Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка «Исследовательский проект

Методическая разработка «Исследовательский проект

Скачать материал

Методическая разработка  «Исследовательский проект

по профилактике курения  как метод обучения здоровью»

 

 

Аннотация

Интерактивные методы обучения здоровью, такие, к примеру, как методы исследовательских или практических проектов, обеспечивают креативный контекст для исследования и развития возможностей, создает безопасную среду, которая способствует отработке жизненных навыков.

          Для эффективного влияния на поведение обучение здоровью предусматривает формирование навыков в рамках определенных тем, имеющих отношение к вопросам сохранения здоровья. Например, профилактика табачной зависимости среди подростков.

          Обучение здоровью методом исследовательского проекта интегрировано методистом в один из предметов дополнительной образовательной программы «Студия юных журналистов» -  основы журналистики, реализуемой на базе общеобразовательной школы.

         Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов, учащиеся студии юных журналистов, педагоги, психологи, администрация школы. Руководитель проекта – педагог дополнительного образования студии юных журналистов.

 

Пояснительная записка

Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Последнее десятилетие в области здоровья характеризуется резким ухудшением демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Во многом такая ситуация обусловлена неблагоприятными социальными и материальными условиями жизни значительной части детей. Но нельзя отрицать, что одной из причин неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков является фактор образа жизни

Подавляющее большинство людей начинает курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим людям обойти стороной эту форму зависимости. Привитие навыков здорового образа жизни, отказ молодежи от вредных привычек сегодня становится наиглавнейшей задачей  общества, в целом, и  учреждений образования – общего и дополнительного, в частности.         Решение задач обучения здоровью требует применения эффективных методов обучения и получения знаний. Трудно ожидать, что прослушивание лекции или рассказа о навыках позволит учащимся овладеть ими. Необходимо обучение действием.

          Перед студийцами (возраст 13-17 лет) ставится задача:  в течение учебного года осуществить в своей школе  исследование среди учащихся 1-11 классов. Тема:  «Изучение поведенческих факторов риска среди учащихся».

          Исследуя такую острую проблему как курение, обучающиеся изучают социальные и  медицинские аспекты этой зависимости. В процессе работы над проектом у обучающихся вырабатывается критичное мышление и навыки принятия решений, которые важны для анализа фактов, ситуаций и  противостояния влиянию сверстников и рекламы в области табакокурения. В рамках проекта подростки приобретают также положительные навыки, с помощью которых они смогут оказывать влияние на политику или окружающую среду. Например, посредством действий, направленных на создание зон, свободных от табака.   Исследование является первой ступенью в инициации создания в школе комплексной программы по профилактике курения. Публикации результатов исследования в школьной газете, издаваемой  воспитанниками студии юного журналиста, будут способствовать формированию общественного мнения о необходимости  активизировать профилактику курения в масштабах  ОУ.

 

 

Цели проекта

          1. Выявление проблемы и обоснование актуальности разработки и реализации программы «Профилактика курения в школе»

         2. Формирование у школьников нетерпимого отношения к табакокурению.

 

Задачи

1. Получить и систематизировать информацию о ситуации с курением в  ОУ;

2. Создать на основе полученных данных серию публикаций в школьной газете, городской газете;

3. Сформировать у ребенка  понимание  риска для здоровья  вследствие курения;

4. Сформировать у детей навыки агитации за отказ от курения.

 

Срок реализации

С сентября по май (в течение учебного года).

 

Участники проекта

Предполагается, что в реализации исследования примут участие:

▪ члены детского объединения юных журналистов, учащиеся школы; возраст 13-17 лет;  в группе 20 человек;

▪ учащиеся  1 - 11 классов;

▪ педагоги, в т.ч школьный психолог;

▪ заинтересованные лица.

 

 

Содержание деятельности

          Обучающимся  студии предлагается в течение учебного года:

1. Самостоятельно исследовать ситуацию с курением в гимназии; методом  анонимного анкетирования и опроса учащихся 5-11 классов получить максимально объективные данные по следующим позициям:

- процент детей, никогда не занимавшихся табакокурением;

-  процент постоянно курящих детей в ОУ;

-  возрастной состав курящих детей;

-  процент курящих девочек и мальчиков;

-  какова мотивация курения у школьников;

-  на какие средства приобретаются школьниками табачная продукция;

-  где чаще всего курят учащиеся: вблизи школы, за территорией школы, на улице, в подъездах, в укромных местах;

- отношение некурящих  сверстников к  проблеме курения в целом,  и курения друзей в частности;

- уровень информированности школьников о вреде табакокурения, пассивного курения;

- методы, которые, по мнению курящих подростков, могут повлиять на их решение отказаться от сигарет (запрет, убеждение, наказание, поощрение отказа от курения, осуждение со стороны сверстников, комплекс мер, другие);

2.  Изучить соответствующую литературу о негативном влиянии курения на человеческий организм; статистические данные об уровне заболеваемости и смертности  вследствие курения. 

     По этим данным можно составить наиболее полную и объективную картину о состоянии дел с курением в образовательном учреждении. Исследование проводят подростки, что  повысит уровень доверительности между исследователями и учащимися, а значит,  уровень объективности данных  будет достаточно высоким.

 

Методы

Дискуссия, «мозговой штурм», анкетирование, опрос, самостоятельная работа с литературой, портфолио (папка работ).

 

Условия реализации проекта 

Проект будет реализован только в том случае, если будут соблюдены принципы сознательности и добровольности. Добиться их  выполнения сложнее всего. Это зависит только от воспитанников и от мастерства педагога, т.к. они являются сугубо педагогическими принципами.

 

Предполагаемые сложности

1.     Известно, что ОУ работают по гигиеническим стандартам, а время, проведенное ребенком на занятиях в  творческом объединении во внеурочное время, может  выходить за рамки установленных  норм. Это дополнительное время и профессиональный подход к занятиям в той или иной мере подразумевает дополнительную нагрузку на ребенка, следствием этого могут являться переутомления.

2.     Слишком многого нужно достичь сразу; данный подход требует тщательного планирования.

 

Подведение итогов исследовательского проекта

1.      Полученные в ходе исследования данные юные журналисты осмысливают, систематизируют и публикуют в школьной газете, возможно с комментариями администрации школы, родителей, представителей общественности.

2.      Обучающиеся  с помощью педагога оформляют результаты исследования, и  защищают проект  на общешкольном собрании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

Методы оценки

     Об успехах обучающихся в области обучения здоровью можно судить по тому, что дети говорят, пишут и делают. Наблюдая за тем, как подростки продвигаются в направлении целей обучения,  педагоги  могут судить об их успехах.

Метод

Что можно оценивать

Проектная работа

(исследование)

Навыки:

постановки цели, планирования работы, взаимодействия в группе, управления эмоциями, обработки информации, принятия ответственности, сотрудничества; организации работы, применения знаний, приобретения умений, тренировки навыков

Портфолио (папка работ)

В портфолио ученики собирают самостоятельные творческие работы, заполненные рабочие листки, планы и результаты проведенных исследований, оценочные листы и другое, что отражает их достижения в области обучения здоровью. Оценка производится соответственно понятным ученикам критериям.

Рост достижений, отношение к работе, отношение к себе, навык самомониторинга

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность действий  (алгоритм)

Вид работы

 (сроки исполнения)

Деятельность педагога

Деятельность группы обучающихся

1. Разработка проектного задания  (сентябрь-октябрь)

 

1. 1. Обсуждение темы  исследования

Участвует в обсуждении темы, направляет воспитанников, выделяет задачи для каждого этапа работы.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

1. 2.  Разработка  анкет для учащихся.

Выделяет  основные вопросы анкет, подтемы.

Каждый обучающийся принимает участие в формировании анкет, формулировке вопросов

1. 3. Формирование малых групп

Проводит объединение школьников, выбравших себе подтемы и виды деятельности.

Школьники определили свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

1. 4. Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для групп, подбор литературы.

Педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и подбирает литературу.

Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением  со сверстниками.

1. 5. Определение форм подведения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении и предлагает: портфолио, серия публикаций, общешкольный доклад и т.д. Использование наглядного плана схемы деятельности.

В группе обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности.

2. Разработка проекта

(ноябрь-февраль)

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность обучающихся.

Осуществляют исследовательскую деятельность.

3. Оформление результатов

(март-апрель)

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность обучающихся.

Оформляют результаты, выбирают способы и формы наглядной презентации результата (изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе)

4. Презентация

(апрель-май)

Организует экспертизу, приглашает в качестве специалистов заинтересованных лиц.

Обнародуют результаты своей работы  (в зависимости от выбранной формы подведения итогов)

5. Рефлексия

(май)

Оценивает свою работу по педагогическому руководству исследовательской деятельности детей.

Осуществляют самооценку результатов с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Понимание детьми риска для здоровья  вследствие курения;

2.     Выработка отношения, которое предусматривает защиту собственного здоровья и здоровья других;

3.     Развитие навыков агитации за отказ от курения;

4.     Развитие навыков самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта исследования, метода исследования;

5.     Развитие навыков общения со сверстниками;

6.     Развитие способности к рефлексивному мышлению;

7.     Развитие навыков использования различных источников информации;

8.     Развитие навыков представления своей работы (презентации);

9.     Развитие навыков систематизации полученных данных;

10. Данные, полученные в результате исследования, будут способствовать инициации со стороны администрации школы создания в ОУ программы профилактики курения в школе.

 

Использована литература:

1.     Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 2-е изд., доп. и испр., 446с.:ил.

2.     Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.П., Сударикова М.А., Балабан Ю.Л., Смирнова О.В., Аграчева Е.С., Церкевич А.Н. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2003. 132с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка «Исследовательский проект"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.06.2020 138
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Головко Назия Рафиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Головко Назия Рафиковна
    Головко Назия Рафиковна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78879
    • Всего материалов: 211

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 329 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 155 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов