Читаем
сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина
Цель: вызвать интерес к сказкам М.Е. Салтыкова – Щедрина
и их нравственным проблемам; показать их обличительный характер; учить
анализировать сатирическую сказку.
«Дикий
помещик».
1.
В чем сохраняется дух и стиль
народной сказки? («“В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был помещик...” , прием троекратного повторения(актер Садовский “Однако, брат, глупый ты
помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”; генералы, которых он вместо
“говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами “Однако, брат, глупый же ты
помещик!”; и, наконец, капитан-исправник “Глупый же вы, господин помещик!”
2.
Назовите элемент современной
жизни в сказке (“и был тот помещик глупый, читал
газету "Весть”).
3.
В чем смысл
существования помещика? (понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”).
4.
Как относится
помещик к мужикам? (ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”)
5.
Почему
наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя? (потому что каким-то
фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его
владениях чистый-пречистый).
6.
Что случилось
с помещиком? (А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс
волосами... а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно
перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность
произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был
съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца —
“словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями,
да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”)
7.
О чем
свидетельствует его одичание? (Одичание помещика свидетельствует о том, что без
помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и
водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”)
8.
Какой период
истории изображает автор в сказке? (крестьянская реформа 1861 года,
упразднившая крепостное право)
9.
Назовите
фантастическое и реальное в сказке (фантастическое: летающие, роящиеся мужики;
одичалый помещик; его охота на зайца, дружба с медведем; реальное – угнетение
помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия – карты, пасьянсы, чтение газеты
«Весть»)
10. Сравните мужика народной сказки с мужиками из
сказки «Дикий помещик». ( В народных сказках мужик сметливый, ловкий,
находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает
собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых
мучеников-страдальцев).
11. Зачем это делает автор? (Так, видоизменяя
народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат
как призыв подняться на борьбу).
12. Какова цель сказки? (пробудить самосознание,
показать отношения между помещиками и народом; народ – созидатель материальных
и духовных благ, без него наступит голод и одичание).
«Коняга»
1.
Почему сказка называется не
«Конь», «Конюшка», а «Коняга»?
2.
Назовите,
какие средства художественной выразительности использует Щедрин, рисуя образ
клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами? (эпитеты «замученный», «побитый»,
«узкогрудый»; сравнения «верхняя губа отвисла, как блин»)
3.
Коняга – это символ … (символ крестьянина, символ народа и страны, униженных
несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией).
4.
Что было
каждодневным мучением для Коняги? (Тощие поля были ареной каждодневных мучений
Коняги, каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на
будущее).
5.
Какое
неразрешимое противоречие возникает в описании полей? ( Жизнь
оборачивается смертью .«Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже
там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие,
обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме
как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле - раздолье, поэзия, простор; для
Коняги оно - кабала»)
6.
Кто такой
Пустопляс? ( Пустопляс – тоже конь, брат Коняги, но ему достались не труд и
голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло).
7.
Кого высмеял
писатель в лице четырех пустоплясов? ( либералов, славянофилов, либеральных
народников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать
бедственное, угнетенное положение русского крестьянства)
8.
Чему
поражались Пустоплясы? (несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он
живет; кормят его соломою, а он живет!»)
9.
В чем
проявляется прием иносказания? ( Коняга – народ-труженик, пустоплясы –
интеллигенция, живущая за счет народа, которая то и знает, что вести о нем
пустые споры, ученые разговоры, не приводящие ни к чему.)
10. Какова же «ценность» споров о жизни Коняги? (в
пустых спорах, как показывает писатель, не только не рождается истина, но
исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального
неравенства)
11. О чем сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга»? ( о
бедственном положении крестьянства в царской России)
«Премудрый пескарь»
1.
Как говорит
Щедрин о пескаре? («Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень
твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать»)
2.
Что является экспозицией
сказки? (завет старого пескаря - отца “Пуще
всего берегись уды” )
3.
Как вы это
понимаете? («прежде всего помни о себе”)
4.
Почему
пескарь премудрый? (он живет по тщательно разработанному плану. Он все подчинил
«шкуре», заботе о своем самосохранении).
5.
Расскажите о жизни пескаря? (Вся жизнь этого премудрого героя ушла в дрожанье. Его
развлечения и радости жизни сводились к тому, что «ночью моцион делал, в лунном
свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой чего
похватать – да что в полдень промыслишь»!
Вся жизнь пескаря, столь
ограниченная им самим же, состояла только в мысли: «Кажется, что я жив?» Эта
мысль сопровождалась тем же дрожаньем: «Ах, что-то завтра будет». Как жил
пескарь, так и умер: «Жил – дрожал, и умирал - дрожал»).
6.
Какой прием использует автор,
называя сказку «Премудрый пескарь»? (иронию)
7.
Кого высмеивает сказка?
(поведение и психологию обывательски настроенной интеллигенции)
8.
Какова же мораль сказки? (Пескарь исчез, и никто не вспомнит о нем ни хорошим,
ни дурным словом: «Что тут случилось – щука ли его заглотала, рак ли клешней
перешиб или сам он своей смертью умер и всплыл на поверхность – свидетелей
этому делу не было. Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть глотать
хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?»)
«Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»
1.
Как
очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему
хотению»)
2.
Дайте краткую
характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то
регистратуре, ничего не знают и не понимают)
3.
Что комичного
было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных
рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)
4.
Что вызывает
у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде
летает, плавает и на деревьях растет»)
5.
Кого решили
найти голодные генералы? (мужика)
6.
Что умели
делать генералы? (заставить работать мужика)
7.
Как повел
себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)
8.
Как генералы
и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с
необитаемого острова)
9.
Как
отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)
10. Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е.
Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» —
сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е.
Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной
писателю действительности и человека.)
11. Какие сатирические приемы использует автор в сказке? ( гротеск, ирония,
фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и
описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два
генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему
велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили
генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и
состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель
и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».
Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба
думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно
подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья,
раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у
своего товарища орден и немедленно проглотил»)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.