Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыМетодическая разработка на тему:"Коррекционно-развивающие методы и приёмы в обучении неслышащих детей"

Методическая разработка на тему:"Коррекционно-развивающие методы и приёмы в обучении неслышащих детей"

Скачать материал

«Коррекционно-развивающие методы и приёмы в обучении неслышащих детей».

Учитель: Хабирова И.В.

     Реализация образовательной, воспитательной, развивающей и коррекционной функций процесса обучения в школе для глухих детей возможна лишь при условии использовании системы разнообразных методов учебно-воспитательной работы.

В процессе обучения используется самые разнообразные по характеру методы. Это обусловлено, в первую очередь, физиологическими и психическими особенностями глухих учащихся.

Педагогические наблюдения показывают, что применение одних и тех же методов и приемов приводит к снижению работоспособности и активности глухих учащихся. Исследованиями психологов доказано, что чем больше количество анализаторов принимает участие в процессе обучения учебного материала, тем знания учащихся полнее, глубже и прочнее. Система разнообразных методов и создает необходимые условия в процессе обучения.

Следует также учитывать, что лишь при использовании различных по характеру приемов, форм и методов работы создаются условия для возникновения интереса и познавательной активности у школьников.

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, условно можно разделить натри группы: общие, специальные и специфические.

К общим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории учащихся.

Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмотренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала  и  особенности усвоения  его  глухими  школьниками

обуславливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организационных форм обучения.

К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфических разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средство общения, развитие и использование слухового восприятия, обучения чтению с губ и произношению).

В задачу сурдопедагогики входит рассмотрение первой группы методов. Остальные широко освещаются в курсах специальных методик.

В дидактике существует несколько вариантов классификации общих методов обучения, в зависимости от признака, положенного в ее основу. Наиболее распространенной является классификация по источникам знания, которая выделяет словесные, наглядные и практические методы.

Известна классификация методов в зависимости от основных дидактических задач и этапов процесса обучения: методы подготовки учащихся к усвоению учебного материала, приобретения знаний, формирования умений и навыков, закрепления и применения знаний, проверки знаний, умений и навыков.

В соответствии с логикой познания существует классификация, в которой выделяются методы: аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, методы сравнения, аналогии, обобщения, абстрагирования и др.

В связи с усилением внимания к развитию активности, самостоятельности и творчества учащихся разработана классификация методов на основе познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептивный (или объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы. Эта классификация общих методов творчески используется в сурдопедагогической теории и практике.

Наиболее полной представляется классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения, согласно которой выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.

Успех в работе сурдопедагога зависит не только и не столько от того, какой метод он использует, а от того, как он пользуется тем или иным методом.

Главной задачей сурдопедагога является определение в каждом конкретном случае такого сочетания различных групп методов или такого использования той или иной группы методов, которое бы обеспечило наиболее эффективное достижение на уроке учебной, воспитательной и развивающей целей.

Рассмотрим каждый из основных методов, применяемых при обучении глухих.

Наглядный метод обучения. Вести детей от наблюдений к фиксируемым в слове логическим обобщениям - очень важный путь обучения глухих.

Процесс познания окружающей действительности до специального обучения строится у глухонемого почти исключительно на основе наблюдений; известно, что и слышащий ребенок многое познает таким образом. Результаты этого процесса он фиксирует в слове, что способствует выделению наиболее существенного, обобщению тех или иных свойств; это в свою очередь облегчает дальнейший процесс познания. Не владеющий словесной речью ребенок, естественно, лишен указанной возможности, результаты осуществляемых им наблюдений отражаются лишь в частично в жестовой речи.

Очевидно, педагог должен помочь глухим детям разобраться в накопленном материале, помочь им переосмыслить многие явления, сделать более совершенным сам процесс наблюдений.

Наблюдения по своему характеру различны. В одних случаях они могут быть проведены в короткие сроки. Например, преобразование льда в воду и образование из воды пара могут быть показаны на одном уроке путем проведения лабораторной работы. В других случаях наблюдение занимает сравнительно большой промежуток времени. Например, развитие растения не может быть прослежено на одном уроке. Эта работа строится по иному. На определенном уроке организуется наблюдение, а затем время от времени учащиеся обращаются к предмету наблюдения, фиксируют происшедшие изменения.

Наблюдения различны и по условиям развития наблюдаемых явлений. В одних случаях наблюдаются явления природы в естественных условиях (например, набухание и развитие почек на деревьях); в других - создаются искусственные условия (например, наблюдение за распусканием почек на ветках, принесенных в класс и помещенных в сосуд с водой). И тот, и другой случай может быть использован. Валено только, чтобы в процессе наблюдения учащиеся не только фиксировали происходящие явления, но и улавливали причины изменений, находили взаимосвязи между различными явлениями.

Обратимся к примерам, убеждающим в необходимости такой работы.

Ученики тщательно наблюдали за развитием почек и листочков на ветках, находящихся в различных условиях (в холодном и теплом месте, в темноте и на свету), но после этого не смогли объяснить, почему на деревьях в саду процесс развития листвы не всегда одинаков (одни деревья на солнцепеке, другие в тени).

После опытов с водопроницаемостью почвы дети не смогли понять, почему на песчаной почве после дождя быстро становится сухо, а на глиняной - дождевая вода долго держится.

Следует отметить, что наблюдения не всегда укладываются в те сроки, которые планирует учитель, поэтому их организация должна быть гибкой.

Наряду с наблюдением на уроке важное место занимают демонстрации, которые весьма разнообразны по своему характеру. Сюда относится демонстрация предметов или их моделей, демонстрация картин, показ кинофильмов и т.д. Сюда же следует отнести драматизацию и имитацию определенных действий для раскрытия содержания, смысла отдельных слов или сюжетов.

Среди различных видов демонстраций в школе глухих широкое место занимает демонстрация картин. Этот вид демонстрации имеет свои преимущества. Не случайно в свое время К.Д. Ушинский указывал, что научить ребенка пяти словам без картинок значительно сложнее, чем сообщить 20 слов в связи с показом картинок.

Подбирая для показа ту или иную картину, учитель заботится и о том, чтобы у детей создалось правильное представление о цвете и величине предмета. Наблюдение этого требования может привести, например, к тому, что дети будут считать, что величина воробья равна величине утки, а тигр равен по размерам кошке.

Чтобы избежать таких неверных представлений, учитель подбирает такую картинку, на которой незнакомый объект дается в сопоставлении со знакомым (слон и рядом человек, колибри и рядом пчела и т.п.).

При всех достоинствах картины она как объект демонстрации уступает муляжу или чучелу, которое дает более полное представление об изучаемом объекте. Муляж апельсина, конечно, дает более полное представление, чем картина: ученики могут увидеть объем величину не только глазом, но и ощутить рукой.

Понятно, что натуральный объект дает более верное и полное представление. Следовательно, все что, возможно, следует показывать в натуральном виде.

В школе для глухих особое значение имеет такое средство демонстрации, как показ кинофильмов. В кино дети воспринимают большой материал, раскрывающийся в динамике. В связи с показом фильмов учитель

обращает внимание на главное, помогает ученикам разобраться в просмотренном, сообщает нужные для данного этапа развития знания.

Словесные методы обучения. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушением слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако в сравнении с массовой школой их применение в специальных школах для глухих детей более тесно связано с практическими и наглядными методами, особенно на начальных этапах воспитания.

К словесным методам относятся беседа, рассказ, чтение детей и взрослых, объяснения педагога.

Беседы являются одним из наиболее распространенных словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа - важное средство развития диалогической речи школьников с нарушением слуха. Кроме того, беседа, как и другие словесные методы, предполагает использование и наглядных методов - демонстрацию различных предметов, картин. Однако, в отличие от слышащих детей, школьники с нарушенным слухом первоначально не могут без помощи педагога участвовать в беседе. Сначала детей учат понимать простые вопросы и отвечать на них с помощью естественных жестов, коротких слов, указаний на предметы, таблички. В первые годы обучения в ходе беседы детям предлагается небольшое число ситуативных вопросов, понимание которых достигается в связи с наличием соответствующих предметов или их изображений.

К проведению беседы предъявляется ряд дидактических требований: вопросы следует подбирать заранее, они должны быть точными, учитывать объем знаний детей по данной теме, уровень их речевого развития. В работе со старшими детьми важно изменять последовательность вопросов, потому что дети иногда ориентируются не на их содержание, а на порядок предъявления. Учитывая особенности восприятия речи педагога, в зависимости от этапа обучения определяется форма речи. Хорошо знакомые

вопросы могут предъявляться устно, в случае затруднений используется вспомогательные формы речи (устно-дактильная, письменная).

Рассказ педагога используется только в том случае, если у детей сформированы навыки слухо-зрительного восприятия речи. Ценность рассказа заключается в том, что за короткое время учитель может сообщить довольно большой объем сведений. Весь речевой материал учащиеся воспринимают слухо-зрительно. На всех уроках обязательным является использование звукоусиливающей аппаратуры, которая обеспечивает глухим детям биосенсорное восприятие речи учителя. Но если сурдопедагог видит, что тот или иной ученик не воспринял сказанного, то после двукратного устного повторения привлекает в помощь дактилирование. При рассказывании необходимо избегать двух крайностей: не говорить о том, что дети не смогут понять (это почти всегда учитывается сурдопедагогами), и не заострять внимание на т Ом, что уже известно учащимся.

Рассказ оказывается более доступным для глухих детей, если учитель знакомит их с планом рассказа. План записывается последовательно по мере перехода в рассказе от одного вопроса к другому.

Значительно помогает восприятию содержания рассказа глухими учащимися использование иллюстрированного материала, привлечение ярких и интересных примеров.

Чрезвычайно важными являются требования к речи учителя: он не должен допускать утрированной артикуляции, лицо должно быть хорошо освещено, речь - четкая, выразительная, плавная, с соблюдением всех орфоэпических норм.

Объяснение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся (привлечение к ответам на вопросы, выполнение отдельных действий). При этом важна самостоятельность школьников, их умение работать с книгой, наглядным и дидактическим материалом. Задача педагога - умело руководить практической и мыслительной деятельностью глухих, оказывая необходимую помощь. Объяснение, как метод обучения основам наук сочетается в школьной практики с рассказом, беседой, наглядными и практическими методами.

Практические методы обучения. Книга для глухого ученика -важнейший источник знаний. Читая книгу, глухой учится языку. Надо научить глухого пользоваться книгой. Ограниченность речевого запаса у глухих учащихся приводит к тому, что книга оказывается для них малодоступной. Чтобы преодолеть этот недостаток, педагог нередко прибегает к бесконечному разъяснению слов и фраз. В результате вместо чтения происходит быстро надоедающее детям «словотолкование».

Чтение оказывается продуктивным тогда, когда учащиеся приступают к нему после предварительной беседы учителя с учениками о содержании книги. Еще лучше, если чтению предшествует непосредственно ознакомление детей с предметом, о котором они будут читать в книге.

Старшие школьники должны быть обучены умению составлять план, младшие - умению изображать читаемое в виде рисунка.

Работа с книгой, конечно, не сводится к чтению. По книге учащиеся должны выполнять весьма разнообразные работы. В учебниках школы для глухих содержаться множество разнообразных заданий. Важно, чтобы эти задания действительно выполнялись учащимися.

В школах для глухих упражнения занимают большее место. В процессе упражнений учащиеся не только закрепляют полученные знания, но и приобретают новые.

Сами упражнения имеют различную характеристику. Остановимся на основных.

Устные упражнения. К ним относится, например, устный опрос учащихся, разбор знакомой картинки по устным вопросам учителя, устное составление предложений, устное спряжение глаголов и т.д.

Письменное упражнение, выполняемые на классной доске. Среди других видов указанные упражнения занимают в школе глухих исключительное место. Используя классную доску, можно совершать весьма

разнообразные работы: коллективно решать арифметические задачи, составлять предложения по опорным словам, дописывать окончания слов в предложении, составлять план рассказа и т.д.

Этот вид упражнений имеет свое преимущества: коллективность работы, наглядность, простоту. Среди упражнений важное место занимают также графические работы, упражнения с раздаточным дидактическим материалом.

Специальные методы обучения. Они обусловлены в первую очередь системой тех методических приемов, которыми пользуются сурдопедагог в процессе обучения.

Число методических приемов очень велико. Оно может бесконечно изменяться в зависимости от целей, содержания, творческих усилий педагога. Некоторые методические приемы являются общими для многих учебных предметов и широко используются сурдопедагогами. Так для активизации речи глухих учащихся на уроках по всем учебным предметам могут быть привлечены такие методические приемы, как использование естественно возникшей ситуации в процессе учебной деятельности, преднамеренное создание ситуаций, вызывающих потребность в речи, проведение специальных дидактических игр и др.

Приемы обеспечивают своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальный почерк его методике работы. Сурдопедагог, хорошо Владея обще-методическими приемами, используемыми в массовой педагогической практике, определяет особенности их применения в процессе изучения того или иного учебного предмета глухими учащимися, а также систему специальных приемов, обусловленных особенностями работы с глухими детьми.

В процессе обучения глухих используется система СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ обучения. Сурдопедагогами даны научно-теоретическое обоснование и характеристика этой группы методов, которые находят широкое применение в сугубо специальных разделах работы. Одним

из них является формирование словесной речи глухих учащихся. Обучение языку предусматривает в первую очередь овладение им как средством общения с окружающими людьми. В результате многолетних исследований сурдопедагогами обоснована система, получившее название «обучение языку по принципу формирования речевого общения», и определены методы работы для каждого периода обучения. Наиболее специфическими они оказываются в первоначальном периоде, когда осуществляется обучение дактильной речи, устной речи (в том числе, чтению с губ и произношению) и грамоте. Здесь используются специальные, методы методические приемы.

Работа по развитию слухового восприятия глухих учащихся является также своеобразным разделом в коррекционно-педагогической работе в школе для глухих детей. В эту задачу входит максимальное развитие остаточного слуха глухих детей, обогащение их представлений о мире неречевых звуков, а главное - создание на базе развивающего речевого слуха слухозрительной основы для восприятия устной речи.

Каждый из перечисленных методов обучения глухих детей имеют свои положительные стороны, каждый из них является ценным в сочетании с другими. Каждый метод может утратить свое положительное значение, если он начинает превращаться в универсальный, подавляющий другие, если применяется без учета конкретной задачи и содержания урока.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка на тему:"Коррекционно-развивающие методы и приёмы в обучении неслышащих детей""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В методической разработке описываются коррекционные методы и приёмы, используемые в процессе обучения глухих детей - это общие, специальные, специфические. Все коррекционные приемы и методы способствуют развитию связной, грамотной диалогической и монологической речи, что позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса неслышащих детей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 447 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.09.2020 624
    • DOCX 66.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голубева Мария Михайловна
    Голубева Мария Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83837
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы гигиенического обучения

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные подходы к профессиональной деятельности педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 326 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 324 человека

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе