Петрищева Елена
Викторовна, преподаватель по классу баяна, МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г.
Ульяновска
Методический доклад
«Воспитание игровой деятельностью»
Воспитательное
воздействие игровой деятельности общепризнано. Одна
из главных особенностей игровой деятельности заключается в её
активно-творческом характере.
Главное отличие современных
методов обучения от традиционных –создание игровых ситуаций на уроке как
естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи
материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но
игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а
серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность.
При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой
деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена
единой учебной задаче – теме.
Когда маленький ученик
приходит на уроки баяна, на него буквально обрушивается огромное количество информации:
множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться
приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно
лишь в том случае, если уроки будут
яркими, наполненными образными сравнениями, доступными для наивно-сказочного
восприятия малышей. Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия
становятся ближе,
если педагог использует ассоциации с
хорошо знакомыми детям явлениям
окружающего мира. Так, при объяснении
темы «Тональность» можно провести параллель с дружной семьёй, где есть
глава (у кого-то мама, у кого-то папа или дедушка). В содружестве музыкальных
звуков «правит» тоника. Как любой человек, став взрослым, может создавать свою
семью и быть в ней главой, так и любой звук может построить свою «музыкальную
семью» – тональность и быть в ней тоникой. Члены одной семьи часто имеют общую фамилию
– отца или матери. Тональность также носит имя своей тоники и лада. При
непосредственном последовательном знакомстве со ступенями (сначала с тоникой,
затем с устойчивыми, вводными) надо обратить внимание детей на то, что каждая
из них имеет своё «лицо», свой «характер»
и даже свою «манеру поведения». При
знакомстве с темой «Параллельный минор» можно объяснить детям, что у
каждой мажорной тональности есть «грустный родственник» - параллельный
минор. Все родственники похожи друг на друга, но в то же время чем-то
отличаются. Так и параллельные тональности имеют общий звукоряд, одни и
те же знаки в ключе, но тоники у
них разные, разный лад. Полезно
разучивать с детьми различные песенки, посвящённые различным понятиям и
правилам из курса музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Диез и бемоль»,
«Песенка о ступенях», «Песенка о главных ступенях», «Песенка об интервалах»,
«Консонанс и диссонанс» и другие).
Важнейшим средством познания
для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет
на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе.
Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик
получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в
виде готовых формулировок. Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой
логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания
материала. Функции игры многогранны. Она развивает, воспитывает, социализирует,
развлекает, даёт отдых. Всё это – компоненты образовательного процесса. Игра
является непременной слагаемой педагогических технологий современной школы. Игровые
методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её
здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения
качества процесса обучения, являются методами контроля знаний.
Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному
влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в
хорошем настроении лучше решаются любые задачи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.