда.
Тема 3.Беседа «Лекарственные
растения РМЭ».
Расширять и уточнять знания детей о
растениях, учить узнавать их по внешнему виду и называть. Познакомить с
лекарственными свойствами 2-3 растений; расширять и углубить знания детей о
растениях, охраняемых Красной книгой, познакомить с новыми растениями.
Тема 4. Чтение стих.
В.Колумба «Ландыш».
Воспитывать эмоционально
положительное отношение к природе: интерес к явлениям природы, бережное
отношение к растениям.
Практическая часть: рисование по
теме.
Тема 5. Жизнь животных РМЭ и
среда их обитания.
Расширить и углубить представления
детей о животном мире республики.
Дать им доступные сведения о
приспособляемости животных и птиц к окружающим условиям, о формах их защиты,
связанных с особенностями среды обитания.
Практическая часть: Чтение стих.
М.Казакова «Медведь», «Заяц».
Тема 6 .Животный мир в
Красной книге Марий Эл.
Продолжать знакомство с
представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая часть: рисование по
теме.
Тема 7.Тропой природных
достопримечательностей.
Познакомить детей с физической картой
РМЭ. Продолжить знакомство с основными природными богатствами республики.
Познакомить с назначением заповедника «Большая Кокшага», с некоторыми его
обитателями.
Практическая часть: Чтение Ю.Русова
«В гололед».
Тема 8.Как жили наши предки.
Углубить знания детей о прошлом
народа мари: о ведении хозяйства, об основных занятиях и промыслах.
Тема 9. Народно-прикладное
искусство РМЭ.
Продолжать знакомство с
народно-прикладным искусством марийского народа – с лозоплетением, резьбой по
дереву.
Практическая часть: роспись костюма
марийским орнаментом.
Тема 10. Украсим салфетку
марийским орнаментом.
Практическая часть: Продолжать учить
составлять декоративную аппликацию на основе марийского орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем
пишет.
Воспитывать интерес у детей
дошкольного возраста к художественной литературе марийских писателей и поэтов.
Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные
качества (добрый, злой, смелый).
Практическая часть: Чтение марийской
народной сказки «Волшебный меч».
Тема 12. Знакомство детей с
произведениями классиков и современных марийских писателей.
Познакомить детей с произведениями
классиков и современных марийских писателей. Знакомство с творчеством писателя
С.Чавайна. Чтение его произведений.
Тема 13. Мир прекрасного.
Воспитывать у детей интерес к
изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость. Познакомить детей с
выразительными средствами в иллюстрациях марийских художников к детским
книгам.
Знакомство с творчеством художника Н.Токтаулова.
Тема 14. Декоративное
рисование.
Продолжать учить детей рисовать узоры
по мотивам марийского орнамента. Закреплять умение рисовать элементы
геометрического орнамента, используя основные национальные цвета (красный,
желтый, зеленый. черный и их оттенки).
Тема 15. Финно-угорский мир –
наши братья.
Способствовать
формированию у детей чувства любви и уважения к финно-угорскому народу, его
традициям, обрядам. Развивать интерес детей к истории прошлого. Воспитывать
толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения,
благоприятного отношения к традициям и обрядам финно-угорского народа.
Тема 16.Марийские народные игры.
Познакомить с играми; поиграть в
них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы
мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема 17. Экскурсия по
поселку.
Посещение памятника участникам ВОВ,
возложение цветов к памятнику. Составление описательного рассказа по сюжету
памятника.
Помощь в организации митинга.
Тема 18. «Что, где, когда?»
Подведение итогов работы.
Заключение
Национально - региональный
компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры,
искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные
традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании
помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к
своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом
общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
морально-эстетическом плане.
Библиографический список:
1. Марийские народные сказки.-
Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 2009.
2. Прокушев, Г. И. Этюды о
художниках Марий Эл/ Прокушев Г.И.- Йошкар – Ола: Марийское книжное
издательство, 2003
3.
Г.С.Крылова.
Марийский язык для всех. - Йошкар-Ола,1997.
4.Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
5.Иванова, Н. Мой сказочный край / Н. Иванова // Дошкольное
воспитание. 2015. №12. С. 91.
6.Новицкая, М. Ю.Наследие:
патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс,
2003. – 200 с.
7.Кондрыкинская, Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в
детском саду /Л.А.Кондрыкинская.- М.: 2011.
8. Казакова,
Н. В. ,Т. Н.Кудрявцева, Т. Н. Программа «Изи памаш» («Родничок») / Н. В.
Казакова, Т. Н.Кудрявцева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000
г. – 56 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.