Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / История / Методическая разработка "Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа"

Методическая разработка "Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС








Методическая разработка

по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа







«Кроме матери родной, нету матери на свете.

Кроме родины – иной, нет родной земли на свете».

Б. Укачин













Подготовила: Санкова И.А.



Актуальность

Любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу начинается с того места где родился и вырос. Воспитание патриотизма невозможно, если ребенок не знает своей малой Родины. Как, скажите, можно защищать, то что не любишь? И как любить то, что не знаешь? Знания о родном крае составляют прочную основу нравственного воспитания детей, формируют активную позицию, воспитывают уважительное отношение к культуре своего народа.

Понятие «Родина» начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в людях почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтение старших.



Цель

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам взрослым, воспитать патриотов.

В основу положены следующие принципы:

  • Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

  • Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей

  • Уважение к личности каждого ребенка.

Данная разработка предусматривает всестороннее развитие ребенка.

Содержание носит развивающий и воспитывающий характер. Разработка составлена на основе принципов доступности и последовательности темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.







Апробируя данную разработку, дети:

  • Знают, любят и умеют играть в русские народные игры;

  • Используют в активной речи русский фольклор;

  • Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

  • Принимают осмысленное и активное участие в проведении праздников;

  • Знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

  • Знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить украшения костюма

  • Умеют различать изделия разных народных промыслов.



































Календарно – тематический план реализации:



Месяц

Тема

Содержание работы с детьми

Сентябрь

1.Кто мы, и откуда?

Где наши корни?

Моя семья, мои близкие родственники;

Семья – это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род;

Рассматривание семейных фотографий;

Изготовление семейного древа (родословное древо)

2. Древняя Русь

Мы – русские.

Откуда пошло название нашей родины

Знакомство с древнерусской архитектурой

Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции, слайды и т.п.)

3. Путешествуем в прошлое России

На примерах легенд, былин показать мудрость, силу и смелость русского народа; народных героев: Ильи Муромца, Никиты Кожемяки, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и др.

-чтение былин

- просмотр мультфильмов о богатырях

- рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие)

4. Русский народный костюм

Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

Рассматривание соответствующих репродукций, слайдов

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

Октябрь






1. Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.

Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.

Рассматривание иллюстраций, где изображены повязки, кокошник, картуз.

Украшение головного убора (повязки) –бусинками, пуговицами, блестками и т.п.

2. С новым урожаем!

Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен)

Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.

Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени

Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени»

Угощение овощами, фруктами

3. У нас сегодня капустник!

Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни.

Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле

Загадки, поговорки о капусте, русская народная игра

4. Покров – первое - зазимье

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

Наблюдение за погодой, приметами поздней осени

Ноябрь












1. Дом, дом, открой свою тайну

Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.

Отгадывание загадок о предметах быта.

2. Дух и природа

Духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки

Чтение и заучивание стихов о природе

Чтение художественной литературы

3. Синичкины именины

Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.

Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях.

Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.

4. К худой голове своего ума не приложишь

Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок, пословиц)

Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю»

Словесная игра

Декабрь




























1. На печи лежим, сказки слушаем

« Нет сказки без правды» , - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элементы драматизации, инсценировка отрывков) чтение сказки по желанию детей.

2. Начинаем готовиться к зимним святкам

Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах

Разучивание колядок, игр к празднику

Знакомство с традициями Рождественских праздников Изготовление украшений в группу к праздничным дням

3. Спиридон – солнцеворот

Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми – забавами

На прогулке дети лепят снежную бабу, крепость и т.п.

4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта - Клаус

Рассказ о праздновании Нового года на Руси

Санта – Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнить)

Чтение сказки Два Мороза или Мороз Иванович

Январь














1. Рождественский сочельник

В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, затем в музыкальном зале продолжается развлечение с песнями, танцами, играми, угощением

2. Играем в забытые детские игры

Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры)

Разучивание считалок, слов к играм

Игры (русские народные, старинные)

3. О русском прянике

Рассказ о пряниках, о том, почему их так называют

Рассматривание и различие на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин)

Изготовление из глины (пластилина) пряников и украшение их

4. Что расскажет нам старинная прялка

Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.

Рассматривание прялки

Загадывание загадок о прялке, веретене

Февраль












1. Ждем весну, готовимся к Масленице

Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси

Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр

Знакомство с приметами Сретенья

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»

2. День Трифона – день святого Валентина (14 февраля)

Сравнение двух праздников

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям

3. Познаем секреты русской кухни – учимся печь блины

Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу

Загадки о блинах

4. Прощай Масленица

Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны

Март




























1.«Онисим – овчарник»

Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку

Рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее

Вязание на спицах

Рассказ о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах

2. Учимся величать мальчиков, учимся величать девочек

Добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга

Хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики – спортивными достижениями

3. Ждем весну

Совместные хороводы, танцы, песни

Рассказ о старинных обычаях встречи весны

Загадывание загадок о весне

Разучивание закличек птиц и весны

Знакомство с народными приметами

4. Прилетите, жавороночки, к нам

Знакомство с весенним праздником «Сороки»? с приметами этого праздника

Работа с тестом (делать жаворонков)

Апрель

1. Благовещенье – птиц на волю отпущенье

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице.

2. Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…

Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.

Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».

3.Готовимся к вербному базару

Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.

Работа детей: склеивают корзиночки – подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.

4. Христос воскрес, воистину воскрес!

Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

Участие детей в празднике

Май










1.Не бывать на Руси весны без Егория

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.

Рассматривание герба Москвы

2. Про отцов и дедов помнить от века завещаю…

Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.

Рассматривание фото из семейных альбомов.

Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят»

3. Белая береза – русская береза! Любимое дерево на Руси

Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета)

Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы

Разучивание песен о березке, хороводов, игр.

Загадывание загадок о березе, о лете.

.

4. Прощай весна! Здравствуй, лето красное!

Возле березки на полянке дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку

































Диагностическая карта по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.



Критерии к диагностической карте

Высокий уровень:

  • Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает

  • Умеет играть в подвижные и хороводные игры.

  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

Средний уровень:

  • Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

  • Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

  • Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

  • Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.

  • Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

  • Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели

  • Имеет практические умения по работе с тестом, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу

Низкий уровень:

  • Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.

  • Знает народные приметы

  • Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

  • Знает 2 – 3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.

  • Различает Хохлому, Дымку.

  • Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.













Ф.и. ребенка

Теоретические знания

Практические умения


Знание содержания сказок, былин, легенд

Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства

Знание истории русского костюма

Знание народных игр, праздников и игрушек

Знание русского народного прикладного искусства

Эмоционально – положительный отклик на красоту природы

Использование фольклора в повседневной разговорной речи

Физическое воспитание (подвидные, хороводные игры)

Трудовое воспитание

( ручной труд – вышивка, изготовление поделок и т.п.)

Продуктивные виды деятельности

















Приложения

hello_html_5428c7c9.jpg



Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.



hello_html_679a43c5.jpg

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. 



hello_html_m273fb423.jpg

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.



hello_html_135be323.jpg

Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы). 



hello_html_m7292004.jpg

hello_html_289762b7.jpg

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

hello_html_m34a7a041.jpg

Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.

 

hello_html_m1e4cb2c9.jpg

Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. 















Приложение 2

Русские богатыри

На высоких холмах стоит Киев-город. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи... Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне — гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую...

Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!




смотреть на - Былины
 о русских богатырях
lukoshko.net

Приложение 3

Русский народный костюм

hello_html_76bac65f.jpg



hello_html_4b1370ff.png

hello_html_7b722f32.jpg





























Приложение 4

Головные уборы

hello_html_m53732863.jpg

hello_html_m5f19c80f.jpg

hello_html_m1b1dd495.jpg







hello_html_m5f181c9a.jpg























Приложение 5

Народные приметы

Народные приметы о погоде хоть и потеряли актуальность в современном мире, однако нередко ими интенсивно руководствуются и верят в приметы на Руси. Не зря еще в далёкие времена люди тонко подметили, что большинство природных событий и разного рода катаклизмов напрямую связаны с определенным нашествием климатических условий.

В течение проживания многих веков, нашими предшествующими пращурами собирался поистине бесценный материал в том числе по
 Русским народным приметам к погоде. Поэтому вероятно и получили они название-Народные приметы о погоде.

По другому и немогло быть. Если вспомнить в особенности тот факт,- что в древности никаких метеостанций
определяющих погоду и специальных приборов прогнозирующих погоду и впомине небыло,- исходя из этого немудрено заключить, что основными предсказателями предстоящей погоды были народные приметы о погоде.

К большому сожалению, многие
 народные приметы определяющие погоду безнадёжно канули в лету и были утеряны, - однако даже та самая малая часть из оставшихся примет, представляет нередко большой интерес для человечества, потому как народные примет погоды являются бесценным наследием.

Примета на хорошую погоду. Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - по приметам к хорошей погоде. Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду без каких либо осадков. Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют - по приметам к хорошей погоде без осадков. Когда Чайки садятся на воду и спят- это примета перед тихой погодой. Если во время дождя начинают петь птицы, а чайки садятся на воду - дождь скоро прекратится, наступит хорошая погода. Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде. Голуби разворковались - к теплу. Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

Примета на Дождь. Если Кувшинка закрывается - быть дождю по приметам. Клен "плачет"- к дождю. Цветы издают сильный запах - к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых - к дождю.

Ночная роса не просыхает - быть грозе. Комары кусают весь день - к продолжительному дождю. Пиявки появляются на берегу - к продолжительному дождю. Галки и вороны кричат - к дождю. Рано утром не слышно жаворонка - к дождю. Воробьи купаются в пыли - быть дождю.

Примета к ненастью. Лес шумит без ветра - к неустойчивой погоде. Цветки мальвы, ноготков, сложили лепестки, склонились и будто увяли - к ненастью. Собака валяется в снегу - к вьюге. Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру. Лес притих - быть грозе.

Примета на Мороз. Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу. Если Гуси или качки хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу - к морозу. Ворона прячет клюв под крыло - определённо к стуже.

Народные приметы про птиц

Приметы про птиц утверждают, -если птицы прилетят поздно, лето будет долгое. Птицы прилетят рано — скоро весна придет.
Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая. Осенью птицы летят низко — зима будет холодная.

Если птицы с поля летят в лес, жди бурю. Летом птицы летают низко — дождь пойдет. Зимой птицы летают очень низко — снег выпадет. Если зимой птицы летают высоко, будет тепло, низко - холодно.

Народные приметы- Муравьи

Муравьи быстро работают — день будет очень хороший и ясный. Муравьи прячутся в муравейник — скоро снег выпадет. Муравьи прячутся в кору дерева — дождь пойдет.Летом муравьи прячутся в муравейник — к дождю.

Народные приметы- Пчёлы

Если пчелы из улья вылетают рано, весна будет хорошая.Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле. Если с приближением тучи пчелы не прячутся в ульи, дождя не будет. Если пчелы утром рано отправляются за взятком, день бу¬дет хороший.

Народные приметы- Насекомые

Сверчок начнет петь с вечера — потеплеет. Осенью комары появятся — зима будет теплая. После дождя комары в кучу собираются — будет жарко. Мухи кусаются — к дождю.Мухи пропали — скоро зима. Летом паук находится в середине паутины — к ясной по¬годе. Дождевые черви выползут на поверхность земли — пойдет дождь.

Народные приметы- Кукушка

Если Кукушка осенью кукует — осень будет теплая. Кукушка которая рано кукует — весна будет теплая и долгая. Если много кукушек кукуют одновременно, будет отличная погода, день будет ясный. Кукушка кукует на сухом дереве — к холоду.

Народные приметы- Ласточки

Если ласточки летают суматошно, день будет ясный. Если ласточки летают очень высоко — указывают по приметам на хорошую погоду. Если ласточки прилетели, холодов больше не будет. Ласточки летают низко — к дождю.

Народные приметы- Вороны

Если даже черные вороны улетят и их совершенно не видно,- зима будет холодная. Когда зимой вороны громко каркают — реально похолодает. Летом вороны каркают — дождь пойдет.

Народные приметы- Воробьи

Зимой воробьи собирают перышки — к сильному морозу. Воробьи громко чирикают — к ясной погоде. Когда воробей начинает купатся то по приметам это к жаре.

Народные приметы определение по временам года

-Зимой бураны- — лето будет ясное.
-
Холодная зима — к теплой весне.
-
Если зима теплая- лето будет холодное.
-
Лето очень теплое — зима будет холодная.
-
Теплое лето — к холодной осени.
-
Осень дождливая — весна будет ясная.
-
Осень ясная — весна будет дождливая.
-
Холодная осень — к теплой весне.
-
Если летом нет дождей- зимой будут бураны.
-
Если зимой буран- в соответствующий день лета будет дождь.
-
Весной нет дождей — осень будет дождливая.
-
Весна очень теплая — лето будет холодное.
-
Зимние бураны — к дождливой весне.
-
Если осенью снег ляжет быстро- весной долго не растает.
-
Один год зима теплая, другой — холодная.
-
Если летом дождей было мало- зима будет холодная.
-
Если летом дождей много- зима будет снежная.
-
Весна придет рано — ранняя зима будет.
-
Лето ветреное — зимой тоже будут ветра.
-
Осень короткая — зима будет долгая.


Приложение 6.

Поговорки

  1. Апрель с водой — май с травой.

  2. Береги нос в большой мороз.

  3. Божье тепло, божье и холодно.

  4. Будет путь - да долго ждать; а к осени беречь - волк бы не съел.

  5. Был бы покос, да пришел мороз.

  6. Была у собаки хата, дождь пошел — она сгорела.

  7. Быть было ненастью, да дождь помешал.

  8. В зимний холод всякий молод.

  9. Весенний дождь растит, осенний — гноит.

  10. Весна все покажет.

  11. Весна год кормит.

  12. Весна да лето, пройдет и не это.

  13. Вихорь с пылью встречу поезду не к добру; дождичек - к богатству.

  14. Во времени подождать: у бога есть что подать.

  15. Волку зима за обычай.

  16. Говно не трожь — оно не воняет.

  17. Готовь сани летом, а телегу — зимой.

  18. Дай грош, да пусти поросенка в рожь - будешь хорош.

  19. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

  20. Держи ноги в тепле, голову — в холоде, а живот — в голоде.

  21. До Ильина дня в сене пуд меду, после — пуд навозу (20 июля).

  22. Добр Мартын, коли есть алтын.

  23. Добро, собьем ведро: обручи под лавку, а клепки в печь - так не будет течь.

  24. Дождь на молодых - счастье.

  25. Есть грош, так будет и рожь.

  26. Ешь, конь, сено, поминай красное лето!

  27. За спиной (по спине, по плечам, по хребту, по позвонкам) мороз пробежал.

  28. Змею выше глаз не подымай. Без ужа вилами.

  29. И в нашей пшенице нет торицы (о невесте).

  30. Ино летом, ино скоком, а ино и ползком.

  31. К весне – куда хлестнет.

  32. К весне и добрую скотину за хвост подымают.

  33. Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.

  34. Каков Мартын, таков у него и алтын.

  35. Кланяются бельецом-рукодельицем, малое примайте, большому срок давайте: не годится в ручки, так хоть на онучки.

  36. Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил (т. е. в петлю).

  37. Конь, нога бела - десять рублев, две ноги белы - двадцать рублев, три ноги белы - тридцать рублев, а четыре ноги белы - четыре рубля. Она весной на четвертую (пятую и пр.) траву пойдет.

  38. Ласточка день (весну) начинает, а соловей кончает.

  39. Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

  40. Лето — для души, зима — для здоровья.

  41. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

  42. Любишь медок — люби и холодок.

  43. Май, май — а шубу надевай.

  44. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

  45. Марток, марток — наденешь трое порток.

  46. Мокрый дождя не боится.

  47. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

  48. Мороз не велик, а стоять не велит.

  49. Мороз по коже (по шкуре, по-за шкуркой) пробежал.

  50. Мошнику (глухарю) зима за обычай.

  51. На дворе мороз, а в кармане денежки тают.

  52. На то лето, не на это, а на третий год, когда черт умрет.

  53. Наготы, босоты изувешены месты, холоду, голоду амбары полны.

  54. Начхаю богачу, коли свой сноп (свою рожь) молочу.

  55. Наше счастье - дождь да ненастье.

  56. Не велико кушанье — подождет.

  57. Не год поросятам, все полосаты (поросенок всегда родится полосатый).

  58. Не ждет Мартын чужих полтин; стоит Мартын за свой алтын.

  59. Не кланяюсь богачу, свои денежки плачу (свою рожь молочу).

  60. Осень — перемен восемь.

  61. Плох овес — наглотаешься слез, не уродится рожь — по миру пойдешь.

  62. По Сеньке шлык, коли косенько сшит.

  63. По всем суставам, подсуставам, жилкам и поджилкам мороз пробежал.

  64. После дождика в четверг.

  65. Потерял Мартын отцов алтын.

  66. Пришла свинья некорыстна, съела зернышко пшенично (о плохом женихе).

  67. Руби дерево по себе. Не сметя силы, не подымай на вилы!

  68. С заказным вёдром недалеко уедешь.

  69. Сам себя сжег француз, сам и поморозил (о 1812 г.).

  70. Сват свату холодный друг.

  71. Сват свату на пору друг.

  72. Своего не забывай, а чужого не замай!

  73. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем.

  74. Сеяли рожь, а косим лебеду.

  75. Сидя на колесе, думай, что быть под колесом!

  76. Сказана волку зима.

  77. Сколько клеток поставил, знаю, а сколько куниц поймаю, не знаю.

  78. Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить.

  79. Солнце на лето — зима на мороз.

  80. Старики вымерли – нас не дождались; молодые родились – нас не спросились.

  81. Счастье - вешнее вёдро (т. е. ненадежно).

  82. Счастье с бессчастьем - вёдро с ненастьем.

  83. Сыр да каравай принимай, а наших молодых не оставляй.

  84. Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут.

  85. Тетереву вся зима одна ночь.

  86. Торгуй мужик пшеницей, баба чечевицей!

  87. Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

  88. Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить (18 июня).

  89. Хвали рожь в стогу, а барина — в гробу.

  90. Холод хлеб растит, тепло колос наливает.

  91. Хоть жду, да дождусь.

  92. Хоть черта взнуздай, да меня не замай!

  93. Цыплят по осени считают.

  94. Чужим добром - подноси ведром.

  95. Чужую рожь веять – глаза порошить.





Приложение 7

Русские народные праздники

Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на  (14) октября. .

В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы.

Поговорки и приметы

  • «Между Покрова и Родительской субботы зима не становится».

  • «Покров — не лето, а Благовещенье — не зима»].

  • «Покров не лето, а Сретенье не зима».

  • «Пришла Покровка — не дала молока коровка».

  • «Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины.

  • «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!»




Синичкины именины

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности с интеграцией на тему:

«Синичка – именинница!»


Цель: Создание условий для развития речевого общения и развития представлений об истории цивилизации.


Задачи:

Побуждать детей обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями.

Обогащать словарный запас детей.

Познакомить с христианским праздником «День св. Зиновия или Синичкины именины».

Развивать эстетическое отношение к окружающему миру.

Развивать творческие способности в создании птиц.

Вовлекать в коллективные формы лепки из пластилина.


Словарная работа: День св. Зиновия, синичкины именины, птицы Зимники: синица, снегирь, свиристель, щегол.


Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель задает вопросы: Ребята, вспомните и скажите – какое сейчас время года? (Поздняя осень). Назовите мне, пожалуйста, признаки осени (Все деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.) А сейчас у нас какой идёт месяц? (Ноябрь). Что вы можете сказать об этом месяце?

(Правильно-это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь — это самое тёмное время года.)

Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по — другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли). Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?

Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

Синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу.

Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны. Какие же птицы прилетают к нам на зиму? (Синица, снегирь, свиристель, щегол). – Правильно, это зимующие птицы.

Дети, посмотрите внимательно на эту картину «Помощь зимующим птицам». Каких птиц вы узнаете? Чем они питаются? Кто их кормит? Кто сделал для пернатых кормушку? А кто эта птичка, которая сидит вниз головой? (Синичка). А вы знаете, что 12 ноября – это день св. Зиновия или еще говорили — именины синички. «Не велика птичка-синичка, да и та свой праздник помнит». Еще наши предки заметили, что эта маленькая, юркая птичка «прилетает к избе, значит зима на дворе». Этот праздник был девичьим. Девушки приглашали в гости парней и угощали их кашей. Давайте, мы поздравим с этим праздником синичку и споем ей «каравай». Но сначала выберем, кто будет синичкой при помощи считалки: 1,2,3,4,5, — собрались мы поиграть к нам синица прилетела и тебе водить велела.

  • Надеть маску синички. Поется каравай. Дети поздравляют и танцуют вместе с «синичкой».

Ребята, послушайте, какое стихотворение я подарю синичке:

«Скачет шустрая синичка, ей на месте не сидится Прыг-скок, прыг-скок завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, почесала клювом грудку И с дороги на плетень-дзинь,дзинь,теле тень»



Святки

После Рождества наступают святки, которые продолжаются до самого крещенского сочельника (до кануна праздника Крещения Господня) — с 7 по 18 января. Во все радостные святые дни, когда Церковь продолжает праздновать Рождество, отменяется пост в среду и пятницу.

На Руси святки всегда отмечали катаниями, гуляниями, театральными представлениями и разными народными забавами. По выражению великого русского писателя Ф. М. Достоевского, святки были «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество Христово, получили название святочных историй.

Современные СМИ, описывая святки, подробно повествуют о «традиции святочных гаданий», умалчивая о том, какую опасность они несут. Православная Церковь всегда предостерегала от таких оккультных занятий.

Колядки

Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки — колядками, а сам обряд — колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет — значит навлечь беду на дом.



Три́фонов день (болг. Трифон Зареза́н, серб. Тривунда́н) — день в народном календаре славян  (14) февраля; полупразднику восточных и южных славян, связанный с приближением весны. Особо широко отмечается вБолгарии и Сербии, где имеет характер праздника с многочисленными обрядами. Считается предвесенним праздникомвиноградарей, поскольку святой Трифон считается их покровителем[3]. У русских он выступал в роли покровителя охотников на пернатую дичь[4]. У южных славян первые три дня февраля (Трифонов день, Сретенье, день святого Симеона) считаются рубежом между зимой и весной[3].

Трифон мышегон

Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний.

На Руси на Трифона мышей и мышарники заговаривали. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло.

Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь проч.

Трифону сельские девицы молились о женихах — вероятно потому, что февраль — свадебный месяц.

Примечали погоду в этот вечер: если небо будет звёздным, то считали, что зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя

Поговорки и приметы

  • Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль

  • Начало февраля погоже — весну жди раннюю, пригожую.

  • На Трифона звездисто — весна поздняя.

  • На Трифона звёзд много — весне длинная дорога.

  • Если на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя.

  • На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.




Этот день отмечен памятью об апостоле Онисиме, жившем в первом столетии н.э. Будучи рабом в Византии, совершил побег в Рим – и оказался в заключении, где принял от апостола Павла веру и крещение.

В одном из своих текстов Павел вспоминал Онисима как своего верного и возлюбленного брата.

Так как Онисим - покровитель овцеводства, овчары в оный день обращались к звездам «окликанием», что, как верили, наделяло овечье стадо крепким и многочисленным приплодом. 

Дабы обращение подействовало, следовало выйти, как стемнеет, на свое подворье и поклониться три раза по сторонам, да встать на овчинку, да, обратив взгляд к звездам, проговорить: «Засветись, звезда ясная, на радость миру крещеному. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы уродилось овец более того». 

Есть загадки по звездной теме: «Бежали овцы по Калинову мосту, увидали зарю, пометались в воду», «Один пастух тысячи овец пасет», «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат».

Ранним утром наступало время женщин, которые «зорнили» пряжу, выходя на заре с лучшими клубками своей пряжи для ее чистоты, крепости и белого цвета.

Был на этот день обряд и для тех хозяев, кто хотел получить богатый урожай. Взяв различных семян, их следовало продержать на морозце три подряд ранних зорьки и затем спрятать до посевной. Об этом обряде говаривали: «Как в феврале аукнется, так осенью откликнется». 

Говорили, что «На Онисима Овчарника зима становится безрогой». То есть весна все больше оттесняла зиму: «кому идти вперед, а кому вспять повернуть». 

Затяжную весну ждали, если сосульки были крупными. Доброго сенокоса ждали, если хорошо поднималась река.













  • История
Описание:

Любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу начинается с того места где родился и вырос. Воспитание патриотизма невозможно, если ребенок не знает своей малой Родины. Как, скажите, можно защищать, то что не любишь? И как любить то, что не знаешь? Знания о родном крае составляют прочную основу нравственного воспитания детей, формируют активную позицию, воспитывают уважительное отношение к культуре своего народа.

Понятие «Родина» начинается сознания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в людях почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтение старших.

Автор Сабаева Марина Александровна
Дата добавления 27.02.2017
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 753
Номер материала MA-070421
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: