Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетод проектов как средство формирования коммуникативных УУД.

Метод проектов как средство формирования коммуникативных УУД.

Скачать материал

Автор: Пушкина Маргарита Ивановна,

учитель русского языка и латературы

 МАОУ «Панковская СОШ»

 Новгородского муниципального  района

                Метод проектов как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование личности современного ученика  и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.  Поэтому реализация   федерального государственного образовательного стандарта общего образования возможна на основе   системно - деятельностного подхода в обучении, который, в свою очередь,   требует новых  способов и форм обучения.

      Системно-деятельностный подход позволяет проектировать универсальные учебные действия. УУД определяются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[http://standart.edu.ru/catalog]

       Формирование всех видов УУД обеспечивается в ходе усвоения содержания учебных предметов. Каждый из учебных предметов имеет свою специфику и предоставляет различные возможности для их формирования и развития. Развитие коммуникативной компетенции происходит не только на уроках русского языка и литературы, но только на этих уроках коммуникативные УУД  являются ещё и предметными компетенциями.

      Цель языкового образования состоит прежде всего в формировании и развитии коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности  и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения.[1,с.6-10]

       В отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Следовательно, развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность-это умение ставить и решать коммуникативные задачи: устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими участниками деятельности, удовлетворительное владение нормами общения, умение определять цели коммуникации, умение оценивать ситуацию, намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии общения,  готовность при необходимости регулировать собственное речевое поведение.

      К сфере коммуникативных действий  относятся и такие умения, как умение представлять и сообщать в письменной или устной форме, умение работать в группе, вести диалог.

     Одним из главных условий формирования и развития коммуникативных УУД на уроках является организация совместной деятельности учащихся, которая позволяет устанавливать рабочие отношения в группе, учит уважительно относиться к партнёрам, выстраивать диалогические  отношения, способствует продуктивной деятельности за счёт обмена знаниями и эмоциями внутри группы. Способность вести диалог свидетельствует о высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности.

       Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Смысл данного метода заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения различных проектов. Под проектом подразумевается «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации».

    Проектная деятельность носит диалогический характер. Причём  диалогичность характерна как для групповых, так и для индивидуальных  проектов. Работа над проектом способствует усилению познавательного интереса, даёт возможность каждому ученику проявить себя в различных направлениях деятельности, примерить разные роли (эксперта, консультанта, наблюдателя, руководителя).  В процессе работы в группе учащиеся по-новому выстраивают свои отношения не только между собой, но и с учителем, который перестаёт быть носителем знаний, становится партнёром. Работая в группе, школьники  учатся ставить перед собой цели и достигать их, распределять роли, планировать  совместную и индивидуальную деятельность, контролировать и оценивать себя и других участников деятельности.

    Метод проектов – это педагогическая технология, которая способствует решению ряда актуальных проблем современной школы:

 -учащиеся в процессе работы над проектом превращают информацию в знание, осуществляют целенаправленный поиск информации;

-у них  появляется интерес к самостоятельному приобретению новых знаний;

-репродуктивные, воспроизводящие типы деятельности уходят в прошлое, уступая место поисково-исследовательским, творческим;

- учащиеся стараются применять полученные знания и навыки на практике.

    В современном мире успешность человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: то есть выстроить траекторию своих действий в процессе достижения цели. Проектная деятельность тоже направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Метод проектов даёт большие возможности для реализации совместной деятельности учащихся и учителя. Характер сотрудничества с учителем имеет большое значение  в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В процессе проектной деятельности роль учителя изменяется. Но в течение всего времени  учитель выступает и как помощник, и как консультант, и как фасилитатор (человек, превращающий процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников); он не передаёт сумму знаний, а только направляет деятельность школьника.

    Участвуя в работе над проектом, учащиеся постоянно обмениваются мнениями, задают вопросы, обсуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, выстраивать дискуссию, находить компромиссы, уважительно относиться к мнению других участников проекта, приобретают навыки интервьюирования, осваивают навыки монологической и диалогической речи, учатся точно и полно выражать свои мысли в устной и письменной форме, держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.

   Коммуникативные УУД, формирующиеся в процессе проектной деятельности, развиваются параллельно с личностными, регулятивными, познавательными универсальными учебными действиями, что говорит об их взаимосвязи и системности, лежащих в основе метода проектов.

     Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, учитель стремится повысить практическую  направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Проектная деятельность  на уроках русского языка и литературы особенно востребована и необходима. Мы, учителя-словесники,  часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Успешное формирование коммуникативных УУД  возможно только в процессе речевой деятельности, которая является одной из ведущих в методе проектов.

    Очень эффективными на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются мини-проекты. Так, при изучении раздела «Лексика» ребята с интересом открывают для себя мир фразеологизмов, паронимов, синонимов, антонимов, им хочется «заглянуть» в тайны истории слов,  особенно притягательными являются группы слов, ограниченные в употреблении: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), диалектные слова, неологизмы, заимствованные слова. В качестве продукта проектной деятельности можно подготовить и портрет слова, рассмотрев его всесторонне, и сборники дидактических материалов для дальнейшей работы, и составление рукописных словарей, и сборники ребусов, шарад, кроссвордов. Очень продуктивными являются творческие работы по созданию своих небольших произведений с включением в них вышеперечисленной лексики. Работая над составлением сборников текстов  из произведений русских писателей ( по любой теме),   школьники учатся вдумчиво, осознанно читать художественный текст, активно обогащают свой словарный запас, формируют языковое чутьё. Работа по созданию сборников очень трудоёмкая и кропотливая, нельзя забывать о том, что презентабельный вид работы во многом определяет её успех. А значит, мелочей в таком деле не может быть: здесь и работа собирателей, и работа аналитиков, и редакторов, и художников.  В качестве продукта долгосрочного проекта могут быть представлены мини-спектакли, лингвистические журналы, литературные вечера, исследовательские работы, сборники  творческих работ.

 Можно и нужно использовать метод проектов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности

                                             Паспорт проекта

             Название проекта: «Маленькая история большой любви».

( Любовь в жизни  поэта Марины Цветаевой, нежность и ранимость женской души).

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая истории любви М.Цветаевой и С.Эфрона.

Предметная область: литература, музыка, живопись.

Типология проекта:

- групповой  (по количеству участников);

- творческий,  информационный (по доминирующей деятельности);

- внутришкольный (по характеру контактов);

- среднесрочный (по продолжительности).

Участники проекта: учащиеся 10-11 классов.

Авторы проекта: Пушкина Маргарита Ивановна, Козлякова Наталья Петровна, учителя русского языка и литературы МАОУ «Панковская СОШ»

Аннотация проекта.

На изучение творчества М.И.Цветаевой в программе по литературе отводится немного времени (2-3 урока). Как за это время увлечь старшеклассников и творчеством поэта, и познакомить с необычайно трагической судьбой М.И. Цветаевой, и приоткрыть завесу очень нежной и ранимой души этой женщины? Для боле глубокого и проникновенного изучения поэзии М.Цветаевой был разработан творческий проект « Маленькая история большой любви». Проект был актуален ещё и потому, что в 2012 году  исполнилось 120 лет со дня рождения М.Цветаевой.

 Работая над этим проектом, ребята с интересом собирали дополнительную информацию, чувствовалось, что эта работа доставляет им удовольствие, уровень учебной мотивации был очень высок, совместная продуктивная деятельность всецело была направлена на формирование как личностных, познавательных, регулятивных, так и коммуникативных УУД.

 

 

                                              Список литературы.

1.     Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-еизд.- М.: Просвещение, 2010. С.6-10.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Метод проектов как средство формирования коммуникативных УУД."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование личности современного ученика  и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.  Поэтому реализация   федерального государственного образовательного стандарта общего образования возможна на основе   системно - деятельностного подхода в обучении, который, в свою очередь,   требует новых  способов и форм обучения.

      Системно-деятельностный подход позволяет проектировать универсальные учебные действия. УУД определяются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[http://standart.edu.ru/catalog]

       Формирование всех видов УУД обеспечивается в ходе усвоения содержания учебных предметов. Каждый из учебных предметов имеет свою специфику и предоставляет различные возможности для их формирования и развития. Развитие коммуникативной компетенции происходит не только на уроках русского языка и литературы, но только на этих уроках коммуникативные УУД  являются ещё и предметными компетенциями.

      Цель языкового образования состоит прежде всего в формировании и развитии коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности  и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения.[1,с.6-10]

       В отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Следовательно, развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность-это умение ставить и решать коммуникативные задачи: устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими участниками деятельности, удовлетворительное владение нормами общения, умение определять цели коммуникации, умение оценивать ситуацию, намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии общения,  готовность при необходимости регулировать собственное речевое поведение.

      К сфере коммуникативных действий  относятся и такие умения, как умение представлять и сообщать в письменной или устной форме, умение работать в группе, вести диалог.

     Одним из главных условий формирования и развития коммуникативных УУД на уроках является организация совместной деятельности учащихся, которая позволяет устанавливать рабочие отношения в группе, учит уважительно относиться к партнёрам, выстраивать диалогические  отношения, способствует продуктивной деятельности за счёт обмена знаниями и эмоциями внутри группы. Способность вести диалог свидетельствует о высоком уровне сформированности коммуникативной компетентности.

       Развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов – педагогической технологии, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Смысл данного метода заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения различных проектов. Под проектом подразумевается «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации».

    Проектная деятельность носит диалогический характер. Причём  диалогичность характерна как для групповых, так и для индивидуальных  проектов. Работа над проектом способствует усилению познавательного интереса, даёт возможность каждому ученику проявить себя в различных направлениях деятельности, примерить разные роли (эксперта, консультанта, наблюдателя, руководителя).  В процессе работы в группе учащиеся по-новому выстраивают свои отношения не только между собой, но и с учителем, который перестаёт быть носителем знаний, становится партнёром. Работая в группе, школьники  учатся ставить перед собой цели и достигать их, распределять роли, планировать  совместную и индивидуальную деятельность, контролировать и оценивать себя и других участников деятельности.

    Метод проектов – это педагогическая технология, которая способствует решению ряда актуальных проблем современной школы:

 -учащиеся в процессе работы над проектом превращают информацию в знание, осуществляют целенаправленный поиск информации;

-у них  появляется интерес к самостоятельному приобретению новых знаний;

-репродуктивные, воспроизводящие типы деятельности уходят в прошлое, уступая место поисково-исследовательским, творческим;

- учащиеся стараются применять полученные знания и навыки на практике.

    В современном мире успешность человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: то есть выстроить траекторию своих действий в процессе достижения цели. Проектная деятельность тоже направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Метод проектов даёт большие возможности для реализации совместной деятельности учащихся и учителя. Характер сотрудничества с учителем имеет большое значение  в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В процессе проектной деятельности роль учителя изменяется. Но в течение всего времени  учитель выступает и как помощник, и как консультант, и как фасилитатор (человек, превращающий процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников); он не передаёт сумму знаний, а только направляет деятельность школьника.

    Участвуя в работе над проектом, учащиеся постоянно обмениваются мнениями, задают вопросы, обсуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, выстраивать дискуссию, находить компромиссы, уважительно относиться к мнению других участников проекта, приобретают навыки интервьюирования, осваивают навыки монологической и диалогической речи, учатся точно и полно выражать свои мысли в устной и письменной форме, держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.

   Коммуникативные УУД, формирующиеся в процессе проектной деятельности, развиваются параллельно с личностными, регулятивными, познавательными универсальными учебными действиями, что говорит об их взаимосвязи и системности, лежащих в основе метода проектов.

     Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, учитель стремится повысить практическую  направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Проектная деятельность  на уроках русского языка и литературы особенно востребована и необходима. Мы, учителя-словесники,  часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Успешное формирование коммуникативных УУД  возможно только в процессе речевой деятельности, которая является одной из ведущих в методе проектов.

    Очень эффективными на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются мини-проекты. Так, при изучении раздела «Лексика» ребята с интересом открывают для себя мир фразеологизмов, паронимов, синонимов, антонимов, им хочется «заглянуть» в тайны истории слов,  особенно притягательными являются группы слов, ограниченные в употреблении: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), диалектные слова, неологизмы, заимствованные слова. В качестве продукта проектной деятельности можно подготовить и портрет слова, рассмотрев его всесторонне, и сборники дидактических материалов для дальнейшей работы, и составление рукописных словарей, и сборники ребусов, шарад, кроссвордов. Очень продуктивными являются творческие работы по созданию своих небольших произведений с включением в них вышеперечисленной лексики. Работая над составлением сборников текстов  из произведений русских писателей ( по любой теме),   школьники учатся вдумчиво, осознанно читать художественный текст, активно обогащают свой словарный запас, формируют языковое чутьё. Работа по созданию сборников очень трудоёмкая и кропотливая, нельзя забывать о том, что презентабельный вид работы во многом определяет её успех. А значит, мелочей в таком деле не может быть: здесь и работа собирателей, и работа аналитиков, и редакторов, и художников.  В качестве продукта долгосрочного проекта могут быть представлены мини-спектакли, лингвистические журналы, литературные вечера, исследовательские работы, сборники  творческих работ.

 Можно и нужно использовать метод проектов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности

                                             Паспорт проекта

             Название проекта: «Маленькая история большой любви».

( Любовь в жизни  поэта Марины Цветаевой, нежность и ранимость женской души).

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая истории любви М.Цветаевой и С.Эфрона.

Предметная область: литература, музыка, живопись.

Типология проекта:

- групповой  (по количеству участников);

- творческий,  информационный (по доминирующей деятельности);

- внутришкольный (по характеру контактов);

- среднесрочный (по продолжительности).

Участники проекта: учащиеся 10-11 классов.

Авторы проекта: Пушкина Маргарита Ивановна, Козлякова Наталья Петровна, учителя русского языка и литературы МАОУ «Панковская СОШ»

Аннотация проекта.

На изучение творчества М.И.Цветаевой в программе по литературе отводится немного времени (2-3 урока). Как за это время увлечь старшеклассников и творчеством поэта, и познакомить с необычайно трагической судьбой М.И. Цветаевой, и приоткрыть завесу очень нежной и ранимой души этой женщины? Для боле глубокого и проникновенного изучения поэзии М.Цветаевой был разработан творческий проект « Маленькая история большой любви». Проект был актуален ещё и потому, что в 2012 году  исполнилось 120 лет со дня рождения М.Цветаевой.

 Работая над этим проектом, ребята с интересом собирали дополнительную информацию, чувствовалось, что эта работа доставляет им удовольствие, уровень учебной мотивации был очень высок, совместная продуктивная деятельность всецело была направлена на формирование как личностных, познавательных, регулятивных, так и коммуникативных УУД.

 

 

                                              Список литературы.

 

1.     Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-еизд.- М.: Просвещение, 2010. С.6-10.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 586
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 686
    • DOCX 24.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пушкина Маргарита Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пушкина Маргарита Ивановна
    Пушкина Маргарита Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 15335
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 28 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе