«Фестиваль методических идей молодых
педагогов»
Реализация рефлексии посредством метода
«Дерево решений» на уроках в начальной школе
Болдырева А.А
Начальная
школа один из самых ценных этапов в жизни ребёнка,
начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется
сфера взаимодействия, изменятся социальный статус. Образование в начальной
школе – это фундамент всего последующего образования. Именно начальная школа
даёт базовые знания. И именно на этом этапе очень важно ничего не упустить, ведь
все проблемы в следствии складываются в «снежный ком».
Проблема
современного образования заключается в том,
что ребенок не усваивает или не до конца усваивает учебный материал. Усвоение
является основным понятием всех теорий обучения вне зависимости от того, выделяется
оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение
определяется как процесс приёма, смысловой переработки, сохранение полученных
знаний и применение их в новых ситуациях.
Столкнувшись
с данной проблемой, я начала искать пути ее решения. Согласно стандартам
второго поколения на практике реализуется системно-деятельностный подход к
обучению. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных
действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в
познании и преобразовании окружающего мира.
Одним
из методов системно-деятельностного похода является "Дерево решений".
Изначально данный метод представляет собой схему, позволяющую увязать точки
принятия решения, возможные стратегии и их последствия. Изучив подробнее данный
метод, я решила адаптировать его под контрактный класс в зависимости от уровня
подготовки каждого учащегося. Адаптированный вариант "Дерево решений"
так же применяется мой в разных вариациях и применим на каждом уроке.
Что
же представляет из себя адаптированная методика "Дерево решений"? Так
как это начальная школа используется наглядность - нарисованное дерево, которое
символизирует тему урока. На этапе "Рефлексия" учитель раздает
стикеры, их можно сделать в виде листьев или плодов, которые характеризуют, то
что мы получим изучив ту или иную тему. Стикеры раздаются конкретным учащимся
по усмотрению учителя, половине класса, по желанию учащихся, подгруппам или еще
каким-либо способом, что позволяет так же изменять подход под конкретный
предмет или конкретного ученика. Те учащиеся, у кого стикеры записывают на них
вопрос по теме урока и прикрепляют их к дереву, остальные учащиеся берут любой
стикер и отвечают на заданный вопрос. Таким образом, каждый ребенок закрепляет
тему урока. Учитель сразу видит, у кого из учащихся возникают затруднения, стоит
ли двигаться дальше или заострить внимание на каком-то конкретном вопросе по
теме урока или на конкретном-(ных) учащемся-(щихся).
В
результате использования данного метода у обучающихся развивается
самостоятельность, ребенок учится видеть и определять
проблему, выбирать и находить пути решения этой проблемы. Используя данную
методику в своем классе, я заметила, что усвоение материала у обучающихся в
разы увеличилось.
Данную
методику, как уже говорила, я так же видоизменяю
под разные уроки и этапы уроков, в работе со старшими классами, коллегами и в
работе с родителями.
Во-первых,
дерево может быть представлено, графически, схематично, на ватмане, на листе А4,
на интерактивной доске/через проектор в
виде картинки.
Во-вторых,
Работа может проводиться в паре, группе, индивидуально, коллективно.
В-третьих,
работу можно осуществить следующим образом, корни дерева - проблема ( так как у
дерева самая важная часть корни именно здесь обозначается проблема), ствол - то,
как можно решить данную проблему, ветки - пути решения, листья/плоды
- то, что мы получим. Каждая группа, заполнив свое дерево, меняется и может
дописать свои пути решения на дереве другой группы. По итогу деревья
сравниваются и уже наглядно видно какие решения сошлись.
Дерево
решений можно использовать на день - планируются что будет сделано используя
различные пути решения и разные виды деятельности.
Таким
образом, мы видим, что данная методика
действительно работает и может быть адаптированна как для работы в школе, как с
младшими школьниками так и со старшими, для работы с коллегами на пед советах и
в других сферах деятельности, в работе с родителями. Данную методику можно
применить дома или в классе для конкретного ребенка или группы детей/взрослых.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.