Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

hello_html_648175e3.gif Методы и приемы развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы



     ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы.  Яркое доказательство этому – признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017.

Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  - все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». В помощь учителям  - мультимедийные классы, электронные учебники и интерактивные доски. Тысячи учителей проходят обучение по Кембриджской программе. В последнее время улучшилось  благосостояние народа,  повысился  уровень образования. В новом Послании  Президент РК особо отметил необходимость повышения заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. Согласно  новой стратегии, к 2050 году казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций.

    Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя.  Если должна измениться система образования, то отсюда следует, что должен измениться и мышление  современного учителя, тип урока, учителю-новатору  необходимо знание языков.  Программа  триязычия  дает новые возможности не только для учеников,  но и для родителей.  Каждый учащийся, каждый родитель понимает важность изучения всех языков в равной мере. Для этого сам учитель должен  идти в ногу со временем,  знать, искать, пробовать себя, падать и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед.  Недаром  Президент Н. А. Назарбаев в своих посланиях  делает упор на то,  что «будущее свободной страны – в фундаментальном образовании и  передовой науке».   В новом мире  с каждой  долей секунды появляются новые идеи,  новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования.  Для духовно-нравственного воспитания  молодого поколения  используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное  обучение.   Воспитание нового поколения связано с образованием,  с  воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти  звенья дополняют друг друга. По словам Президента, стабильное государство невозможно без патриотизма. А воспитание чувства патриотизма зависит и от родителей, и от учителей.

  В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

     Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления.

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

   Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как метод Джигсо,  приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Гроздья кластера», «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно и другие

   Метод  «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума,   креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризиспомогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

  Метод  Джигсо. Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа  получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.

   Прием «Корзина идей».  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он  позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.  Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

   Прием «Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренные связи между разными частями проблемы. 

   Прием "Толстые и   тонкие вопросы" может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.  Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

  Прием  «Двухчастный дневник».  Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

  В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

   Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на  заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  Прием «Кластер».  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

    Например:  кластер «Снежинка»

  Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

   Прием   «Ромашка  Блума». Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином  Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

    В качестве  примера  хочу  привести  один  урок  с применением  методов и приемов критического мышления  -  урок  по русской  литературе  в  6  классе  на тему  «М.Е. Салтыков-Щедрин. «На барском дворе».  Цель этого урока  -  расширить  знания,  аналитические  умения,   развить  критическое мышление учащихся.  В начале урока  провела  двухминутный  психологический тренинг  «С добрым  днем!», который  настроил учеников на хорошее настроение. Создание  атмосферы сотрудничества должно иметь постоянный характер на занятиях, так как именно оно определяет основу работы в группах. Деление на группы  при помощи фишек  рисунков   «счастье», «солнышко»  позволило создать необходимую  среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничестве.  В начале  урока  на  стадии вызова   ребята просмотрели  видеоролик  «Детство».  После просмотра видеоролика  на вопрос  «Счастливые ли они дети?» ребята  высказывали свои робкие  мнения о своем понятии  слов  «счастье» ,  «детство»,  приводили свои примеры  из небольшого жизненного опыта.   Завершая  обьяснение новой темы о  детстве крестьянских детей ХVІІІ века, о русских писателях, освещавших вопрос  тяжелого детства,  прочитали рассказ  русского писателя М.Е.Салтыкова- Щедрина «На барском дворе».  Во время  чтения небольшого отрывка   заметила, что дети  с огромным  интересом   вникают  в рассказ, пытаясь воссоздать  про себя  образы  прошлого времени,  задают  дополнительные вопросы  по тексту.   Следующий  этап  -  словарная  работа,  где учащиеся выполняли  устное задание и записали следующие слова:  боярский двор,  жалость,  загорожен забором. Задаю ребятам вопросы, какие слова сейчас в наше время можно употребить и в каких случаях; прошу привести примеры  или  составить предложения.  Бесспорно, не сразу удается ребятам  ответить на поставленные вопросы,  так как чувствуется  недостаток  активного запаса слов. 

 Самым приемлемым  методом  на уроках русской литературы является  применение метода  Джигсо. На этом уроке  каждая группа  готовила  краткий пересказ текста с употреблением новых слов,  стараясь  передать точное содержание рассказа.  Я заметила, что некоторые ученики  с интересом прислушиваются  к пересказам своих товарищей, дополняют пересказ  более подробнее и точнее, делая упор на  определенный художественный  элемент  в  рассказе. 

  Для  закрепления текста  на этом  уроке  я  применила  прием «Толстые и тонкие вопросы».Этот  прием из технологии  развития критического мышления используется для организации  взаимоопроса.  Стратегия позволяет  ученикам умение формулировать вопросы,  умение соотносить понятия.  «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ.  Соответственно,  «толстый  вопрос» предполагает ответ развернутый, полный.   Если  раньше ученики  на предыдущих  уроках  предпочитали  больше  работать с «тонкими  вопросами» на  занятиях,  то на этом уроке они  стремятся больше всего отвечать на «толстые вопросы». 

    После изучения темы учащимся предлагается  самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса»,  связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,  используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  Думаю, что таким приемом  можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос.  Ученик,  у  которого  минимальный  словарный запас слов,  старается давать полноценные  и содержательные  ответы на «толстые вопросы».  Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем. 

   Если при  применении   приема  «Толстые и тонкие  вопросы»  ребята  отвечали устно,  то  следующий прием - «Двухчастный дневник»  -  является  одним из видов письменной работы на уроке русской литературы.   В левой части  дневника учащиеся записывают те  моменты  из  рассказа, которые произвели  на них самое наибольшее впечатление из текста,  вызвали восторг,  удивление,   протест, какие то ассоциации,  эпизоды из личной жизни.  Справа  они должны  дать комментарий: что заставило их  записать и  почему  именно эту цитату.  Учащиеся больше  всего предпочитают сравнивать тот или иной эпизод из  своего небольшого жизненного опыта.

  Возвращаясь с ребятами к началу урока,   повторно задаю вопрос,  прозвучавший в начале  новой темы: «Как вы теперь понимаете слово «счастье», «счастливое детство»?».  Ребята,  познакомившись на примере одного рассказа о  тяжелом детстве  крестьянских детей, своих сверстников,  высказывают  новые мысли,  новый взгляд  на  понятие  о счастье,  звучат  полные ответы детей после изучения  темы.

   Каждая работа участника  оценивается  по баллам;  анализируя каждый этап  урока, ребята  прокомментировали проделанную работу. 

   Не только на предметных уроках можно использовать инновационные технологии, но и на воспитательных   уроках,  и внеклассных  мероприятиях.  Со своими учениками  я провела воспитательные уроки. Например,    ко дню Первого Президента  в 5 классе  прошла  познавательная игра «Елбасы туралы

Ученики принимали активное участие в игре «Что? Где? Когда?» ( «Не? Қайда? Қашан?»), связанное с  жизненной и общественной деятельностью  президента; затем, работая над поставленными проблемными вопросами, аргументировали свои факты, составляли  и защищали постеры.  Особенно ребятам  нравится  применять  технологию «Шесть шляп мышления»  Эдварда  де  Боно.  В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.  При использовании этого метода  ребята делятся на шесть групп, и  каждая группа,  в соответствии  с  цветом своей шляпы,  приводят аргументы  по определенному проблемному вопросу. Такой метод работы развивает у детей критическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор, заставляет детей  искать  новые и новые аргументы, исторические факты. Есть и ученики, которые защищали свою групповую работу в стихотворной форме.

        Бесспорно одно: для того, чтобы  идти  в ногу со временем, надо стараться успеть понять, осмыслить и применить на практике все  то новое, что приносит ХХІ век.

 



  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 06.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 594
Номер материала MA-073139
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы