С.
А. Казакова, учитель математики
МБОУ
СОШ №3 г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Метод проектов в обучении математики
Метод
проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и
эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр
компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и
исследованиям. Однако, в каждом конкретном случае реализация этого метода
требует, наряду с высоким профессионализмом, изобретательности, творческого
подхода, способности к импровизации и нестандартного взгляда на привычные вещи
от самого педагога. В самом деле, плюсом каждой образовательной технологии (в
том числе, и метода проектов) является алгоритмичность её применения, но нет, и
не может быть готовых рецептов, алгоритмов и инструкций, превращающих усвоение
«скучного» учебного материала в увлекательную игру, захватывающий творческий
процесс. Именно поэтому чрезвычайно ценен любой конкретный опыт в этой области.
Метод
проектов - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и
воспитания. Работая по методу проектов, учащиеся приобретают умения и навыки
планирования деятельности, презентации результатов, самоанализа, рефлексии.
По общему мнению, наибольшие проблемы внедрение
метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверное, дело в том, что
современная «школьная» математика, на первый взгляд, представляет из себя свод
жёстких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым
порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное – и самое трудное! –
начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из
условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт
к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, как ни
парадоксально и крамольно это звучит, является результат тяжкого учительского
труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а
также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление
ребёнка к творчеству. На мой взгляд, именно
метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет
преподавателю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение
к математике, порождаемое перечисленными факторами. Действительно,
использование этого метода помогает:
· расширению математического
кругозора учащихся;
· формированию позитива в
отношении к продуктивной, творческой
ошибке;
· возникновению способности
самостоятельно генерировать новые
идеи и методы.
Проект-это творчество ученика, учитель лишь координирует. Погрузившись
в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределённости, ученик
обязательно когда-нибудь воскликнет «Эврика!», сделав своё собственное
открытие. В этом смысл, ценность метода проектов.
Пример учебного проекта
по математике «Числа- это боги»
1.Аннотация
Проект "Числа-это боги"
реализуется в рамках учебного предмета математики. Учащиеся 6 классов в этом
проекте разберут значимость положительных и отрицательных чисел, проанализируют
различные свойства этих чисел, сделают вывод о том, как важны числа в жизни
человека. Проект проводится в ходе итогового повторения темы «Положительные и отрицательные
числа»
Данный проект позволяет развивать
творческое мышление, умение получать знания из дополнительных источников.
Ученики учатся обобщать изученное, учатся выбирать из большого потока
информации нужную, учатся планировать свою работу, анализировать и рассуждать.
2.Цели проекта
ü Повторение, обобщение и систематизация
имеющихся знаний по теме «Положительные и отрицательные числа».
ü Расширение и углубление знаний по теме
«Положительные и отрицательные числа»
ü Формирование общенаучных представлений об
изучаемых математических объектах.
ü Формирование информационной
компетентности.
ü Формирование коммуникативной
компетентности
3.Основополагающий вопрос
Плюс или минус?
4.Темы
исследований учащихся
ü История возникновения
понятия «число».
ü Положительные
числа.
ü Отрицательные
числа.
ü Модуль
числа.
ü Сложение
отрицательных чисел.
ü Сложение
чисел с разными знаками.
ü Вычитание
чисел.
5.Сроки проведения проекта
Время ,
необходимое для проведения проекта: 2 недели. Проект предполагает повторение и
обобщение всего изученного материала по теме «Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел» в 6 классе.
6.Методы исследования
ü Изучение
дополнительной литературы
(справочники,
словари, энциклопедии).
ü Анализ
полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися
знаниями по данной теме).
7.Формы предоставления результатов
исследования
Электронные презентации,
буклеты
8.Материалы
учителя для поддержки проекта
Тест по теме
«Сложение отрицательных чисел».
Тест по теме
«Сложение чисел с разными знаками».
Критерии
оценивания проекта
9.Этапы проведения
проекта
1этап:Мотивационный(постановка
проблемы, формулирование тем исследований)-1урок,15мин.
2этап:Формирование
творческих групп(выбор
творческого названия проекта , обсуждение возможных источников информации ,
обсуждение плана работы)- 2 урок,15 минут.
3 этап: Проектная
деятельность учащихся
(самостоятельная
внеклассная работа в течении 1недели по выбранной теме: поиск дополнительной
литературы, использование возможностей Интернет-ресурсов; обобщение полученных
материалов, оформление полученных результатов, сочетающаяся с работой на уроках
по данной теме, консультацией учителя на уроках и во внеурочное время).
4этап:Подготовка
отчёта о проделанной работе(внутригрупповая защита)
На этом этапе все
собранные и оформленные результаты ещё раз уточняются, проверяются,
корректируются, вносятся изменения в презентацию. Возможна репетиция
предстоящего выступления, чтобы ученики чувствовали себя на уроке «Защиты
проектов» более уверенно и свободно, и укладывались в отведённое для защиты
проекта время.
5этап:Защита
проектов-(8урок).
Группы представляют результаты
своей работы, отвечают на основополагающий вопрос, делают выводы по теме
исследования, отвечают на вопросы других учеников, жюри, присутствующих гостей.
Работа каждой группы оценивается в соответствии с разработанными критериями.
Урок «Защиты проектов» яркий, насыщенный, это настоящий праздник и для учеников
и для учителя. Заканчивается урок награждением групп и
вручением грамот
Список литературы
1. Величко М.В. Математика. 9-11
классы: проектная деятельность
учащихся.
– Волгоград: Учитель, 2008.-123 с.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических
вузов. [– 2-е изд., испр. и доп.] М.: АРКТИ, 2005. -112 с.
3. Учебный проект «Числа-это боги» [Электронный
ресурс]-2010.-Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.