Выбранный для просмотра документ Дымковское чудо интегриров урок русского языка и ИЗО.pptx
Скачать материал "Методическая разработка интегрированного урока изобразительного искусства и развития речи."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы – Евсеева Ирина Григорьевна – высшая квалификационная категория
Учитель изобразительного искусства – Валькова Лилия Валерьевна – высшая квалификационная категория
Тема: «Дымковское чудо» Роспись глиняной игрушки. Подготовка к сочинению-описанию глиняной игрушки.
2 слайд
Цель для учителя:
- организовать практическую деятельность учащихся по применению знаний и умений по росписи заготовки игрушки, используя традиционные дымковские узоры;
- собрать материал для написания сочинения – описания дымковской игрушки.
Цель для учащихся:
- научиться создавать орнамент дымковской росписи;
-научиться отбирать материал для написания сочинения.
Предполагаемые результаты:
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Метапредметные:
Регулятивные:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные:
-строить продуктивные отношения сотрудничества: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Познавательные:
- познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления и росписи;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
Предметные:
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы с кистью;
- формировать умение строить речевое высказывание (описание предмета) в художественном стиле.
3 слайд
Цель урока изобразительного искусства: организовать практическую деятельность учащихся по применению знаний и умений по росписи дымковской игрушки.
Предметные: закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
Метапредметные:
познавательные: углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи.
коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, работать в группах.
регулятивные: обучать умению планировать обучать умению планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
личностные: воспитывать любовь к народному искусству России. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером. Учить адекватно оценивать свою деятельность.
4 слайд
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
5 слайд
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
6 слайд
За студёною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебёдушка, плывёт,
Вёдра красные несёт.
С лентами да бантами
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павам.
7 слайд
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вон индюшка,
Хвост, как веер, расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
8 слайд
Рядом барышня – красотка,
Фартук, юбка и кокошник:
Подбоченившись, стоит;
Всё сверкает и горит.
Брови чёрною дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
9 слайд
Дымковская игрушка – дымка (вятская игрушка) – глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из художественных промыслов, которым были заняты мастерицы в издавна существующей слободе Дымково
10 слайд
Слобода Дымково
11 слайд
Дымковская
игрушка
12 слайд
Дымковская
игрушка
13 слайд
РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Дымковские игрушки расписывали очень ярко, в народе яркие краски всегда ассоциировались с праздником.
14 слайд
Цветовая палитра дымковской росписи
Игрушки расписывались охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные.
15 слайд
Образцы орнаментов
Для дымковской игрушки характерен геометрический орнамент - сочетание кругов, колечек, точек, квадратов, ромбов, полосок, змеек, штрихов и даже клеточек. Выбор рисунка не случаен: круги, кольца – это солнце, волнистые линии – вода, точки в круге– семена, зародыши.
16 слайд
Элементы дымковской орнамента
Орнамент – это художественное украшение, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
Перед вами лежит заготовка. Проявите свою фантазию, изобретательность и украсьте дымковскую игрушку.
29 слайд
30 слайд
РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
31 слайд
32 слайд
Составление синквейна
1. Существительное (тема)
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Фраза из 4 слов
5. Существительное (эмоциональная точка).
ДЫМКА
ВЕСЁЛАЯ, ПРАЗДНИЧНАЯ
ЛЕПЯТ, ОБЖИГАЮТ, РАСПИСЫВАЮТ
РАДУЕТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
ИГРУШКА
ИГРУШКА
УНИКАЛЬНАЯ, НЕОБЫКНОВЕННАЯ
УКРАШАЕТ, ПРИВЛЕКАЕТ, РАДУЕТ
ИГРУШКА СОЗДАЛА УДИВИТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ
ПРАЗДНИК
33 слайд
Цель для учителя:
- собрать материал для написания сочинения – описания дымковской игрушки.
Цель для учащихся:
-научиться отбирать материал для написания сочинения.
Предполагаемые результаты:
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Метапредметные:
Регулятивные:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные:
-строить продуктивные отношения сотрудничества: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Познавательные:
- познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления и росписи;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
Предметные:
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы с кистью;
- формировать умение строить речевое высказывание (описание предмета) в художественном стиле.
34 слайд
Дымковская
игрушка
35 слайд
Темы сочинений.
Чудо из глины.
Сказочная красота.
Дымковское чудо.
Встреча с игрушкой.
Путешествие в сказку.
36 слайд
СРАВНИТЕ 2 ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ
I. Где появилась дымковская игрушка?
II. Как рождается эта красота?
1. Заготовляют глину.
2. Лепят.
3. Сушат.
4. Обжигают в печи.
5. Белят.
6. Расписывают.
III. Спасибо игрушке за хорошее настроение
I. Неповторимое искусство северного края.
II. Почему игрушка радует?
1. Красавица-водоноска.
2. Горделивая осанка.
3. Нарядные украшения.
4. Праздник красок.
III. Я хочу слепить такую же!
37 слайд
Художественно-выразительные средства .
Эпитеты: яркая, броская, забавная, чудесная игрушка; игрушка мила и необычна; узоры затейливые, сказочные, неповторимые; украшена волнистыми линиями, красными, жёлтыми, синими кругами, точками, полосками; праздничный наряд; нарядная, кокетливая; щёчки красные, румяные; игрушка скромная, простая, дарит людям радость.
Сравнения: бровки – ниточки, бровки домиком, глазки-пуговки, губки бантиком, сердечком; яблоками лёг на щёки румянец; оборочка гармошкой; щёчки будто яблочки наливные.
Синонимы: глиняная игрушка, дымка, маленькое чудо, рукотворное чудо, произведение народного искусства, мастер-волшебник, художник, создатель, искусный мастер, выполнена, расписана вручную.
38 слайд
Барыня/водоноска:
Платье гладкое или с рядами лепных воланов, пёстрое. Яркие ленты и бусы. Кофта в талию с воротником - шалью, пышные рукава, оборки на рукавах. Передник. Широкая, пышная юбка колоколом, на юбке полосы и клетчатый цветной узор, кольца, круглые пятна, продольные ряды тёмных точек, маленькие разноцветные горошины, сусальное золото. Расфуфыренная, личико белое, не знающее загара, бровки подведены, два румяных яблочка на щеках; носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком, пышные каштановые волосы, затейливая причёска. На голове нарядный кокошник с золочёным украшением. Согнутые калачиком руки.
39 слайд
Поиграем в игру «Найди ошибку».
Дымковские игрушки запоминаются своим ярким, красочным. Улыбка и тёплый юмор таятся в дымковских игрушках. Вот одна из дымковских игрушек - красавица-водоноска. От неё не оторвать глаза. Это нарядная деревенская девушка. Мастерица нарядила её в надутую юбку из яркого полотна и передник. Синие полосы, голубоватая клетка, на красном фоне голубые кружочки. На неё одета красная кофточка с воланом. Причёска у модницы уложена затейливой причёской. На голове у неё кокетник. На лице у неё красные-красные щёки, нос смотрит вверх, на губах у неё сердечко. Так и кажется, что девушка сейчас пойдёт. Сама из себя она весёлая и горделивая. На дымковскую игрушку можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться её красотой.
40 слайд
Словарная работа:
Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня или округлого щита вокруг головы.
Оборка – сборчатая обшивка, полоса из материи, собранная складками или сборками и пришитая к краям платья, передника.
Передник – одежда, надеваемая на переднюю часть туловища, преимущественно для предохранения платья от загрязнения; то же, что фартук.
Рюш – отделка женских платьев, блузок, шляп, чепцов в виде присборенной или гофрированной узкой полоски ткани, кружева, пришитой по центру.
Волан – оборка из кружев, лёгкой материи у женской юбки.
41 слайд
Варианты начала сочинения.
А) За окном зима, а в нашем классе поселилось лето. В дружном хороводе предстали перед нами глиняные индюки, бараны, водоноски, барыни с детьми, нарядные дамы и кавалеры.
Среди праздничного хоровода приметил(а) я …
Б) Знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка! Как заворожённый(ая) смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки и жадно разглядываешь их.
Одна из них…
В) Дымковская игрушка – это народное искусство. В ней отражается народная мудрость, мечта о красивой , задорной , радостной жизни.
Вот эта барыня…
Г) В некотором царстве, в некотором государстве, в слободе Дымково жили-были, поживали мастерицы, которые дарили людям радость, созданную своими искусными руками – лепные украшения из глины. И приходило в тесные избушки чудо. Как будто из-за моря прилетала птица счастья, а рядом с ней уживались дородные баньки со своими чадами, животные и птицы, гуляла шумная ярмарка.
Вот..
42 слайд
Описание игрушки.
Вот одна из любимых игрушек вятичей – красавица-водоноска. От неё не оторвать глаз. Это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. Мастерица-затейница нарядила её в пышную с оборками юбку из яркого полотна. Синие полосы, голубоватая клетка, голубые кружочки. Ярко-красная кофточка плотно облегает статную фигуру. Причёска у модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золочёным украшением, из сусального золота (тончайшие пластины из настоящего золота). Личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. Щёчки подрумянены, а бровки – подведены. Так и кажется, что девушка сейчас пойдёт, в такт покачивая ведёрочками. Красавица знает, что на неё все смотрят, любуются. Ей хочется нравиться всем. Всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и приветлива
43 слайд
Варианты заключения
А) Дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться её красоте.
Б) В дымковской игрушке отражено ощущение радости жизни. Кажется, что, создавая её, мастерица тихо посмеивалась. Если такое солнышко появится у вас в доме, то оно согреет душу.
В) Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров. От таких игрушек становится теплее на душе.
Г) Какие же удивительные они - дымковские игрушки! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо! Сердце радуется, когда смотришь на них!
44 слайд
Образец сочинения
Знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка! Как заворожённый(ая) смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки и жадно разглядываешь их.
Вот одна из традиционных игрушек вятичей – красавица-водоноска. От неё не оторвать глаз. Это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. Мастерица-затейница, раскрасившая игрушку, нарядила её в широкую, пышную с оборками юбку из яркого полотна. На юбке продольные полосы, клетчатый узор, голубые кольца. Ярко-красная кофточка плотно облегает статную фигуру. Причёска у расфуфыренной модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золочёным украшением из сусального золота. Личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. Щёчки подрумянены, словно два румяных яблочка, а тонкие дугообразные бровки подведены. Так и кажется, что девушка сейчас плавно поплывёт, покачивая в такт ведёрочками. Красавица знает, что на неё все смотрят, любуются. Ей хочется нравиться всем. Всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и приветлива.
Дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться её красоте.
45 слайд
46 слайд
Напишите сочинение - описания на одну из тем
Задание по уровню сложности
1 уровень. Описание характерных признаков предмета.
2 уровень. Сочинение-описание (в художественном стиле).
3 уровень. Сочинение-описание «Оживи игрушку» (характер, производимое впечатление).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
47 слайд
Спасибо за урок
48 слайд
Барышня
49 слайд
Водоноска
50 слайд
Индюк
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Интегрированный урок изобразительного искусства и развития речи. Валькова Л.В. Евсеева И.Г..docx
Скачать материал "Методическая разработка интегрированного урока изобразительного искусства и развития речи."
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 052 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алексеев Алексей Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.