Тренинг
толерантности «Я и другие «Я» (7 класс)
Цель: формирование у учащихся толерантного восприятия действительности и
навыков позитивного отношения к окружающим.
Задачи:
- познакомить с понятием толерантности;
- выявить черты, свойственные толерантной
личности с целью возможности коррекции своих личностных черт;
- отрабатывать навыки толерантного поведения;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
- формировать умение работать в команде, защищать её интересы;
- развивать социальную
восприимчивость школьников, доверие, умение выслушивать другого человека,
способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Материалы
и оборудование: медиа проектор, компьютер, колонки, экран, видеоролик «День и
ночь», отрывок из м/ф «Ежик должен быть колючим?», бланки для упражнения «Черты
толерантной личности» разного цвета, карточки 5х5 см белые, листы писчей бумаги
по 1 на группу.
Ход занятия.
(Звучит фонограмма
песни «Дружба крепкая»)- СЛАЙД № 1
I. Вводная
часть
1. Вступительное
слово ведущего.
- Здравствуйте,
ребята! Мы встретились сегодня с вами с целью обсудить очень важный вопрос и,
возможно, пересмотреть своё отношение к окружающим нас людям. Что это за
вопрос, мы выясним позже. А сейчас мне бы хотелось поближе познакомиться с
вами.
2. Игра «Мы
с тобой похожи тем, что…»
- Поиграем
в игру, которая называется «Мы с тобой похожи тем, что…». Начнём с меня. Я
подхожу к …. И говорю: «Меня зовут Наталия Викторовна. Мы с тобой похожи тем,
что…». Затем тот, к кому я подошла, подходит к другому человеку и говорит то же
самое, т.е. называет своё имя и говорит, чем похожи. Второй человек идёт к
третьему и т.д., пока не останется ни одного человека, который хоть чем-нибудь
похож на другого.
(Проходит
игра)
- Какой
вывод можно сделать после игры? (Требуется добиться ответа, что у всех людей
есть что-то общее)
3. Разминка.
Теперь
пришло время разделиться на группы для дальнейшей работы. Сделаем мы это также
в игре.
Упражнение
«Стая».
Все встают в круг, ведущий по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным.
Количество животных подбирается в зависимости от числа участников, чтобы
получились 3-4 группы. Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с
помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю. Например, педагог идет
по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – лягушка, ты – курица, ты – кошка, а
ты – воробей», а потом сначала: «Лягушка, курица, кошка, воробей». И так до
конца круга. Затем дается команда к началу игры. Когда все разобрались, то
можно спросить, кто есть кто. Затем проводится рефлексия-настрой на тему:
- Легко
или трудно было выполнять упражнение?
- Что
вызвало наибольшие трудности?
- Всегда
ли легко найти общий язык с теми, кто не похож на нас? Почему это нелегко?
- Я
попрошу вас занять место за столами теми группами, которые у нас получились.
II. Основная часть.
1. Актуализация
темы.
- Итак,
рабочие группы у нас есть. И сейчас мы вернёмся к вопросу о теме нашего
сегодняшнего занятия. Для ответа на него посмотрите, пожалуйста, небольшой
видеоролик, он называется «День и ночь». Самый главный вопрос, на который я
попрошу ответить группы после его просмотра, звучит следующим образом: «Каков
смысл этого ролика? Что хотел сказать нам автор?»
(Просмотр
видеоролика)-СЛАЙД № 2
- Итак, вопрос тот
же: «Что хотел сказать нам автор?»
(Необходимо, чтобы
группы озвучили мысль о том, что на свете есть разные люди, и у каждого из них
есть что-то, что ценно для остальных. Люди могут совсем не походить друг на
друга, но они всегда найдут точки соприкосновения)
- А теперь
попробуйте предположить, какова тема нашего сегодняшнего общения с вами? О чём
пойдёт речь?
(Происходит
внутригрупповая работа)
2. Работа
с понятием.
- А
слышали ли вы такое понятие, как толерантность? – СЛАЙД № 3
(Если дети
дают понятие, то слайд открывается позднее, как дополнение к их ответам)
- Какого
человека можно назвать толерантным?
-
Попробуем ответить этот вопрос подробнее, выполнив упражнение «Черты
толерантной личности».
Цели:
•
ознакомить
участников с основными чертами толерантной личности;
•
дать
возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Материалы: бланки опросника (смотри приложение
1.1)
Процедура
проведения. Участники
получают бланки опросника. Ведущий
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны
толерантной личности.
Инструкция: Возьмите
бланк с таблицей. Заполните колонку значками «+» напротив тех качеств, которые,
по мнению вашей группы, свойственны толерантной личности. ( Приложение 1.1).
– СЛАЙД № 4
Участники
получают возможность:
1) Сравнить
представление о толерантной личности каждого из членов
группы с общегрупповым представлением.
- Попрошу
группы представить, какие черты, по вашему мнению, свойственны толерантной
личности.
(Группы
представляют, ведущий озвучивает информацию о том, что ответы у групп
получились неодинаковые, и можно сейчас, после осмысления общей информации,
что-то добавить или изменить, но нужные черты придётся «купить», отдав что-то
взамен)
3. Упражнение
«Волшебная лавка».
Цель: дать
участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы
считаться подлинно толерантными людьми.
Процедура
проведения.
Ведущий
просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть
весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим,
чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение
владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм,
умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем
данных качеств до сих пор лежит перед группой.
Сам ведущий
выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь
другие. После небольшого внутригруппового обсуждения о том, что приобрести,
вызываются представители для «торга». Например, покупатель просит у продавца
«терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в
каких случаях члены группы хотят быть «терпеливыми».
4.
Упражнения на отработку навыков толерантного поведения.
- Мы
выяснили, какие качества свойственны толерантной личности. Посмотрим, как вы
сможете применить полученные знания. Сейчас я покажу очень коротенький отрывок
из мультфильма, а вы, обсудив в группах, должны ответить, как он связан с нашей
сегодняшней темой. Проявили ли герои сюжета такое качество, как толерантность?
Если нет, то почему?
(Просмотр
ролика и работа с ним)- СЛАЙД № 5
*Работа
со следующим упражнением ведётся при наличии времени.
- Найти
что-то хорошее в человеке, который нам приятен, чем-то похож на нас, достаточно
просто. Намного труднее найти привлекательное в том, кто нам неприятен по той
или иной причине. Однако мы сейчас попробуем это сделать на примере
какого-нибудь живого существа. У вас на столах лежат маленькие пустые листки.
Пусть каждый из вас возьмёт себе три штуки и напишет на двух из них название
животного или насекомого, или птицы, проживающих на территории нашего
Кунгурского района, которые ему нравятся, а на третьей – которое не нравится. Далее:
1) устно
рассказываете друг другу в 2-3 предложениях, почему любите тех, кого написали
на первых двух карточках;
2) карточки
с нелюбимыми живыми существами сложите в одну стопочку и отдайте мне;
3) я
выбираю из этих кучек одно существо и передаю его другой команде;
5) группы
должны найти в этом существе что-то привлекательное и полезное и рассказать об
этом остальным. Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно
кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы.
(Далее
идёт работа в группах, в конце которой группы представляют описание
положительных характеристик неприятных представителей фауны)
- Что было
труднее – найти среди представителей фауны неприятные существа или написать о
них что-то хорошее? Почему так?
-
Попробуйте переложить этот вывод на человеческие отношения. Что проще – найти в
своём окружении неприятного человека или поискать в нём хорошее? И если
довольно быстро находишь хорошее, то о какой черте в своей личности ты можешь
смело говорить?
III. Рефлексия занятия.
• Какие черты
свойственны толерантной личности?
• Как вы думаете,
почему важно быть толерантным человеком?
• С каким
настроением вы сегодня уходите (об этом спросить следует всех желающих)?
Что далось легко? Что было трудно? О чём ещё по данной теме хотелось бы
поговорить?
Мы все разные. И на территории нашего
Кунгурского района издавна, ещё до его рождения, проживали бок о бок люди
разных национальностей, вероисповеданий, различного социального статуса, часто
они сильно отличаются друг от друга. Я хочу пожелать вам, чтобы вы были терпимы
по отношению к окружающим вас людям, уважали каждого только за его личностные
качества, а не за внешность, старались найти компромисс в любой ссоре,
разрешали мирным путем все конфликтные ситуации. А на прощание я попрошу вас
поучаствовать в одном ритуале.
IV. Ритуал прощания
«Дерево дружбы» - СЛАЙД № 6
Дети
вместе с педагогом собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим
пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево. По окончании
строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «Молодцы!»
1.1.
Черты
толерантной личности, характерные для данной группы
№
п/п
|
Черты
толерантной личности
|
Черты, которыми
должна обладать толерантная личность (по мнению нашей группы)
|
1.
|
Расположенность
к другим
|
|
2.
|
Снисходительность
|
|
3.
|
Терпение
|
|
4.
|
Чувство
юмора
|
|
5.
|
Чуткость
|
|
6.
|
Доверие
|
|
7.
|
Альтруизм
(умение пожертвовать своими интересами ради другого человека)
|
|
8.
|
Терпимость
к различиям
|
|
9.
|
Умение
владеть собой
|
|
10.
|
Доброжелательность
|
|
11.
|
Умение
не осуждать других
|
|
12.
|
Гуманизм
|
|
13.
|
Умение
слушать
|
|
14.
|
Любознательность
|
|
15.
|
Способность
к сопереживанию
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.