Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методическая разработка «Исследовательский проект

Методическая разработка «Исследовательский проект


Методическая разработка «Исследовательский проект

по профилактике курения как метод обучения здоровью»


Аннотация

Интерактивные методы обучения здоровью, такие, к примеру, как методы исследовательских или практических проектов, обеспечивают креативный контекст для исследования и развития возможностей, создает безопасную среду, которая способствует отработке жизненных навыков.

Для эффективного влияния на поведение обучение здоровью предусматривает формирование навыков в рамках определенных тем, имеющих отношение к вопросам сохранения здоровья. Например, профилактика табачной зависимости среди подростков.

Обучение здоровью методом исследовательского проекта интегрировано методистом в один из предметов дополнительной образовательной программы «Студия юных журналистов» - основы журналистики, реализуемой на базе общеобразовательной школы.

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов, учащиеся студии юных журналистов, педагоги, психологи, администрация школы. Руководитель проекта – педагог дополнительного образования студии юных журналистов.


Пояснительная записка

Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Последнее десятилетие в области здоровья характеризуется резким ухудшением демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Во многом такая ситуация обусловлена неблагоприятными социальными и материальными условиями жизни значительной части детей. Но нельзя отрицать, что одной из причин неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков является фактор образа жизни

Подавляющее большинство людей начинает курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим людям обойти стороной эту форму зависимости. Привитие навыков здорового образа жизни, отказ молодежи от вредных привычек сегодня становится наиглавнейшей задачей общества, в целом, и учреждений образования – общего и дополнительного, в частности. Решение задач обучения здоровью требует применения эффективных методов обучения и получения знаний. Трудно ожидать, что прослушивание лекции или рассказа о навыках позволит учащимся овладеть ими. Необходимо обучение действием.

Перед студийцами (возраст 13-17 лет) ставится задача: в течение учебного года осуществить в своей школе исследование среди учащихся 1-11 классов. Тема: «Изучение поведенческих факторов риска среди учащихся».

Исследуя такую острую проблему как курение, обучающиеся изучают социальные и медицинские аспекты этой зависимости. В процессе работы над проектом у обучающихся вырабатывается критичное мышление и навыки принятия решений, которые важны для анализа фактов, ситуаций и противостояния влиянию сверстников и рекламы в области табакокурения. В рамках проекта подростки приобретают также положительные навыки, с помощью которых они смогут оказывать влияние на политику или окружающую среду. Например, посредством действий, направленных на создание зон, свободных от табака. Исследование является первой ступенью в инициации создания в школе комплексной программы по профилактике курения. Публикации результатов исследования в школьной газете, издаваемой воспитанниками студии юного журналиста, будут способствовать формированию общественного мнения о необходимости активизировать профилактику курения в масштабах ОУ.



Цели проекта

1. Выявление проблемы и обоснование актуальности разработки и реализации программы «Профилактика курения в школе»

2. Формирование у школьников нетерпимого отношения к табакокурению.


Задачи

1. Получить и систематизировать информацию о ситуации с курением в ОУ;

2. Создать на основе полученных данных серию публикаций в школьной газете, городской газете;

3. Сформировать у ребенка понимание риска для здоровья вследствие курения;

4. Сформировать у детей навыки агитации за отказ от курения.


Срок реализации

С сентября по май (в течение учебного года).


Участники проекта

Предполагается, что в реализации исследования примут участие:

члены детского объединения юных журналистов, учащиеся школы; возраст 13-17 лет; в группе 20 человек;

учащиеся 1 - 11 классов;

педагоги, в т.ч школьный психолог;

заинтересованные лица.



Содержание деятельности

Обучающимся студии предлагается в течение учебного года:

1. Самостоятельно исследовать ситуацию с курением в гимназии; методом анонимного анкетирования и опроса учащихся 5-11 классов получить максимально объективные данные по следующим позициям:

- процент детей, никогда не занимавшихся табакокурением;

- процент постоянно курящих детей в ОУ;

- возрастной состав курящих детей;

- процент курящих девочек и мальчиков;

- какова мотивация курения у школьников;

- на какие средства приобретаются школьниками табачная продукция;

- где чаще всего курят учащиеся: вблизи школы, за территорией школы, на улице, в подъездах, в укромных местах;

- отношение некурящих сверстников к проблеме курения в целом, и курения друзей в частности;

- уровень информированности школьников о вреде табакокурения, пассивного курения;

- методы, которые, по мнению курящих подростков, могут повлиять на их решение отказаться от сигарет (запрет, убеждение, наказание, поощрение отказа от курения, осуждение со стороны сверстников, комплекс мер, другие);

2. Изучить соответствующую литературу о негативном влиянии курения на человеческий организм; статистические данные об уровне заболеваемости и смертности вследствие курения.

По этим данным можно составить наиболее полную и объективную картину о состоянии дел с курением в образовательном учреждении. Исследование проводят подростки, что повысит уровень доверительности между исследователями и учащимися, а значит, уровень объективности данных будет достаточно высоким.


Методы

Дискуссия, «мозговой штурм», анкетирование, опрос, самостоятельная работа с литературой, портфолио (папка работ).


Условия реализации проекта

Проект будет реализован только в том случае, если будут соблюдены принципы сознательности и добровольности. Добиться их выполнения сложнее всего. Это зависит только от воспитанников и от мастерства педагога, т.к. они являются сугубо педагогическими принципами.


Предполагаемые сложности

  1. Известно, что ОУ работают по гигиеническим стандартам, а время, проведенное ребенком на занятиях в творческом объединении во внеурочное время, может выходить за рамки установленных норм. Это дополнительное время и профессиональный подход к занятиям в той или иной мере подразумевает дополнительную нагрузку на ребенка, следствием этого могут являться переутомления.

  2. Слишком многого нужно достичь сразу; данный подход требует тщательного планирования.


Подведение итогов исследовательского проекта

  1. Полученные в ходе исследования данные юные журналисты осмысливают, систематизируют и публикуют в школьной газете, возможно с комментариями администрации школы, родителей, представителей общественности.

  2. Обучающиеся с помощью педагога оформляют результаты исследования, и защищают проект на общешкольном собрании.




Методы оценки

Об успехах обучающихся в области обучения здоровью можно судить по тому, что дети говорят, пишут и делают. Наблюдая за тем, как подростки продвигаются в направлении целей обучения, педагоги могут судить об их успехах.

Метод

Что можно оценивать

Проектная работа

(исследование)

Навыки:

постановки цели, планирования работы, взаимодействия в группе, управления эмоциями, обработки информации, принятия ответственности, сотрудничества; организации работы, применения знаний, приобретения умений, тренировки навыков

Портфолио (папка работ)

В портфолио ученики собирают самостоятельные творческие работы, заполненные рабочие листки, планы и результаты проведенных исследований, оценочные листы и другое, что отражает их достижения в области обучения здоровью. Оценка производится соответственно понятным ученикам критериям.

Рост достижений, отношение к работе, отношение к себе, навык самомониторинга








Последовательность действий (алгоритм)

Вид работы

(сроки исполнения)

Деятельность педагога

Деятельность группы обучающихся

1. Разработка проектного задания (сентябрь-октябрь)


1. 1. Обсуждение темы исследования

Участвует в обсуждении темы, направляет воспитанников, выделяет задачи для каждого этапа работы.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

1. 2. Разработка анкет для учащихся.

Выделяет основные вопросы анкет, подтемы.

Каждый обучающийся принимает участие в формировании анкет, формулировке вопросов

1. 3. Формирование малых групп

Проводит объединение школьников, выбравших себе подтемы и виды деятельности.

Школьники определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

1. 4. Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для групп, подбор литературы.

Педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу.

Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением со сверстниками.

1. 5. Определение форм подведения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении и предлагает: портфолио, серия публикаций, общешкольный доклад и т.д. Использование наглядного плана схемы деятельности.

В группе обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности.

2. Разработка проекта

(ноябрь-февраль)

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность обучающихся.

Осуществляют исследовательскую деятельность.

3. Оформление результатов

(март-апрель)

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность обучающихся.

Оформляют результаты, выбирают способы и формы наглядной презентации результата (изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе)

4. Презентация

(апрель-май)

Организует экспертизу, приглашает в качестве специалистов заинтересованных лиц.

Обнародуют результаты своей работы (в зависимости от выбранной формы подведения итогов)

5. Рефлексия

(май)

Оценивает свою работу по педагогическому руководству исследовательской деятельности детей.

Осуществляют самооценку результатов с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.


Ожидаемые результаты:

  1. Понимание детьми риска для здоровья вследствие курения;

  2. Выработка отношения, которое предусматривает защиту собственного здоровья и здоровья других;

  3. Развитие навыков агитации за отказ от курения;

  4. Развитие навыков самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта исследования, метода исследования;

  5. Развитие навыков общения со сверстниками;

  6. Развитие способности к рефлексивному мышлению;

  7. Развитие навыков использования различных источников информации;

  8. Развитие навыков представления своей работы (презентации);

  9. Развитие навыков систематизации полученных данных;

  10. Данные, полученные в результате исследования, будут способствовать инициации со стороны администрации школы создания в ОУ программы профилактики курения в школе.


Использована литература:

  1. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 2-е изд., доп. и испр., 446с.:ил.

  2. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.П., Сударикова М.А., Балабан Ю.Л., Смирнова О.В., Аграчева Е.С., Церкевич А.Н. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2003. 132с.

  • Другое
Автор Медведева Зинаида Петровна
Дата добавления 12.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 278
Номер материала MA-072576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы