Метод ассоциативного мышления Mind-Map как один из наиболее актуальных инновационных технологий на уроке английского языка
Учитель английского языка Гусева Елена Юрьевна МКОУ Юрловской ООШ Базарносызганского района Ульяновской области
Система современного образования должна учитывать возможности и потребности человека и обеспечивать условия для максимально полного освоения личностью материальной культуры, духовных ценностей, раскрытия внутренних потенциалов и, в конечном счёте, её полноценной самореализации. Не случайно меняется характер образования с традиционного на личностно-ориентированный, дифференцированный, обеспечивающий раскрытие творческого потенциала личности.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.
На основе анализа научно-теоретической литературы можно выделить несколько инновационных технологий, наиболее актуальных на уроке английского языка. Среди них: проектная технология, идейные сетки, метод Mind-Map, метод ассоциативного мышления Cluster-Method, портфолио, компьютерное обучение иностранным языкам и т. д.
Метод ассоциативного мышления Mind Map
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».
Методика разработана британским психологом Тони Бьюзеном.Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.
Так называемые «идейные сетки», Mind-Map являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами преподавания иностранного языка. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т.д.
В рамках коммуникативного обучения основное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего отношения по какой-либо проблеме; всё большее распространение получают методические приёмы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе.
Урок ориентирован традиционно на среднего ученика, и предусмотреть интересы, возможности каждого ученика, по мнению большинства учителей, невозможно.
Немецкие дидакты Шальк и Рольфес отмечают, что:
Из-за длящихся годами интерпретирований и анализирований чужих текстов утрачиваются собственные творческие возможности:
Дети нуждаются в свободном проявлении их фантазий, творческих способностей:
«Примитивные» истории в картинках, по которым пишутся сочинения, составляются рассказы, изгоняют из головы остаток собственных образов.
Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является поиск идеи, основной мысли, которая затем будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. При таком подходе к решению проблемы возможно полноценное проявление способностей учеников и их индивидуальности.
Методы Mind-Map, Cluster-Method и «идейные сетки» позволяют графически представить собственные мыслительные процессы и их результаты, что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.
Основной принцип технологии визуализации мыслей - это отказ от традиционной формы записывания в чётком линейном порядке. «Mindmap-ping» появились в результате исследований в нейрофизиологии. Согласно теории полушарий, разработанной американскими учёными Р. Сперри и Р. Орнстайн в начале 70-х годов, оба полушария головного мозга функционируют по-разному, но их взаимосвязанная работа открывает огромный творческий потенциал.
Левое полушарие
поочередно перерабатывает информацию;
разделяет, анализирует;
мыслит понятиями, правилами;
в итоге: причина и действие.
Правое полушарие
перерабатывает всю информацию одновременно, в общем;
синтезирует;
мыслит образами, ассоциациями;
в итоге: соответствие и схожесть.
При использовании вышеобозначенных методов речевое и образное мышление объединяются, и тем самым активизируется взаимодействие обоих полушарий.
Метод Mind-Map («карта памяти»), разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться непосредственно в центре листа бумаги и оказываться в любой момент в центре зрения.
Технология составления карты:
1. Пишется слово (тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.
Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Так возникает сеткоподобный набросок идей, который вызвало одно ключевое слово. В качестве ключевого слова используются слова любой части речи.
Составление ассоциативной карты расценивается как первый этап работы над темой. На втором - участники выбирают наиболее приемлемые для себя идеи и развивают в этом направлении тему дальше.
Следует принять во внимание, что составление Mind-Map не является самоцелью, основной частью урока. Данная карта рассматривается как вспомогательное средство для активизации фоновых знаний, их креативности, самостоятельности и при последующей работе на уроке. Поэтому время на их написание должно быть чётко ограничено.
Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является поиск идеи, основной мысли, которая затем будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. При таком подходе к решению проблемы возможно полноценное проявление способностей учеников и их индивидуальности.
Список используемой литературы
Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
Горчилина Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия.- М.: Рус. яз., 1991. – 360 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Академия, 2001, – 272 с.
Леонтьев А. А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранному языку/ Иностранные языки в школе. – 1968; № 2. – с. 29-35.
Москалева И.С. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка/ Иностранные языки в школе. – 2005; – №1. – с. 83 – 87
https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.