Методическая
разработка
«Исследовательский проект
по профилактике курения как метод обучения здоровью»
Аннотация
Интерактивные
методы обучения здоровью, такие, к примеру, как методы исследовательских или
практических проектов, обеспечивают креативный контекст для исследования и
развития возможностей, создает безопасную среду, которая способствует отработке
жизненных навыков.
Для эффективного влияния на
поведение обучение здоровью предусматривает формирование навыков в рамках
определенных тем, имеющих отношение к вопросам сохранения здоровья. Например,
профилактика табачной зависимости среди подростков.
Обучение здоровью методом
исследовательского проекта интегрировано методистом в один из предметов
дополнительной образовательной программы «Студия юных журналистов» - основы
журналистики, реализуемой на базе общеобразовательной школы.
Целевая аудитория: учащиеся
1-11 классов, учащиеся студии юных журналистов, педагоги, психологи,
администрация школы. Руководитель проекта – педагог дополнительного образования
студии юных журналистов.
Пояснительная записка
Показатель
здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Последнее
десятилетие в области здоровья характеризуется резким ухудшением
демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Во многом
такая ситуация обусловлена неблагоприятными социальными и материальными
условиями жизни значительной части детей. Но нельзя отрицать, что одной из
причин неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков является
фактор образа жизни
Подавляющее большинство
людей начинает курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по
профилактике курения в школе могут помочь многим людям обойти стороной эту
форму зависимости. Привитие навыков здорового образа жизни, отказ молодежи от
вредных привычек сегодня становится наиглавнейшей задачей общества, в целом,
и учреждений образования – общего и дополнительного, в частности. Решение
задач обучения здоровью требует применения эффективных методов обучения и получения
знаний. Трудно ожидать, что прослушивание лекции или рассказа о навыках
позволит учащимся овладеть ими. Необходимо обучение действием.
Перед студийцами (возраст
13-17 лет) ставится задача: в течение учебного года осуществить в своей школе исследование
среди учащихся 1-11 классов. Тема: «Изучение поведенческих факторов риска
среди учащихся».
Исследуя такую острую
проблему как курение, обучающиеся изучают социальные и медицинские аспекты
этой зависимости. В процессе работы над проектом
у обучающихся вырабатывается критичное мышление и навыки принятия решений,
которые важны для анализа фактов, ситуаций и противостояния влиянию
сверстников и рекламы в области табакокурения. В рамках проекта подростки
приобретают также положительные навыки, с помощью которых они смогут оказывать
влияние на политику или окружающую среду. Например, посредством действий,
направленных на создание зон, свободных от табака. Исследование является первой
ступенью в инициации создания в школе комплексной программы по профилактике
курения. Публикации результатов исследования в школьной газете, издаваемой воспитанниками
студии юного журналиста, будут способствовать формированию общественного мнения
о необходимости активизировать профилактику курения в масштабах ОУ.
Цели проекта
1. Выявление проблемы и
обоснование актуальности разработки и реализации программы «Профилактика
курения в школе»
2. Формирование у школьников
нетерпимого отношения к табакокурению.
Задачи
1. Получить и систематизировать информацию
о ситуации с курением в ОУ;
2. Создать на основе полученных данных
серию публикаций в школьной газете, городской газете;
3. Сформировать у ребенка понимание
риска для здоровья вследствие курения;
4. Сформировать у детей навыки
агитации за отказ от курения.
Срок
реализации
С сентября по май (в течение учебного
года).
Участники
проекта
Предполагается,
что в реализации исследования примут участие:
▪ члены детского объединения юных
журналистов, учащиеся школы; возраст 13-17 лет; в группе 20 человек;
▪ учащиеся 1 - 11 классов;
▪ педагоги, в т.ч школьный психолог;
▪ заинтересованные лица.
Содержание
деятельности
Обучающимся студии предлагается
в течение учебного года:
1. Самостоятельно исследовать
ситуацию с курением в гимназии; методом анонимного анкетирования и опроса
учащихся 5-11 классов получить максимально объективные данные по следующим
позициям:
- процент детей, никогда не
занимавшихся табакокурением;
- процент постоянно курящих детей в
ОУ;
- возрастной состав курящих детей;
- процент курящих девочек и
мальчиков;
- какова мотивация курения у
школьников;
- на какие средства приобретаются
школьниками табачная продукция;
- где чаще всего курят учащиеся:
вблизи школы, за территорией школы, на улице, в подъездах, в укромных местах;
- отношение некурящих сверстников к
проблеме курения в целом, и курения друзей в частности;
- уровень информированности
школьников о вреде табакокурения, пассивного курения;
- методы, которые, по мнению курящих
подростков, могут повлиять на их решение отказаться от сигарет (запрет,
убеждение, наказание, поощрение отказа от курения, осуждение со стороны
сверстников, комплекс мер, другие);
2. Изучить соответствующую
литературу о негативном влиянии курения на человеческий организм;
статистические данные об уровне заболеваемости и смертности вследствие
курения.
По этим данным можно составить
наиболее полную и объективную картину о состоянии дел с курением в
образовательном учреждении. Исследование проводят подростки, что повысит
уровень доверительности между исследователями и учащимися, а значит, уровень
объективности данных будет достаточно высоким.
Методы
Дискуссия,
«мозговой штурм», анкетирование, опрос, самостоятельная работа с литературой,
портфолио (папка работ).
Условия реализации проекта
Проект будет
реализован только в том случае, если будут соблюдены принципы сознательности и
добровольности. Добиться их выполнения сложнее всего. Это зависит только от
воспитанников и от мастерства педагога, т.к. они являются сугубо
педагогическими принципами.
Предполагаемые
сложности
1. Известно, что ОУ работают по
гигиеническим стандартам, а время, проведенное ребенком на занятиях в творческом
объединении во внеурочное время, может выходить за рамки установленных норм.
Это дополнительное время и профессиональный подход к занятиям в той или иной
мере подразумевает дополнительную нагрузку на ребенка, следствием этого могут
являться переутомления.
2. Слишком многого нужно достичь
сразу; данный подход требует тщательного планирования.
Подведение
итогов исследовательского проекта
1.
Полученные
в ходе исследования данные юные журналисты осмысливают, систематизируют и публикуют
в школьной газете, возможно с комментариями администрации школы, родителей,
представителей общественности.
2.
Обучающиеся
с помощью педагога оформляют результаты исследования, и защищают проект на
общешкольном собрании.
Методы оценки
Об успехах обучающихся в области
обучения здоровью можно судить по тому, что дети говорят, пишут и делают.
Наблюдая за тем, как подростки продвигаются в направлении целей обучения,
педагоги могут судить об их успехах.
Метод
|
Что можно оценивать
|
Проектная работа
(исследование)
|
Навыки:
постановки цели, планирования работы, взаимодействия
в группе, управления эмоциями, обработки информации, принятия
ответственности, сотрудничества; организации работы, применения знаний,
приобретения умений, тренировки навыков
|
Портфолио (папка работ)
В портфолио ученики собирают самостоятельные
творческие работы, заполненные рабочие листки, планы и результаты проведенных
исследований, оценочные листы и другое, что отражает их достижения в области
обучения здоровью. Оценка производится соответственно понятным ученикам
критериям.
|
Рост достижений, отношение к работе, отношение к
себе, навык самомониторинга
|
Последовательность
действий (алгоритм)
Вид работы
(сроки исполнения)
|
Деятельность педагога
|
Деятельность группы обучающихся
|
1. Разработка проектного задания
(сентябрь-октябрь)
|
|
1. 1. Обсуждение темы исследования
|
Участвует в обсуждении темы, направляет
воспитанников, выделяет задачи для каждого этапа работы.
|
Обсуждают и принимают общее решение по теме.
|
1. 2. Разработка анкет для учащихся.
|
Выделяет основные вопросы анкет, подтемы.
|
Каждый обучающийся принимает участие в формировании
анкет, формулировке вопросов
|
1. 3. Формирование малых групп
|
Проводит объединение школьников, выбравших себе
подтемы и виды деятельности.
|
Школьники определили свои роли и комплектуются в
соответствии с ними в малые группы.
|
1. 4. Подготовка материалов к исследовательской
деятельности: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка
заданий для групп, подбор литературы.
|
Педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для
поисковой деятельности и подбирает литературу.
|
Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться в
группе с последующим обсуждением со сверстниками.
|
1. 5. Определение форм подведения итогов проектной
деятельности.
|
Принимает участие в обсуждении и предлагает:
портфолио, серия публикаций, общешкольный доклад и т.д. Использование
наглядного плана схемы деятельности.
|
В группе обсуждают формы представления результатов
исследовательской деятельности.
|
2. Разработка проекта
(ноябрь-февраль)
|
Консультирует, координирует работу, стимулирует
деятельность обучающихся.
|
Осуществляют исследовательскую деятельность.
|
3. Оформление результатов
(март-апрель)
|
Консультирует, координирует работу, стимулирует
деятельность обучающихся.
|
Оформляют результаты, выбирают способы и формы
наглядной презентации результата (изготовление предметов наглядности,
подготовка письменного отчета о проделанной работе)
|
4. Презентация
(апрель-май)
|
Организует экспертизу, приглашает в качестве
специалистов заинтересованных лиц.
|
Обнародуют результаты своей работы (в зависимости
от выбранной формы подведения итогов)
|
5. Рефлексия
(май)
|
Оценивает свою работу по педагогическому руководству
исследовательской деятельности детей.
|
Осуществляют самооценку результатов с учетом оценки
других. Желательна групповая рефлексия.
|
Ожидаемые
результаты:
1. Понимание детьми риска для
здоровья вследствие курения;
2. Выработка отношения, которое
предусматривает защиту собственного здоровья и здоровья других;
3. Развитие навыков агитации за
отказ от курения;
4. Развитие навыков
самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта исследования,
метода исследования;
5. Развитие навыков общения со
сверстниками;
6. Развитие способности к
рефлексивному мышлению;
7. Развитие навыков
использования различных источников информации;
8. Развитие навыков
представления своей работы (презентации);
9. Развитие навыков
систематизации полученных данных;
10. Данные, полученные в
результате исследования, будут способствовать инициации со стороны
администрации школы создания в ОУ программы профилактики курения в школе.
Использована литература:
1. Здоровье: учебно-методическое
пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина,
Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 2-е изд., доп. и испр., 446с.:ил.
2. Касаткин В.Н., Паршутин И.А.,
Рязанова О.Л., Симонятова Т.П., Сударикова М.А., Балабан Ю.Л., Смирнова О.В.,
Аграчева Е.С., Церкевич А.Н. Здоровье: Программа профилактики курения в школе.
М., 2003. 132с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.