Урок
биологии в 9 классе по теме «Типы размножения организмов».
Цель: Изучить основные типы размножения живых организмов
Образовательные
задачи:
расширить и
систематизировать знания об основных типах и способах размножения организмов.
Развивающие
задачи:
способствовать
развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа
литературы, сравнения, работы в сотрудничестве.
Воспитательные
задачи:
формирование умений
применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о
размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении),
проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов
для сохранения численности популяций,
Ресурсы: - учебник
Пономарева И.Н. и др. Общая биология. 9класс, – М.: «Вентана-Графа», 2009.
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами
учебника и дополнительной литературой, тестирование.
Оборудование: презентация, побеги растений (петунии, хризантемы) для черенкования,
торфяные таблетки, порошок гетероауксина, клубни картофеля, полученные путем
клонирования.
1 этап. Мотивация.
Живой мир Земли
представлен великим разнообразием живых организмов – бактерий, растений,
грибов, животных. Все это – уникальные формы жизни. Но всех их объединяет
главное – это живые организмы. Все живые организмы обладают сходными свойствами
и признаками. Предлагаю их вспомнить, выполняя следующую работу:
Разгадайте
кроссворд
Нам необходимо решить кроссворд. Вопросы – на
карточках. Отгадавший, запишет ответ на доске. И ключевым словом вы сами
определите тему сегодняшнего урока.
|
|
|
|
|
|
Р
|
О
|
С
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
М
|
Е
|
Т
|
А
|
Б
|
О
|
Л
|
И
|
З
|
М
|
|
|
|
|
Р
|
А
|
З
|
В
|
И
|
Т
|
И
|
Е
|
|
|
|
|
|
Г
|
О
|
М
|
Е
|
О
|
С
|
Т
|
А
|
З
|
|
|
Д
|
Ы
|
Х
|
А
|
Н
|
И
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф
|
О
|
Т
|
О
|
С
|
И
|
Н
|
Т
|
Е
|
З
|
Р
|
А
|
З
|
Д
|
Р
|
А
|
Ж
|
И
|
М
|
О
|
С
|
Т
|
Ь
|
|
|
Б
|
Р
|
О
|
Ж
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
|
|
|
|
Д
|
В
|
И
|
Ж
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
|
|
|
|
|
П
|
И
|
Т
|
А
|
Н
|
И
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
Л
|
Е
|
Т
|
К
|
А
|
|
|
|
1.
Увеличение размеров живых организмов.
2.
Обмен веществ.
3.
Способность живых организмов меняться во времени,
совершенствоваться.
4.
Постоянство внутренней среды организма.
5.
Окисление сложных органических веществ с
образованием АТФ.
6.
Образование органических веществ на свету в
хлоропластах.
7.
Способность реагировать на внешние и внутренние
воздействия.
8.
Бескислородный процесс расщепления глюкозы у
некоторых микроорганизмов.
9.
Способность к перемещению.
10.
Обеспечение необходимыми питательными веществами.
11.
Мельчайшая частица строения живых организмов.
«Корень этого слова – «множь» - указывает,
что этот процесс направлен на увеличение количества. О каком свойстве живых
организмов идет речь? РАЗМНОЖЕНИЕ.
Никто из нас не поверит в правдоподобность
эксперимента Ван Гельмонта, в котором якобы он создал мышей, поместив грязную
рубашку и горсть пшеницы в темный шкаф. Размножение - характерно только
для живых организмов!
Даже мельчайшие неклеточные структуры –
вирусы, пусть и не самостоятельно, а с помощью клетки-хозяина способны к этому
процессу.
Изучение нового материала
а) Сегодня эпиграфом к нашему уроку могут быть
слова: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг
пальца Время» (слайд №1).
- Жизнь на Земле существует и продолжается во
времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к
размножению или самовоспроизводству. Каждый организм смертен, поэтому любой вид
должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась.
Размножение – это воспроизведение
себе подобных, благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете
существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в
размножении заключается смысл жизни любого организма. В основе
размножения лежит способность клеток к делению. Известны два основных способа размножения:
половое и бесполое (слайд №2). Бесполое размножение – это
самовоспроизведение организмов, в котором участвует лишь одна особь (родитель).
В половом размножении, как правило, участвуют две особи (два родителя) –
женская и мужская.
Главной особенностью полового
размножения является оплодотворение, т.е. слияние женской и мужской половых
клеток и образование зиготы (слайд №3). Зигота дает начало новому
организму, в котором объединены наследственные свойства двух родительских
организмов.
У раздельнополых животных в половых железах
созревают мужские и женские половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды.
Сравните половые клетки по плану:
- набор хромосом;
- размер;
- запас питательных веществ;
- подвижность;
Женские гаметы (яйцеклетки)- достаточно
крупные клетки), так как помимо ядерного вещества содержат запас питательных
веществ для развития зародыша.
У многих примитивных организмов (слайд №4)
оплодотворение осуществляется слиянием двух морфологически одинаковых клеток,
в результате чего образуется одна клетка – зигота. Такой половой процесс
получил название конъюгация (лат.-соединение). Давайте мы с вами вспомним, как
происходит данный процесс у инфузории туфельки хвостатой? разбор текста учебника
с.45).
(слайд №5) При
формулировке определения, отметили, что участвуют, как правило, две особи. Всегда
ли происходит созревание половых гамет в разных организмах? Мы должны вспомнить
о явлении гермафродитизма в природе. Перечислите их. Ответы обучающихся (дождевой червь, виноградная улитка, плоские
черви….).
А возможно ли половое размножение без
оплодотворения?
Партеногенез – это развитие зародыша
из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения
распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда
встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.
А теперь давайте вспомним, каким путем
осуществляется бесполое размножение?
Приблизительные ответы учащихся (вегетативное,
спорообразование, почкование, фрагментация…) (слайд №6)
РАЗМНОЖЕНИЕ ДЕЛЕНИЕМ. ( слайд №7) У
прокариот перед делением единственная кольцевая хромосома удваивается, между
двумя дочерними хромосомами возникает перегородка и клетка делится надвое.
Многие одноклеточные водоросли (например,
хламидомонада, эвглена зеленая) и простейшие (амеба) делятся митозом, образуя
две клетки.
Встречается способ бесполого размножения,
называемый шизогонией (слайд №8). Шизогония свойственна малярийным
плазмодиям, относящимся к простейшим. При этом содержимое материнской клетки
многократно делится и образуется множество новых клеток-паразитов.
Третий вид– почкование (слайд №9). В
этом случае группа клеток родительской особи начинает согласованно делиться,
давая начало дочерней особи, которая некоторое время развивается как часть
материнского организма, а затем отделяется от него (пресноводная гидра) или
формирует колонии из многих особей (коралловые полипы).
РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРАМИ (слайд №10).
Споры – это специализированные гаплоидные клетки грибов и растений (не путать
со спорами бактерий!), служащие для размножения и расселения. У грибов и низших
растений споры образуются путем митоза, у высших растений – в результате
мейоза. У семенных растений споры потеряли функцию расселения, но являются
необходимым этапом цикла воспроизведения.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ -потомство
развивается из группы родительских клеток(слайд №11). Различают
несколько видов вегетативного размножения. Первый из них – размножение растений
частями вегетативных органов (часть слоевища, черенок стебля, черенок корня)
или специальными видоизменениями побегов (корневище, луковица, клубень).
Очень часто в рыболовные сети попадают
морские звезды. Рыбаки, расчленяя их на части, обратно бросали в море. Но их
численность не сокращалась, а приумножалась. Чем вы можете объяснить данный
факт?
Фрагментация –
процесс, основанный на регенерации. (слайд №12) Так, например, фрагмент
тела дождевого червя дает начало целой особи. Однако следует учитывать, что в
природных условиях фрагментация встречается редко, в частности у
многощетинковых червей, плесневых грибов, некоторых водорослей (спирогира).
- А может ли человек размножаться бесполым
способом?
Сообщение обучающихся о полиэмбрионии (слайд
№13) и клонировании (слайд №14).
Практическая значимость клонирования.
Клонирование растений позволяет получать
безвирусный посадочный материал. У
пораженные вирусом растений резко снижается
урожайность. Для клонирования берут клетки апикальной меристемы, так как они не
успевают заразиться вирусом. В дальнейшем их помещают в стерильный питательный
субстрат.
Демонстрация клубеньков картофеля
полученных путем клонирования.
Следует отметить, путем клонирования быстро
размножают растения в больших масштабах (в том числе редкие и исчезающие).
Давайте с вами вспомним понятия спорофит и
гаметофит. Для этого предлагаю ознакомиться с текстом учебника на с.47.
Вывод обучающихся: У большинства одноклеточных и многоклеточных организмов бесполое
размножение может чередоваться с половым, что позволяет им оптимально решать
задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания.
Первичное закрепление знаний.
Установите соответствие между
процессами, характерными для бесполого и полового размножения. Результаты
занесите в таблиц (цифры).
1.Принимают обычно
участие две особи
2.Дочерний
организм получает комбинацию генов принадлежащим обоим родителям, и не является
их точной копией.
3.Принимает
участие только одна особь
4.Образуются
гаметы с одинарным (гаплоидным) набором хромосом
5.Дочерние
организмы являются точными копиями материнского организма
6.Гаметы не
образуются.
7.Характерно для
большинства растений и животных.
8.Приводит к
быстрому увеличению числа особей.
9.Встречается у
микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных.
10.Происходит
медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды.
половое
|
бесполое
|
1,2,4,7,10.
|
3,5,6,8,9.
|
Проверка слайд № 15
Домашнее задание: § 13
Как уже отметили,
преимуществом бесполого размножения является то, что оно приводит к быстрому
увеличению числа особей. Многие современные сорта растений, являются гибридами.
При дальнейшем размножении семенами, их сортовые качества теряются.
Вегетативное размножение позволяет сохранить сортовые
качества. Обратите внимание на цветы, находящиеся в
вазе. Как они называются? Петунии являются излюбленными цветами многих
садоводов. Хризантемы- растения короткого дня. Данный сорт зацветает при 11
часовом дне. Как их можно размножить?
Несмотря на осеннее время
года, предлагаю вам их черенковать и проверить их укоренение. Демонстрация
черенкования в торфяные таблетки с применением гетероауксина).
Для любознательных, во
внеурочное время, предлагаю выполнить исследовательский проект по данной
тематике.
Закрепление: (слайды
№16-21)
Выбери правильное утверждение:
а) При бесполом размножении участвует один или несколько
родителей;
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;
в) При бесполом размножении образуется один новый организм;
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы;
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки;
е) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь
способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные
организмы;
з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;
и) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы,
корневища, клубни;
к) Половые клетки животных образуются в половых органах;
ОТВЕТЫ: а) –; б) +; в) –; г) –; д) +; е) +; ж) +; з) +; и) +;
к) +.
Использованные источники:
1. Чередникова Г.В. Биология. 9 класс:
поурочные планы по учебнику И.Н.Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой
«Основы общей биологии». – Волгоград: Учитель, 2009.- 271 с.
2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные
разработки по общей биологии. – Вако, 2011.-464 с.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%EE%ED%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E6%E8%E2%EE%F2%ED%FB%F5_%E8_%F0%E0%F1%F2%E5%ED%E8%E9 Викпедия
клонирование растений и животных
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%F2%E5%ED%EE%E3%E5%ED%E5%E7Викпедия.
Партеногенез.
1. Увеличение размеров живых организмов.
2. Обмен веществ.
3. Способность живых организмов меняться во
времени, совершенствоваться.
4. Постоянство внутренней среды организма.
5. Окисление сложных органических веществ с образованием
АТФ.
6. Образование органических веществ на свету в
хлоропластах.
7. Способность реагировать на внешние и
внутренние воздействия.
8. Бескислородный процесс расщепления глюкозы у
некоторых микроорганизмов.
9. Способность к перемещению.
10. Обеспечение необходимыми питательными веществами.
11. Мельчайшая частица строения живых организмов.
1. Увеличение размеров живых организмов.
2. Обмен веществ.
3. Способность живых организмов меняться во
времени, совершенствоваться.
4. Постоянство внутренней среды организма.
5. Окисление сложных органических веществ с
образованием АТФ.
6. Образование органических веществ на свету в
хлоропластах.
7. Способность реагировать на внешние и
внутренние воздействия.
8. Бескислородный процесс расщепления глюкозы у
некоторых микроорганизмов.
9. Способность к перемещению.
10. Обеспечение необходимыми питательными веществами.
11. Мельчайшая частица строения живых организмов.
1. Увеличение размеров живых организмов.
2. Обмен веществ.
3. Способность живых организмов меняться во
времени, совершенствоваться.
4. Постоянство внутренней среды организма.
5. Окисление сложных органических веществ с
образованием АТФ.
6. Образование органических веществ на свету в
хлоропластах.
7. Способность реагировать на внешние и
внутренние воздействия.
8. Бескислородный процесс расщепления глюкозы у
некоторых микроорганизмов.
9. Способность к перемещению.
10. Обеспечение необходимыми питательными веществами.
11. Мельчайшая частица строения живых организмов.
1. Увеличение размеров живых организмов.
2. Обмен веществ.
3. Способность живых организмов меняться во
времени, совершенствоваться.
4. Постоянство внутренней среды организма.
5. Окисление сложных органических веществ с
образованием АТФ.
6. Образование органических веществ на свету в
хлоропластах.
7. Способность реагировать на внешние и
внутренние воздействия.
8. Бескислородный процесс расщепления глюкозы у
некоторых микроорганизмов.
9. Способность к перемещению.
10. Обеспечение необходимыми питательными веществами.
11. Мельчайшая частица строения живых организмов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.