Структура урока :
1.Организационный
момент (создание эмоционального настроя).
2.Актуализация
опорных знаний
-Сегодня
на уроке мы проведём исследование на тему «Правописание парных согласных в
корне слова». Но для изучения возьмём не любые слова. Определить, что это за
слова, вам поможет название нашего урока « Во саду ли, в огороде…»
-Что
растёт в саду? (фрукты)
-А в огороде? (овощи)
-Правильно. А теперь
вспомним парные согласные (один ученик называет - остальные оценивают
сигнальными карточками).
-Давайте, исследуем некоторые
слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных
согласных в корне слова .
(на доске: арбуз, дыня,
ягодка, лимон)
-Прочитайте слова и выберите
те, где написание парных согласных отличается от их произношения (арбуз,
ягодка). ( дети объясняют: пишется з, а слышится (с)…)
Вывод: - Оказывается, парные
согласные могут стоять в конце слова или перед глухими согласными.
-Мы определили нужные слова
все вместе, а теперь вы сделаете это самостоятельно.
(на доске: I-в
II-в
Абрикос репка
Лимон огурец
гранат морковка
виноград баклажан
яблоко редиска
малина свёкла
1.игра « Во саду ли, в
огороде…»
-Где могут вырасти плоды,
предложенные в первом варианте? (в саду)
-А во втором варианте? ( в
огороде)
(вывешиваются макеты сада и
огорода)
2.Задание: - Выпишите, в столбик слова
своего варианта, в которых необходимо проверить написание парного согласного в
корне слова.
I – в : абрикос, гранат, виноград
II-в : репка, морковка, редиска
Проверка: ученик произносит слово
вслух, а остальные демонстрируют своё согласие показом зелёных карточек, а
несогласие показом красных карточек. ( если есть расхождения во мнениях, слово
анализируется и после установления истины прикрепляю карточку с названием
плодов на макеты).
3.Исследование слов: - Обратите внимание на то,
что в словах на тему сад парные согласные, требующие проверки, стоят в
конце слова, а по теме огород – перед глухими согласными.
Вывод: несмотря на разное
местонахождение парных согласных, все они стоят в конце корня слова.(выделяют
корень и подчёркивают парные согласные)
Гимнастика для глаз.( по тренажёру на стене)
3.Самоопределение к
деятельности. Постановка учебной проблемы.
-А теперь перед нами стоит задача
– найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого
надо подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих
слов совпадало. (уч-ся изменяя слова, приходят к выводу)
4.Открытие нового знания и
формулирование темы урока.
Вывод: для проверки парных
согласных в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово,
в котором после этого согласного стоит гласный или (н). Это правило проверки.
4.Подбор проверочных слов.
-Используя правило, запишите
проверочные слова к тем, что были записаны по вариантам (по одному ученику
выходят к доске и пишут, объясняют и выделяют корень и парные согласные,
которые надо проверить)
Абрикос -
абрикосы репка- репа
Гранат - гранаты
морковка - морковный
Виноград -
виноградный редиска – редисочка
Проверка сигнальными
карточками.
5.Первичное закрепление
изученного материала:
-А сейчас мы выполним задание
« наоборот» (выдаю карточки).
5.Задание: - Надо изменить слово так,
чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке. Например: шуба – шубка.
Самостоятельная работа по
карточкам: гряда-грядка ,садик –сад, ягода-ягодка, сторожить- сторож.
Проверка сигнальными
карточками.
Динамическая физкультминутка. (проводит ученик)
6.Включение в систему
знаний, повторение.
-Придумано немало загадок,
где отгадками являются слова на тему нашего урока.
6.Задание: - Отгадайте загадки и
напишите отгадки, подберите к ним проверочные слова.
а) Берега зелёные, вода
красная, рыбки чёрные…( арбуз- арбузы)
б) Красный нос в землю врос, а
зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос…(морковь – морковный)…
-Какой частью речи являются
слова- отгадки? (им. сущ.)
7.Индивид.работа у доски. ( на доске написаны слова: сладок-
лёгок-
узок-
гладок-
редок-
-А какой частью речи являются
эти слова? (им. прилаг.)
-Где стоят в этих словах
парные согласные? (в середине слова)
-А теперь попытайтесь
подобрать к этим словам проверочные слова.
7.Рефлексия деятельности.
Итог урока.
7.Самооценка своей
деятельности.
-Какое открытие для себя вы
сегодня сделали? (ответы детей по памятке «Рефлексия»)
8.Игра «Сбор урожая
помидоров»
-Итогом нашего исследования
будет сбор урожая помидоров. Подпишите шаблоны помидоров.
-Закрасьте шаблон помидора в
красный цвет, если вам была понятна тема урока, и все понравилось, а зелёным
цветом, если что - то было не понятно на уроке и трудно.
-«Спелые»
собираем и кладём на блюдо, а «недозрелые» оставляем в корзине (на доске
вывешиваю макеты блюда и корзины).
-Кому
было трудно?
-Кого
бы вы хотели сегодня похвалить?
9.
Домашнее задание. (творческая работа на карточках по вариантам)
- Вы
должны дополнить свой рассказ словами по теме нашего урока.
-
Спасибо за исследовательскую работу. Вы были просто на высоте!
-
Пожмите друг другу руки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.