Материалы
к уроку на тему:
«Слитное
написание союзов -также, -тоже, -чтобы,- зато».
На
доске запись (подчеркнутые буквы пропущены):
воспитанный,
тактичный, корректный;
порядочность,
совестливость, честность;
чуткость,
внимательность, участливость.
(Со
значением этих слов учащиеся познакомились на предыдущих уроках. Слова
используются при выполнении последующих заданий.)
1.
Повторение теоретических сведений о
написании союзов.
Диктант
по памяти (с последующей взаимопроверкой):
Любили
тебя без особых причин
За
то, что ты – внук,
За
то, что ты – сын,
За
то, что малыш,
За
то, что растешь,
За
то, что на маму и папу похож.
И
эта любовь до конца твоих дней
Останется
тайной опорой твоей!
(В. Берестов)
Задание:
Объясните,
почему ЗА и ТО пишутся раздельно. Подчеркните местоимение ТО как
член предложения.
2.
Синтаксический разбор предложения
Корень
учения горек, зато плод его сладок.
3.
Игровое упражнение «Подскажи слово»
(запись
на доске с пропусками слов)
Нос
не в свои дела суют,
Носами
перед сном (клюют),
(Зато)
один веселый нос
Папаша
Карло нам (принес).
(Я. Аким)
Солнце,
с самого (рассвета)
Ты
сосешь сосульку эту.
Ешь
скорей свой леденец,
(Чтоб)
зиме настал (конец)!
(Г. Виеру)
Задание:
Назовите пропущенные слова; объясните все орфограммы; назовите
фразеологизмы, объясните их значение.
Как бы вы охарактеризовали человека, который не сует нос не в свои дела?
(Воспитанный, тактичный, корректный)
4.
Зрительный диктант
(по предыдущим четверостишиям)
5.
Диктант с грамматическим заданием
Учиться и жить
есть одно и то же. (Н. Пирогов)
Тебе есть в мире
что забыть,
Ты жил – я также
мог бы жить.
(М. Лермонтов)
Труд
необходим человеку так же, как и пища. (В.А. Сухомлинский)
У всякой
травы и дерева тоже дружба иногда бывает. Как же твоей березке не облететь,
когда все ее подружки в лесах облетели? Тоже совесть надо иметь. (К.
Паустовский)
Клевета для
слуха – то же, что полынь для языка. (Пословица)
Давайте
понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова. (Б.
Окуджава)
Задание:
-Отметьте
встретившиеся в предложениях местоимения, наречия, союзы.
-Произведите
морфемный разбор указанных слов.
-Сделайте
синтаксический анализ 6-го предложения.
6.
Лексическая работа
-
Как вы понимаете мысль К. Паустовского (предложение 4-е)?
-Какие
качества характера присущи человеку, имеющему совесть? (Порядочность,
совестливость, честность) Какое из этих понятий более широкое? (Порядочность)
-А
можно ли назвать порядочным того, кто клевещет, и того, кто с удовольствием или
спокойно слушает клевету на других людей?
-
«Понимать человека – самая трудная наука». Какие качества нужно развить,
воспитать в себе, чтобы постичь ее? (Чуткость, внимательность, участливость)
7.
Составление текста
1)
Что(бы)тебя уважали, нужно, (во)первых, …
2)
(Во)вторых, надо …
3)
(В)третьих, ты должен …
4)
Кроме того, нельзя …
5)
Уважают человека так(же) и за …
6)
Заслужить уважение трудно, за(то) …
8.
Работа с текстом
Двое
учеников работают у доски. После выполнения работы – самопроверка.
(Ключ к тексту дает учитель.)
9.
Тест
Укажите
слитное написание слов:
1) Не
(за)то волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.
2) Приют
наш мал, за(то) спокоен. (М.Ю. Лермонтов)
3) Кукушка
хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку.
4) В
лощине, на пустом месте, (то)же рвались снаряды, но реже, (за)то на высоте с
тремя домиками стоял сплошной дым. (К.М. Симонов)
5) Девочка
прочитала вслух стихотворение Пушкина, ее брат повторил (то)же стихотворение
наизусть.
6) Сестра
учится в университете, я (то)же хочу поступить туда.
7) Нужно,
(что)бы вы всегда начинали работу в девять часов.
8) Небо
стало очищаться от туч, (за)то ветер еще усиливался.
9) Песня
над домом смолкла, (за)то над прудом соловей заводил свою.
(В.Г.
Короленко)
10) В
параллельном классе писали (то)же самое изложение, что и в нашем классе.
11) Учительница
сделала Сергею замечание (за)то, что он опоздал.
12) Нет
ничего в мире, (что)бы могло перекрыть Днепр. (Н.В. Гоголь)
13) Я
вышел на крыльцо, (что)бы освежиться.
14) Людям
Павла Ивановича деревня (то)же понравилась. (Н.В. Гоголь)
15) (Что)бы
Вы мне порекомендовали прочитать?
16) Будем
жить так, (что)бы все любили нас. (А.М. Горький)
17) Вековые
ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело
большие сугробы. (В.К. Арсеньев)
18) Я
пришел, (что)бы поговорить с вами о деле. (А.П.Чехов)
19) (Что)бы
я ни делал, все было напрасно.
20) Женщины
о тяжелораненных заботились так(же) нежно, как о своих детях.
21) Это
было очень страшно, но в (то)же время интересно.
22) (Что)бы
Плюшкин не находил, он все тащил к себе. (Н.В. Гоголь)
23) На
дворе все так(же) сверкали звезды, и сухой снег колол лоб.
24) Снегу
было мало, снежных буранов (то)же. (В.К. Арсеньев)
25) Друзья
помогут друг другу в беде во что (бы) то ни стало.
Ответы:
2, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 24.
10.
Устная работа над ошибками.
Ученик называет ошибку и объясняет, как писать правильно.
Домашнее
задание: письменная работа над ошибками.
Примечание:
урок можно провести за час, если убрать или сократить некоторые виды работ и
задания. Можно 6-е и 7-е задания выполнять по вариантам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.