Формирование мотива
Постановка темы
Формулирование цели урока. Выявление «не знания».
|
Какие
вы знаете пословицы и поговорки о работе?
Кляча
воду везет, козел бородою трясет — оба работают.
Хорошая
работа и старика молодит.
Работяща,
как пчела.
Сформулируем
тему урока.
Какую
работу нам предстоит изучить на уроке?
Запишите
в рабочих тетрадях тему урока «Механическая работа».
Как
вы думаете, к каким явлениям относится изменение положения тела бруска?
У
вас на столах лежат бруски. Перетащите их в другое место. А теперь объясните
с точки зрения физики ваши действия.
Т.е.
совершили работу. А давайте, экспериментально измерим работу, которую вы
совершили.
Ну
а раз мы не знаем, как это сделать, то нам нужно познакомиться с понятием
«работа».
А
почему нам не удалось измерить работу экспериментально? С какой проблемой мы
столкнулись?
И
тогда цель урока?
|
Приводят
примеры пословиц и поговорок о работе
Механическая
работа
К
механическим.
Поменяли
место положения, изменили координату, приложили силу, совершили работу.
Сталкиваются
с проблемой т.к. понятие «работа», еще не изучено.
Не
знаем, что понимают под «работой».
Построить
понятие «механическая работа».
|
Построение
понятия «механическая работа»
Формулировка
гипотезы
Проверка
гипотезы
Теоретическое
обоснование гипотезы
Связь
работы с силой и перемещением
Выполнение
эксперимента
Единицы
измерения работы
Выявление
способа измерения работы
Определение
знака работы
Выяснение
условия, когда работа не совершается
|
Давайте
вспомним, какие физические величины вы уже умеете измерять? И какими
приборами?
А
какой способ вами назван?
А
каким способом вы измеряли плотность вещества, скорость тела?
Т.е.
косвенным способом.
А
теперь нам предстоит найти способ измерения для работы.
Как
вы думаете, от чего зависит величина выполненной работы?
Из
вашего жизненного опыта приведите примеры тел, которые совершают работу?
А
что для этого нужно?
Следовательно,
речь идет о силе и перемещении.
Попробуйте
установить зависимость между А F и S.
Возьмите
брусок и попробуйте перетащить по другим поверхностям (наждачная бумага,
дерево, шелк…). А теперь перетаскивая, меняйте расстояние.
Вы
экспериментально подтвердили гипотезу.
Вы
сами назвали физические величины, от которых зависит работа. И действительно
механическую работу рассчитывают по формуле А = FS Данная
формула является теоретическим обоснованием.
Физическую
величину, равную произведению силы на пройденный телом путь называют
механической работой.
И
как тогда экспериментально измерить работу, по перетаскиванию бруска?
Хорошо
и какие приборы нам нужны?
Теперь
выполните эксперимент и измерьте механическую работу.
Какие
значения у вас получились?
В
чем же работу вы измерили?
Однажды
физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую общественную работу. «Да
за кого вы меня принимаете?» – закричал возмущенный Джоуль. Что ответили
физики? ОТВЕТ: «В данном случае, – сказали физики хором, – мы принимаем тебя
за единицу работы».
Уловили к чему этот шуточный пример. В каких единицах измеряется работа?
В
СИ сила измеряется в Н, а путь в м.в физики произведение Н м назвали в честь
ученого Джоуля. А как вы думаете 1 Дж. Это большая или малая работа?
Был
ли у вас перевод единиц? тогда пересчитайте и скажите, какую работу вы совершили?
Если вы правильно выполнили расчеты, то измерьте работу, перемещая брусок по
разным поверхностям и на различные расстояния.
Ваши
расчеты подтверждают прямую зависимость А от F и s.
Вы получили способ измерения работы.
Назовите
силу, которая совершала работу?
Ну
если вы тянули?
Какие
силы вы еще знаете?
Действительно
работу может совершить любая сила.
Чем
отличается работа силы тяжести, в случае движения тела вверх, вниз? Обратите
внимание на направление силы и перемещения.
В
физике говорят, что в одном случае совершается положительная работа, а в
другом отрицательная.
Попробуйте
выяснить, пользуясь рисунком.
Примеры
работ: силы трения, упругости.
Ребята,
а давайте измерим нашу умственную работу. Обратимся к формуле. И действительно,
с точки зрения механики 0.
Приведем
примеры, когда работа телом не совершается.
|
Массу
на весах, длину линейкой, объем мензуркой, температуру термометром и т.д.
Прямой
способ измерения физических величин.
Массу
измеряли на весах, объем мензуркой, а плотность рассчитывали по формуле ρ=m/v
Скорость
= путь/время
На
стройке поднимают груз….
Нужно
приложить силу, чтобы переместить.
Прямая
зависимость. Чем больше F и S, тем
больше А.
Действительно,
труднее выполнить работу, если нужно прикладывать большую силу и
перетаскивать на большее расстояние.
Нужно
измерить силу и перемещение
Динамометр
и линейка
Выполнение
эксперимента.
10
0,1 2 20 0,2 и др.
Н
м Н см
В
Джоулях
Нужно
приложить силу в 1 Н (груз массой 100
г.) и груз переместить на 1 метр.
Перерасчет
и ответы
Силу
измерили динамометром, перемещение линейкой. А работу рассчитали по формуле
А
= FS
Это
косвенный способ измерения физической величины.
Тяги
Тяжести,
упругости, трения.
Сила
тяжести направлена вниз, перемещение или совпадает по направлению либо
противоположно.
A= F*s
если перемещение совпадает с направлением действия силы F, то сила совершает положительную работу.
A= -F*s
если направление перемещения противоположно направлению силы, то
данная сила совершает отрицательную работу.
Нет
ни силы, ни перемещения. 0
Анализ
формулы.
Надавили
на стол, игра на рояле, движение по инерции…
Анализ
формулы.
|
Практическая
значимость
Видеосюжет
Обратная
связь
Выставление
оценок
|
Ребята,
вам будет предложен видеосюжет. После просмотра, вам необходимо дать оценку с
точки зрения работы всем участникам.
Мы чтобы проверить, как
усвоен материал примем участие в программе «Своя игра».
Напишите
формулу для расчета механической работы?
Назовите
способ измерения механической работы.
Дополните
предложение "Механическая работа совершается только тогда….
В
каком случае сила совершает отрицательную работу?
|
Анализ
сюжета.
А
= FS
Силу
измерили динамометром, перемещение линейкой. А работу рассчитали по формуле
А
= FS
Это
косвенный способ измерения физической величины.
Когда
на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.
Если
направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
тела.
2940
кДж
|
Подведение
итогов
Домашнее
задание.
Рефлексия
|
Воспользуемся
планом обобщенного характера.
Что
мы должны знать о физической величине? Пользуясь планом обобщенного
характера, расскажите о работе, как о физической величине.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли мы этой цели? Построили понятие «механическая работа»?
Мы теперь знаем, чем понятие «Механическая работа» отличается от
других?
Конспект урока.
Оцените работу, которую вы совершаете при подъеме на второй этаж
школы или дома.
Напиши
свое сочинение или эссе на тему «Механическая работа»
|
1.Наименование
величины и её условное обозначение.
2.Характеризуемый
объект (явление, свойство, процесс, физическая величина).
3.Определение.
4.Формула,
связывающая данную величину с другими.
5.Единица
величины в СИ и её обозначение.
6.Способ
измерение величины.
Узнали
формулу для расчета работы, связь работы с другими физическими величинами.
единицы измерения, как определить знак работы, когда работа не совершается,
способ измерения т. е. построили понятие «механическая работа».
Учащиеся самостоятельно оценивают свое
состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.