Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетод "Дерево решений" как способ рефлексии на уроках в начальной школе

Метод "Дерево решений" как способ рефлексии на уроках в начальной школе

Скачать материал

«Фестиваль методических идей молодых педагогов»

Реализация рефлексии посредством метода «Дерево решений» на уроках в начальной школе

Болдырева А.А

            Начальная школа один из самых ценных этапов в жизни ребёнка, начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия, изменятся социальный статус. Образование в начальной школе – это фундамент всего последующего образования. Именно начальная школа даёт базовые знания. И именно на этом этапе очень важно ничего не  упустить, ведь все проблемы в следствии складываются  в «снежный ком».

            Проблема современного образования заключается в том, что ребенок не усваивает или не до конца усваивает учебный материал.  Усвоение является основным понятием всех теорий обучения вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение определяется как  процесс приёма, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и применение их в новых ситуациях.

             Столкнувшись с данной проблемой, я начала искать пути ее решения. Согласно стандартам второго поколения на практике реализуется системно-деятельностный подход к обучению. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Одним из методов системно-деятельностного похода является "Дерево решений". Изначально данный метод представляет собой схему, позволяющую увязать точки принятия решения, возможные стратегии и их последствия. Изучив подробнее данный метод, я решила адаптировать его под контрактный класс в зависимости от уровня подготовки каждого учащегося. Адаптированный вариант "Дерево решений" так же применяется мой в разных вариациях и применим на каждом уроке.

Что же представляет из себя адаптированная методика "Дерево решений"? Так как это начальная школа используется наглядность - нарисованное дерево, которое символизирует тему урока.  На этапе "Рефлексия" учитель раздает стикеры, их можно сделать в виде листьев или плодов, которые характеризуют, то что мы получим изучив ту или иную тему. Стикеры раздаются конкретным учащимся по усмотрению учителя, половине класса, по желанию учащихся, подгруппам или еще каким-либо способом, что позволяет так же изменять подход под конкретный предмет или конкретного ученика. Те учащиеся, у кого стикеры записывают на них вопрос по теме урока и прикрепляют их к дереву, остальные учащиеся берут любой стикер и отвечают на заданный вопрос. Таким образом, каждый ребенок закрепляет тему урока. Учитель сразу видит, у кого из учащихся возникают затруднения, стоит ли двигаться дальше или заострить внимание на каком-то конкретном вопросе по теме урока или на конкретном-(ных) учащемся-(щихся).

            В результате использования данного метода у обучающихся развивается самостоятельность, ребенок учится видеть и определять проблему, выбирать и находить пути решения этой проблемы. Используя данную методику в своем классе, я заметила, что усвоение материала у обучающихся в разы увеличилось.

            Данную методику,  как уже говорила, я так же видоизменяю под разные уроки и этапы уроков, в работе со старшими классами, коллегами и в работе с родителями.

Во-первых, дерево может быть представлено, графически, схематично, на ватмане, на листе А4, на интерактивной доске/через проектор в виде картинки.

Во-вторых, Работа может проводиться в паре, группе, индивидуально, коллективно.

В-третьих, работу можно осуществить следующим образом, корни дерева - проблема ( так как у дерева самая важная часть корни именно здесь обозначается проблема), ствол - то, как можно решить данную проблему, ветки - пути решения, листья/плоды - то, что мы получим. Каждая группа, заполнив свое дерево, меняется и может дописать свои пути решения на дереве другой группы. По итогу деревья сравниваются и уже наглядно видно какие решения сошлись.

Дерево решений можно использовать на день - планируются что будет сделано используя различные пути решения и разные виды деятельности.

            Таким образом, мы видим, что данная методика действительно работает и может быть адаптированна как для работы в школе, как с младшими школьниками так и со старшими, для работы с коллегами на пед советах и в других сферах деятельности, в работе с родителями. Данную методику можно применить дома или в классе для конкретного ребенка или группы детей/взрослых.

 

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Метод "Дерево решений" как способ рефлексии на уроках в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.03.2020 2423
    • DOCX 11.5 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пальчикова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пальчикова Ирина Владимировна
    Пальчикова Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82331
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе