Методическая работа – средство
обеспечения
профессионально-личностного
роста учителя
Методическая работа является основой для
формирования педагогической деятельности и создания инновационной
образовательной среды.
Что же входит в понятие “методическая работа”? Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на
науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение
профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности,
воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.
Первоочередной задачей методической работы является помощь
воспитателям и учителям в повышении своего профессионального
научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи
следует система мероприятий.
Содержание методической работы в школе формируется на
основе:
1. Законов РФ, нормативных документов,
инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов к Уставу
( «Положение о Методическом Совете школы», «Положение о методическом
объединении учителей-предметников»), Программы развития школы, ежегодного плана
работы школы.
3. Новых психолого-педагогических,
методических исследований, повышающих уровень методической службы
4. Диагностики и мониторинга состояния
учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития
учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы
.
5. Использования информации о передовом
опыте методической службы в других школах РФ.
Функции
и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок,
материалов, опыта коллег;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой
содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием
предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации),
представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных
умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований
учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе
учебного заведения;
исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Вид
методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления
планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному
предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической
деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и
практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его
результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего
многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В
процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые
обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Методические
умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических
умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные
действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии
с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические
умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных
классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими
основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению
специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала,
учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала:
блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических
задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и
практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности
знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической
деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного
материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического
анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по
профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать
соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и
предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения
на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и
реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее
в методических рекомендациях.
Таким
образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью
профессиональной деятельности преподавателя общеобразовательной школы и
направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.
Литература
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего
воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 29 – 32.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в
современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 82 – 85.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским
садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. - 399.
4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским
садом. – М,: АСТ, 1997.- С. - 393.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. –
М. 1991. –С. -81.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,
планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М.
1984. с.-144.
8. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для
умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М.,
Просвещение. 1990. С – 143.
10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической
работы. Р\н Дону. – М., 1995.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с
педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической
работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.
13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической
работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.
14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским
садом. М.1973. с.-151.
15. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами:
Учебное пособие. М.: Дело, 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.