Петрова
Наталья Павловна, социальный педагог МАОУ СОШ №7 города Соликамска Пермского
края
Метод
проектов как способ организации социально-педагогической деятельности
социального педагога в работе с различными категориями детей и их семей
Социально-экономические
и научно-технические изменения, происходящие в обществе, диктуют необходимость
постоянного обновления сферы образования, создания образовательных систем
нового поколения. В этих условиях важно овладеть процедурой проектирования.
Появление в сфере образования специалистов, в том числе социальных педагогов с
набором знаний по проектированию позволяет существенно повысить качество
образовательных, социальных услуг, обеспечить оптимальное функционирование
систем разного уровня при ограниченных ресурсах в быстро изменяющейся
экономической среде. Социальный педагог, как полноправный член педагогического
коллектива, строит собственную творческую и проектную профессиональную
деятельность, цель которой – найти адекватные педагогические средства, методы,
способы и формы решения социальной проблемы. Он должен не только предотвратить
проблему, но и своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее,
обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений,
поэтому ему приходится осваивать различные роли и менять их в практической
деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он участник совместной
деятельности с детьми и взрослыми, одновременно ведущий организатор этой деятельности.
Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию,
социальной инициативе, поиску выхода из трудной ситуации. Он помогает родителям
своих учеников расширить их компетенцию и способность самим решать свои
проблемы. Вот почему важное место в деятельности социального педагога занимает
поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных программ и
проектов.
Под
социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной
среды в интересах ребенка, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями,
молодежью. Социально-значимая деятельность детей – это забота о больных,
инвалидах, бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых
детей, благоустройство города, двора, охрана природы и памятников культуры,
проведение игр и творческих занятий с детьми, т. е. все, что способствует
личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к
ценностям волонтерского движения в социальной сфере. Подросток должен пройти школу
такого социального участия, когда от простого приближения к реализуемым социально-ценным
инициативам, он проходит путь к социальному творчеству и организации
практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно
меняющих отношения и образ жизни. Именно развитие социальной активной личности
и является той скрепляющей идеей, которая позволяет объединить усилия разных
людей, организаций и ведомств, обеспокоенных будущим России.
Проектная
деятельность становится наиболее эффективной, если в ней принимают участие и ученики,
и их родители, и классный руководитель. В ней изменяются ролевые функции
ученика и взрослого. Подросток становится полноправным объектом взаимодействия
со взрослыми. Социальный педагог, содействуя развитию социальных инициатив
детей и взрослых, использует различные моральные и материальные средства
стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых
новаций, внедрения их в жизнь.
Функции
социального педагога в проектной деятельности:
1. поддержка
социальных инициатив детей и взрослых;
2. оказание
методической и организационной помощи;
3. участие в
разработке социально-педагогических проектов.
В
своей школе уже третий год провожу фестиваль социальных проектов «Вместе весело
шагать». Основными задачами реализации проектов являются:
- развитие
гражданской позиции учащихся, формирование у них социальной активности
приобретение опыта взаимодействия с другими участниками воспитательного
процесса;
– выявление
наиболее перспективных моделей социального воспитания в образовательном
учреждении для его дальнейшего распространения.
Участники
представляют варианты решения различных социально-значимых проблем современного
общества. В конкурсах проектов участвуют от 80% до 90% классных коллективов. Учащиеся
в своих социальных проектах обращают внимание на пропаганду здорового образа
жизни «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». С целью воспитания уважительного
отношения детей к защитникам Отечества, учащиеся старших классов реализовали
проекты «Мы памяти этой должны быть достойны», «С благодарностью к Вам», «Ради
жизни на земле». Особого внимания заслуживает социальный проект учащихся 8
класса «Люди, не будьте равнодушны!». В ходе его реализации, восьмиклассники
собирали деньги на лечение за границей больного мальчика. Они распространяли
листовки с обращением к неравнодушным соликамцам о сборе средств, продавали
билеты на благотворительный концерт, посещали Богдана дома, дарили подарки.
Сколько радости было на лицах подростков и их родителей, когда ребенок вместе
с мамой уехали в Израиль на лечение! Ежегодно, с сентября по июнь, проходит
акция по сбору вещей и обуви для нуждающихся учеников и малоимущих семей.
Все
социальные инициативы учащихся объединяет общий девиз: «Если не мы, то кто?
ТОЛЬКО МЫ!!!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.