Методическая разработка на тему:
«Активизация познавательной деятельности
учащихся с использованием демонстрационного эксперимента»
Демонстрационный эксперимент - важное средство обучения физике.
Глубокое уяснение учениками большинства изучаемых в школе физических
вопросов невозможно без наблюдения демонстрационных опытов. Это хорошо
понимают учителя физики и, как правило, широко их используют. Однако
демонстрации могут и должны выполнять не только обучающую, но и
развивающую функцию, т.е. содействовать развитию мышления,
наблюдательности, творческого воображения учащихся, их способностей. А
вот об этом нередко забывают. Да и в методических пособиях по
эксперименту, к сожалению, на эту его сторону не обращают совсем или
обращают мало внимания, заметно обедняя тем самым его роль.
Как же использовать демонстрационный эксперимент в целях
развития учащихся?
Рекомендуем прежде всего обратить внимание на способы
вовлечения учащихся в активную работу по осмыслению опытов. Укажем
четыре основных способа ( каждый следующий соответствует более высокому
уровню активизации).
1. Демонстрационный эксперимент ставится как иллюстрация к
объяснению учителя; так что учащиеся в обсуждении и объяснении
результатов опытов участия практически не принимают.
Большее, чего может добиться в этой ситуации учитель (с
точки зрения активизации учащихся), - это внимание учеников к
объяснению учебного материала. Уровень их активизации при этом можно
назвать « низшим уровнем»; он всегда имеет место в следующих случаях.
а) Обучающиеся не имеют достаточной «базы» для того, чтобы принять
участие в обсуждении эксперимента и получаемых из него результатов. Например,
они обычно не могут объяснить (тем более предсказать) результаты первых опытов,
иллюстрирующих явление механического резонанса.
б) Опыт ставится только для ознакомления обучающихся с тем или иным
явлением без выяснения его природы; он носит констатирующий, ознакомительный,
но не объяснительный характер, служит лишь иллюстрацией.
Например, так обстоит дело с демонстрацией магнитных спектров
постоянных магнитов или линий магнитной индукции тока при помощи железных
опилок, при введении различного рода правил: «правила левой руки», «правила
буравчика» и т. п.
в) На основе эксперимента вводятся новые понятия. Например, понятие о
механическом движении формируется на основе наблюдения превращений:
1) тележки относительно стола;
2) кубика, лежащего на тележке относительно стола и относительно
тележки;
3) шарика, находящегося на тележке, относительно окна, тележки, учителя
и т. п. После рассмотрения этих опытов даётся определение механического
движения. Пока оно не известно обучающимся, обсуждать эти опыты они не могут.
Но когда определение механического движения дано, подобные опыты для
закрепления нового понятия нужно ставить при активном участии ребят (однако это
уже будет следующий, более высокий уровень активизации).
г) преподаватель очень ограничен во времени (ведь этот способ,
естественно, требует наименьших затрат времени).
2.
Учитель выполняет
опыт, а учащиеся либо делают выводы из него, либо объясняют
полученные результаты.
Этот способ активизации учащихся можно рекомендовать почти во
всех случаях ( исключая рассмотренные выше), если по каким – либо
причинам нельзя использовать способы, соответствующие более высокому
уровню активизации. Применяя его, следует заранее предупредить ребят о
том, что по окончании опыта они должны будут самостоятельно сделать
выводы или объяснить результаты. ( Их суждения целесообразно
учитывать при выставлении поурочного балла)
В тех случаях, когда на опыте устанавливается новая
закономерность, задача учащихся - сделать выводы из наблюдений.
Например, изучая силу, действующую на тело при равномерном
вращательном движении, демонстрирует три опыта с прибором «Вращающийся
диск », показывающие зависимость этой силы от массы тела, его
скорости, радиуса вращения. Аналогичным образом организуется изучение
колебании математического маятника, второго закона Ньютона и т. п.
Если же явления и закономерности, на основе которых строится
изложение нового учебного материала, уже изучены, учащиеся объясняют
результаты опыта. Например, после изучения индуктивного, ёмкостного
сопротивлений и закона Ома для цепи переменного тока учащиеся
могут самостоятельно объяснить продемонстрированное им явление
электрического резонанса, а ознакомившись с термоэлектронной эмиссией, -
объяснить опыт с демонстрационным диодом и т.п.
Последний способ активизации учащихся (привлечение их
к объяснению результатов опыта) часто оказывается целесообразным
и в тех случаях, когда ученики не в состоянии сами полностью
объяснить показанное явление. Пусть учитель поможет им - это лучше
чем оставлять учеников в роли зрителей и слушателей. Например,
наблюдая опыты по волновой оптике, ребята часто не могут сразу
указать причину того, что при дифракции от нити всегда видна в
средней части спектра светлая полоса, а при дифракции от щели -
либо светлая, либо тёмная в зависимости от ширины щели.
Поэтому при затруднении учеников целесообразно
показать им рис. 1 и 2 и предложить воспользоваться принципом
Гюйгенса в первом случае и понятием о зонах Френеля - во втором.
Эта «подсказка» поможет ребятам довольно быстро
найти объяснение наблюдаемому.
3. Учащиеся предсказывают результат опыта.
Перед тем как сформулировать соответствующий вопрос, надо
сообщить цель опыта и дать пояснения об устройстве и принципе действия
демонстрационной установки. Этот способ обеспечивает более высокий
уровень активизации мыслительной деятельности учащихся, так как
предсказывает неизвестный результат труднее, чем объяснить уже
показанное явление. Включившись в работу ещё до выполнения опыта,
они с повышенным интересом и вниманием ожидают его результат, а
затем, если тот предсказан неверно, ищут правильное объяснение.(
Конечно, учитель должен добиваться, чтобы предсказание обосновалось,
подкреплялось аргументами, а не было немотивированным предположением.)
Третий способ активизации рекомендуем
применять в тех случаях, когда есть уверенность, что хотя бы
несколько учеников в классе смогут высказать обоснованные соображения
относительно ожидаемых результатов опыта.( Естественно, это возможно
лишь при условии, что необходимый учебный материал уже пройден и
усвоен.) Так зная о взаимодействии электрических зарядов и имея
представление об электрическом поле и электронной теории (о том, что
носители электрического тока в металлических проводниках _
свободные электроны), учащиеся могут самостоятельно предсказать
результаты опытов, которые рассматриваются для закрепления этого
материала. Например:
Как изменятся показания стрелки отрицательно заряженного электрометра
при приближении к нему положительно (отрицательно) заряженной палочки?
Будет ли заряжен электрометр (и если да, то как именно), если, не
убирая палочки, вызвавшей его электризацию через влияние, на мгновение
коснуться шарика электрометра пальцем?
Предсказание результатов опыта или объяснение увиденного возможно при
выполнении большинства школьных демонстраций и, их следует широко использовать
на практике. Учащиеся быстро «приобретают вкус» к такой работе, их внимание и
активность заметно повышаются, а если при этом высказываются противоречивые
суждения, то возникают дискуссии, что способствует интенсивному развитию
мышления и способностей ребят.
4.
Учитель ставит перед
учащимися вопрос и предлагает найти ответ на него экспериментально.
(Иногда поиск ответов можно ограничить формулировкой общей идеи
исследования без его детализации.) Этот способ активизации учащихся можно
использовать в тех случаях, когда выдвижение идеи исследования доступно
ученикам (или требует лишь небольшой помощи учителя), причём в короткое время,
чтобы не вызвать большой потери времени на уроке. (Заранее надо предусмотреть,
какие могут возникнуть затруднения у учеников, и подготовить вопросы, которые
помогли бы «сдвинуть с места», но в то же время не устраняли проявление их
творческой мысли.) Опытов, при выполнении которых может быть с успехом
использован данный способ, довольно много. Приведу примеры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.