Инфоурок Физика Другие методич. материалыМетодическая разработка на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием демонстрационного эксперимента»

Методическая разработка на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием демонстрационного эксперимента»

Скачать материал

Методическая разработка на тему:

 «Активизация   познавательной  деятельности  учащихся  с использованием демонстрационного эксперимента»

 

Демонстрационный  эксперимент -  важное  средство  обучения  физике.  Глубокое  уяснение  учениками  большинства   изучаемых  в  школе  физических  вопросов  невозможно  без  наблюдения  демонстрационных  опытов.  Это  хорошо  понимают  учителя  физики  и,  как   правило,  широко  их  используют.  Однако  демонстрации  могут  и  должны  выполнять  не  только  обучающую,  но  и  развивающую  функцию, т.е.  содействовать  развитию  мышления,   наблюдательности,  творческого  воображения учащихся,  их  способностей.  А  вот  об  этом  нередко  забывают.  Да  и  в  методических  пособиях  по  эксперименту,  к  сожалению,  на  эту  его  сторону  не  обращают  совсем  или  обращают  мало  внимания,  заметно  обедняя  тем  самым  его  роль.

    Как  же  использовать  демонстрационный  эксперимент  в  целях  развития  учащихся?

     Рекомендуем   прежде  всего  обратить  внимание  на  способы  вовлечения  учащихся  в  активную  работу  по  осмыслению  опытов.  Укажем  четыре  основных  способа  ( каждый  следующий  соответствует  более  высокому  уровню  активизации).

 

 

1. Демонстрационный  эксперимент  ставится  как  иллюстрация  к  объяснению  учителя;  так  что  учащиеся  в  обсуждении  и  объяснении  результатов  опытов  участия  практически   не  принимают.

 Большее,  чего  может  добиться  в  этой  ситуации  учитель  (с  точки  зрения  активизации  учащихся), -  это  внимание  учеников  к  объяснению  учебного  материала.  Уровень  их  активизации  при  этом  можно  назвать « низшим  уровнем»;  он  всегда  имеет  место  в  следующих  случаях.  

а) Обучающиеся не имеют достаточной «базы» для того, чтобы принять участие в обсуждении эксперимента и получаемых из него результатов. Например, они обычно не могут объяснить (тем более предсказать) результаты первых опытов, иллюстрирующих явление механического резонанса.

б) Опыт ставится только для ознакомления обучающихся с тем или иным явлением без выяснения его природы; он носит констатирующий, ознакомительный, но не объяснительный характер, служит лишь иллюстрацией.

Например, так обстоит дело с демонстрацией магнитных спектров постоянных магнитов или линий магнитной индукции тока при помощи железных опилок, при введении различного рода правил: «правила левой руки», «правила буравчика» и т. п.

в) На основе эксперимента вводятся новые понятия. Например, понятие о механическом движении формируется на основе наблюдения превращений:

1) тележки относительно стола;

2) кубика, лежащего на тележке относительно стола и относительно тележки;

3) шарика, находящегося на тележке, относительно окна, тележки, учителя и т. п. После рассмотрения этих опытов даётся определение механического движения. Пока оно не известно обучающимся, обсуждать эти опыты они не могут. Но когда определение механического движения дано, подобные опыты для закрепления нового понятия нужно ставить при активном участии ребят (однако это уже будет следующий, более высокий уровень активизации).

г) преподаватель очень ограничен во времени (ведь этот способ, естественно, требует наименьших затрат времени).

 

2.          Учитель  выполняет  опыт,  а  учащиеся  либо  делают  выводы  из  него,  либо  объясняют  полученные  результаты.

Этот  способ  активизации   учащихся  можно  рекомендовать  почти  во  всех   случаях  ( исключая   рассмотренные  выше),  если  по  каким – либо  причинам  нельзя  использовать  способы,  соответствующие   более  высокому  уровню  активизации.  Применяя  его,  следует  заранее  предупредить  ребят  о  том,  что  по  окончании   опыта  они  должны  будут  самостоятельно  сделать  выводы  или  объяснить  результаты.    (  Их   суждения  целесообразно  учитывать  при  выставлении   поурочного   балла)

       В  тех случаях,  когда  на  опыте  устанавливается  новая  закономерность,  задача  учащихся -  сделать  выводы  из  наблюдений.  Например,  изучая  силу,  действующую  на  тело  при  равномерном   вращательном  движении,  демонстрирует  три  опыта  с  прибором   «Вращающийся  диск »,  показывающие  зависимость  этой  силы  от   массы  тела,  его  скорости,  радиуса  вращения.  Аналогичным  образом  организуется  изучение  колебании  математического  маятника,  второго  закона  Ньютона  и  т.  п.    Если   же  явления  и  закономерности,  на   основе  которых  строится  изложение  нового  учебного  материала,  уже  изучены,  учащиеся  объясняют  результаты  опыта.  Например,  после  изучения  индуктивного,  ёмкостного  сопротивлений  и  закона  Ома  для  цепи  переменного   тока    учащиеся  могут  самостоятельно  объяснить   продемонстрированное   им  явление  электрического  резонанса,  а  ознакомившись  с  термоэлектронной  эмиссией, -  объяснить  опыт  с  демонстрационным  диодом  и  т.п.

          Последний  способ  активизации  учащихся  (привлечение  их   к  объяснению    результатов   опыта)    часто  оказывается   целесообразным  и  в  тех  случаях,  когда  ученики  не  в   состоянии  сами  полностью  объяснить  показанное  явление.   Пусть  учитель  поможет  им   -   это  лучше  чем  оставлять  учеников  в   роли  зрителей  и  слушателей.    Например,   наблюдая  опыты  по  волновой  оптике,  ребята  часто  не  могут  сразу  указать  причину  того,  что  при  дифракции  от  нити  всегда  видна  в  средней  части  спектра  светлая  полоса,  а  при  дифракции  от  щели  -  либо  светлая,  либо  тёмная  в  зависимости  от  ширины  щели.

               Поэтому  при  затруднении  учеников  целесообразно  показать  им  рис. 1  и  2  и  предложить  воспользоваться  принципом  Гюйгенса  в  первом  случае  и  понятием  о  зонах  Френеля  -  во  втором. 

                 Эта  «подсказка»   поможет  ребятам  довольно  быстро  найти  объяснение  наблюдаемому.

                3.   Учащиеся    предсказывают  результат опыта.

 Перед   тем  как  сформулировать    соответствующий  вопрос,   надо  сообщить  цель  опыта  и  дать  пояснения  об  устройстве  и  принципе   действия  демонстрационной     установки.  Этот  способ  обеспечивает  более  высокий  уровень  активизации  мыслительной  деятельности  учащихся,  так  как  предсказывает  неизвестный  результат  труднее,  чем  объяснить  уже  показанное  явление.  Включившись   в  работу  ещё  до  выполнения  опыта,  они  с  повышенным  интересом  и  вниманием  ожидают  его  результат,  а  затем,  если  тот  предсказан  неверно,  ищут  правильное  объяснение.( Конечно, учитель должен  добиваться,  чтобы  предсказание  обосновалось,  подкреплялось  аргументами,  а  не  было  немотивированным  предположением.)

                       Третий  способ  активизации  рекомендуем  применять  в  тех  случаях,  когда  есть  уверенность,  что  хотя  бы  несколько  учеников  в  классе  смогут  высказать  обоснованные  соображения  относительно  ожидаемых  результатов  опыта.( Естественно,  это  возможно  лишь  при  условии,  что  необходимый  учебный  материал  уже   пройден  и  усвоен.)  Так  зная  о  взаимодействии   электрических  зарядов  и  имея  представление  об  электрическом  поле  и  электронной  теории  (о  том,  что  носители  электрического  тока    в  металлических    проводниках  _  свободные  электроны),  учащиеся  могут   самостоятельно  предсказать  результаты  опытов,  которые  рассматриваются  для  закрепления  этого  материала.  Например:

 Как изменятся показания стрелки отрицательно заряженного электрометра при приближении к нему положительно (отрицательно) заряженной палочки?

 Будет ли заряжен электрометр (и если да, то как именно), если, не убирая палочки, вызвавшей его электризацию через влияние, на мгновение коснуться шарика электрометра пальцем?

 Предсказание результатов опыта или объяснение увиденного возможно при выполнении большинства школьных демонстраций и, их следует широко использовать на практике. Учащиеся быстро «приобретают вкус» к такой работе, их внимание и активность заметно повышаются, а если при этом высказываются противоречивые суждения, то возникают дискуссии, что способствует интенсивному развитию мышления и способностей ребят.

4.     Учитель ставит перед учащимися вопрос и предлагает найти ответ на него экспериментально.

 (Иногда поиск ответов можно ограничить формулировкой общей идеи исследования без его детализации.) Этот способ активизации учащихся можно использовать в тех случаях, когда выдвижение идеи исследования доступно ученикам (или требует лишь небольшой помощи учителя), причём в короткое время, чтобы не вызвать большой потери времени на уроке. (Заранее надо предусмотреть, какие могут возникнуть затруднения у учеников, и подготовить вопросы, которые помогли бы «сдвинуть с места», но в то же время не устраняли проявление их творческой мысли.) Опытов, при выполнении которых может быть с успехом использован данный способ, довольно много. Приведу примеры.

                    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием демонстрационного эксперимента»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Демонстрационный эксперимент - важное средство обучения физике. Глубокое уяснение учениками большинства изучаемых в школе физических вопросов невозможно без наблюдения демонстрационных опытов.Глубокое уяснение учениками большинства изучаемых в школе физических вопросов невозможно без наблюдения демонстрационных опытов. Это хорошо понимают учителя физики и, как правило, широко их используют. Однако демонстрации могут и должны выполнять не только обучающую, но и развивающую функцию, т.е. содействовать развитию мышления, наблюдательности, творческого воображения учащихся, их способностей. А вот об этом нередко забывают. Да и в методических пособиях по эксперименту, к сожалению, на эту его сторону не обращают совсем или обращают мало внимания, заметно обедняя тем самым его роль. Как же использовать демонстрационный эксперимент в целях развития учащихся?Вот несколько советов

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Жазық параллель пластина мен призмада сәулелердің жүру сызбасын сызу және жазық параллель пластина мен призма формуласын қолданып, есептер шығару.
  • Учебник: «Физика (Базовый и углубленный уровни)», Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.
  • Тема: 3. Построение изображений в линзах
  • 01.01.2021
  • 2814
  • 35
«Физика (Базовый и углубленный уровни)», Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2020 204
    • DOCX 39.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федосова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федосова Ирина Викторовна
    Федосова Ирина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56375
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 21 региона

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе