- Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Тема: Жанры публицистики
- 02.10.2020
- 650
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Формирование личности современного ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Поэтому реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования возможна на основе системно - деятельностного подхода в обучении, который, в свою очередь, требует новых способов и форм обучения.
Системно-деятельностный подход позволяет проектировать универсальные учебные действия. УУД определяются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[http://standart.edu.ru/catalog]
Формирование всех видов УУД обеспечивается в ходе усвоения содержания учебных предметов. Каждый из учебных предметов имеет свою специфику и предоставляет различные возможности для их формирования и развития. Развитие коммуникативной компетенции происходит не только на уроках русского языка и литературы, но только на этих уроках коммуникативные УУД являются ещё и предметными компетенциями.
Цель языкового образования состоит прежде всего в формировании и развитии коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения.[1,с.6-10]
В отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Следовательно, развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность-это умение ставить и решать коммуникативные задачи: устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими участниками деятельности, удовлетворительное владение нормами общения, умение определять цели коммуникации, умение оценивать ситуацию, намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии общения, готовность при необходимости регулировать собственное речевое поведение.
К сфере коммуникативных действий относятся и такие умения, как умение представлять и сообщать в письменной или устной форме, умение работать в группе, вести диалог.
Одним из главных условий формирования и развития коммуникативных УУД на уроках является организация совместной деятельности учащихся, которая позволяет устанавливать рабочие отношения в группе, учит уважительно относиться к партнёрам, выстраивать диалогические отношения, способствует продуктивной деятельности за счёт обмена знаниями и эмоциями внутри группы. Способность вести диалог свидетельствует о высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности.
Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Смысл данного метода заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения различных проектов. Под проектом подразумевается «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации».
Проектная деятельность носит диалогический характер. Причём диалогичность характерна как для групповых, так и для индивидуальных проектов. Работа над проектом способствует усилению познавательного интереса, даёт возможность каждому ученику проявить себя в различных направлениях деятельности, примерить разные роли (эксперта, консультанта, наблюдателя, руководителя). В процессе работы в группе учащиеся по-новому выстраивают свои отношения не только между собой, но и с учителем, который перестаёт быть носителем знаний, становится партнёром. Работая в группе, школьники учатся ставить перед собой цели и достигать их, распределять роли, планировать совместную и индивидуальную деятельность, контролировать и оценивать себя и других участников деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая способствует решению ряда актуальных проблем современной школы:
-учащиеся в процессе работы над проектом превращают информацию в знание, осуществляют целенаправленный поиск информации;
-у них появляется интерес к самостоятельному приобретению новых знаний;
-репродуктивные, воспроизводящие типы деятельности уходят в прошлое, уступая место поисково-исследовательским, творческим;
- учащиеся стараются применять полученные знания и навыки на практике.
В современном мире успешность человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: то есть выстроить траекторию своих действий в процессе достижения цели. Проектная деятельность тоже направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Метод проектов даёт большие возможности для реализации совместной деятельности учащихся и учителя. Характер сотрудничества с учителем имеет большое значение в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В процессе проектной деятельности роль учителя изменяется. Но в течение всего времени учитель выступает и как помощник, и как консультант, и как фасилитатор (человек, превращающий процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников); он не передаёт сумму знаний, а только направляет деятельность школьника.
Участвуя в работе над проектом, учащиеся постоянно обмениваются мнениями, задают вопросы, обсуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, выстраивать дискуссию, находить компромиссы, уважительно относиться к мнению других участников проекта, приобретают навыки интервьюирования, осваивают навыки монологической и диалогической речи, учатся точно и полно выражать свои мысли в устной и письменной форме, держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.
Коммуникативные УУД, формирующиеся в процессе проектной деятельности, развиваются параллельно с личностными, регулятивными, познавательными универсальными учебными действиями, что говорит об их взаимосвязи и системности, лежащих в основе метода проектов.
Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, учитель стремится повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы особенно востребована и необходима. Мы, учителя-словесники, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Успешное формирование коммуникативных УУД возможно только в процессе речевой деятельности, которая является одной из ведущих в методе проектов.
Очень эффективными на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются мини-проекты. Так, при изучении раздела «Лексика» ребята с интересом открывают для себя мир фразеологизмов, паронимов, синонимов, антонимов, им хочется «заглянуть» в тайны истории слов, особенно притягательными являются группы слов, ограниченные в употреблении: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), диалектные слова, неологизмы, заимствованные слова. В качестве продукта проектной деятельности можно подготовить и портрет слова, рассмотрев его всесторонне, и сборники дидактических материалов для дальнейшей работы, и составление рукописных словарей, и сборники ребусов, шарад, кроссвордов. Очень продуктивными являются творческие работы по созданию своих небольших произведений с включением в них вышеперечисленной лексики. Работая над составлением сборников текстов из произведений русских писателей ( по любой теме), школьники учатся вдумчиво, осознанно читать художественный текст, активно обогащают свой словарный запас, формируют языковое чутьё. Работа по созданию сборников очень трудоёмкая и кропотливая, нельзя забывать о том, что презентабельный вид работы во многом определяет её успех. А значит, мелочей в таком деле не может быть: здесь и работа собирателей, и работа аналитиков, и редакторов, и художников. В качестве продукта долгосрочного проекта могут быть представлены мини-спектакли, лингвистические журналы, литературные вечера, исследовательские работы, сборники творческих работ.
Можно и нужно использовать метод проектов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности
Паспорт проекта
Название проекта: «Маленькая история большой любви».
( Любовь в жизни поэта Марины Цветаевой, нежность и ранимость женской души).
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая истории любви М.Цветаевой и С.Эфрона.
Предметная область: литература, музыка, живопись.
Типология проекта:
- групповой (по количеству участников);
- творческий, информационный (по доминирующей деятельности);
- внутришкольный (по характеру контактов);
- среднесрочный (по продолжительности).
Участники проекта: учащиеся 10-11 классов.
Авторы проекта: Пушкина Маргарита Ивановна, Козлякова Наталья Петровна, учителя русского языка и литературы МАОУ «Панковская СОШ»
Аннотация проекта.
На изучение творчества М.И.Цветаевой в программе по литературе отводится немного времени (2-3 урока). Как за это время увлечь старшеклассников и творчеством поэта, и познакомить с необычайно трагической судьбой М.И. Цветаевой, и приоткрыть завесу очень нежной и ранимой души этой женщины? Для боле глубокого и проникновенного изучения поэзии М.Цветаевой был разработан творческий проект « Маленькая история большой любви». Проект был актуален ещё и потому, что в 2012 году исполнилось 120 лет со дня рождения М.Цветаевой.
Работая над этим проектом, ребята с интересом собирали дополнительную информацию, чувствовалось, что эта работа доставляет им удовольствие, уровень учебной мотивации был очень высок, совместная продуктивная деятельность всецело была направлена на формирование как личностных, познавательных, регулятивных, так и коммуникативных УУД.
Список литературы.
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-еизд.- М.: Просвещение, 2010. С.6-10.
6 625 693 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пушкина Маргарита Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.