Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка для педагогов дополнительного образования "Самообразование педагогов дополнительного образования"

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования "Самообразование педагогов дополнительного образования"

Скачать материал

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

"Дом детского технического творчества"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов дополнительного образования

 

 

 

 

 

Самообразование

педагогов дополнительного образования

 

 

 

 Составитель:

методист МАУ ДО ДДТТ

Корнаева И.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки

и умственного труда дома, наедине.

В.А. Сухомлинский



Рекомендации по организации самообразования

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Одним из условий повышения качества работы учреждения дополнительного образования является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само­образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Общество постоянно предъяв­ляет требования к системе обра­зования. Меняются приоритет­ные направления, принципы, формы и методы организации воспитания, обучающихся в УДОД. Разра­батываются новые программы, технологии с обновленным со­держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных момен­тов.

Педагог дополнительного образования обязан своевре­менно знакомиться с новация­ми, пополнять профессиональ­ный потенциал, совершенство­вать педагогическое мастер­ство, применяя на практике новые образовательные техно­логии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов МАУ ДО ДДТТ могут быть:

Ø Ознакомление с новыми нормативными документами;

Ø Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ø Знакомство с новыми достижениями педагогики, детской психологии;

Ø Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ø Знакомство с передовой практикой других УДОД;

Ø Повышение общекультурного уровня.

 

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.

 

Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совер­шенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов УДОД предполагает разные формы:

Ø обучение на курсах (один раз в пять лет); и   самообразование;

Ø участие в методической работе города, района.

 

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, получен­ные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Темы для самообразо­вания могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионально­го мастерства каждого педагога. Они всегда свя­заны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качествен­но новых результатов ра­боты. Поэтому организа­цию самообразования пе­дагогов необходимо делать гибкой, позволяющей при­общать каждого сотрудни­ка, активно включать всю работу по самообразова­нию в педагогический процесс МАУ ДО ДДТТ. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с педагогом определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испы­тывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важ­но убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интере­суются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов в профессиональном са­мосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи МАУ ДО ДДТТ.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

Фамилия, имя, отчество

Тема самообразования

Форма и срок отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по самообразованию:

Ø Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики. В тет­радь по самообразованию следу­ет записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.

Ø Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.

Ø Следует обсудить изученное с коллегами на творческом объединении. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.

Ø Изученное следует внести в перспективный план на весь учебный период.

Ø При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия МАУ ДО ДДТТ данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

 

Рекомендации занимающимся самообразованием:

 

Важно

Ø чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

Ø научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

Ø уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Ø Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

Ø Формирование основ педагогического мастерства;

Ø Развитие умений и конструктивных способностей.

Для педагогов, работающих свыше 5 лет:

Ø Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Ø Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

 

Для опытных, творчески-работающих педагогов:

Ø Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Ø Проявление творческого потенциала педагога;

Ø Пропаганда своих достижений;

Ø Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Ø Овладение методикой работы с детьми;

Ø Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

Ø одна из годовых задач МАУ ДО ДДТТ;

Ø проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Ø пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста. Методическая работа необходима педагогу:

Ø в определении темы, целей и задач;

Ø в планировании работы по самообразованию;

Ø в ходе реализации плана;

Ø в изучении и анализе результативности своей работы.

 

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

 

 

 

 

 

                                          План работы по самообразованию
Педагог _____________________________________________________________

Группа №_____ МАУ ДО ДДТТ
Тема: _______________________________________________________________
Цель, задачи: _________________________________________________________

Литература:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Раздел плана

  Сроки

    Форма

    работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый

просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка для педагогов дополнительного образования "Самообразование педагогов дополнительного образования""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования"Дом детского технического творчества"МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАдля педагогов дополнительного образованияСамообразование педагогов дополнительного образования Составитель:методист МАУ ДО ДДТТКорнаева И.Р.Рекомендации по организации самообразованияРазвитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования.Одним из условий повышения качества работы учреждения дополнительного образования является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.Общество постоянно предъяв ляет требования к системе обра зования. Меняются приоритет ные направления, принципы, формы и методы организации воспитания, обучающихся в УДОД. Разра батываются новые программы, технологии с обновленным со держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных момен тов.Педагог дополнительного образования обязан своевре менно знакомиться с новация ми, пополнять профессиональ ный потенциал, совершенство вать педагогическое мастер ство, применяя на практике новые образовательные техно логии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.02.2020 179
    • DOCX 31.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кудрявцева Наталия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91715
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе