Словарь изобразительно-выразительных средств
Тропы
Аллегория –
изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ: сердце –
аллегория любви (я дарю тебе свое сердце).
Гипербола –
образное преувеличение: «Кулак размером с чиновничью голову»
(Н.В. Гоголь).
Ирония–
употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому:
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (обращение Лисы к Ослу в басне
И.А. Крылова «Лисица и Осел»).
Литота – образное
преуменьшение: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а
сам – с ноготок!» (Н.А. Некрасов).
Метафора – скрытое, образное сравнение: «Ежегодно все
новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на
смену предшественникам» (физиолог А.А. Ухтомский).
Метонимия – употребление названия одного предмета
вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи
между ними: «Не то на серебре – на золоте едал»
(А.С. Грибоедов), т.е. на посуде, сделанной из золота.
Олицетворение – перенесение свойств человека (лица) на
неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая березовым,
веселым языком…» (С. Есенин).
Сравнение —
одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку
зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов.
В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления
его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как,
словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых
различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение
помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто
встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном
падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной
степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника;
Земля нежнее пуха лежала перед ним.
Есть
сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож,
подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.
Сравнение
может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и
грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в
котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды
вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами
светлячков зажгли ночь.
2) развернутый параллелизм (вторая часть таких
сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так
вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с
места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.
Эпитет — слово, выделяющее в предмете или
явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное
определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом
слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить
всякое значащее слово, если оно выступает как художественное,
образное определение к другому:
1.
существительное: болтушка сорока.
2.
прилагательное: роковые часы.
3.
наречие и деепричастие: жадно всматривается;
слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных,
употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные,
влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и
признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание
читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Фигуры
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей,
образов: «Богатый и в будни пирует, а бедный и
в праздник горюет» (поговорка).
Анафора– повторение одних и тех же элементов в начале
стиха, строки или строфы: «Не напрасно дули ветры, Не
напрасно шла гроза» (С. Есенин).
Повтор – стилистическая фигура, состоящая в
повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью
привлечения к ним особого внимания: «Как пошли наши ребята В красной
гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну
голову сложить» (А. Блок).
Риторический
вопрос – вопрос, на который
не требуется ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В.
Гоголь).
Эллипсис – стилистическая фигура, основанная на
пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу: «Мы
сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги» (В. Жуковский).
Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце
стиха, строки или строфы: «…Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой
талисман. …В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман»
(А.С. Пушкин).
Восклицательные
частицы —
способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального
пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои
поля!.
Инверсия —
обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее
предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым
словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова,
обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь быстро
поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином
порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное
средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина
любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!
Композиционный
стык — это повторение в начале нового предложения слова или
слов из предыдущего предложения обычно заканчивающих его: Все
сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в
жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Многосоюзие —
риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для
логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не
грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Роды и жанры литературы
Литературой называют произведения
человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным
значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель
изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных
родов: эпосу, лирике или драме.
Эпос (от греч.
"повествование") - обобщённое название произведений, в которых
изображаются внешние по отношению к автору события.
Лирика (от
греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений
- как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства,
переживания автора (лирического героя).
Драма (от
греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых
жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические
произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В
драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме
эпос (повествование) и лирика слиты воедино.
В пределах каждого рода литературы
выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений,
характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см
таблицу жанров).
ЭПОС
|
ЛИРИКА
|
ДРАМА
|
эпопея
|
ода
|
трагедия
|
роман
|
элегия
|
комедия
|
повесть
|
гимн
|
драма
|
рассказ
|
сонет
|
трагикомедия
|
сказка
|
послание
|
водевиль
|
басня
|
эпиграмма
|
мелодрама
|
Лиро-
эпические
жанры
|
поэма
|
баллада
басня
|
Жанры литературы
Эпические произведения
Повесть –
художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и
рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое
повествовательное произведение.
Рассказ –
художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод,
случай из жизни героя.
Рождественский или святочный
рассказ — литературный жанр,
относящийся к категории календарной
литературы и характеризующийся определённой
спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Сказка –
произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных,
фантастических сил.
Сказка—быль - сказкой, как мы знаем, называется выдуманный рассказ с
какими-то невероятными событиями или героями. Быль - это тоже рассказ, но в
определенной степени основанный на реальных событиях, то есть якобы случившиеся
события. Сказка-быль сочетает в себе эти два жанра.
Былина - жанр устного народного творчества:
русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания. Повествует
о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Б. сочетает
историческую основу с большой долей условности и вымысла.
Быличка - жанр
устного народного творчества: рассказ героя о встрече с "нечистой
силой".
Быль (бывальщина)
- жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии,
случае, имевшем место в действительности.
Легенда -
жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о
выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном,
чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.
Небылица -
жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или
стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета
которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито
искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости
слов, «перевёртыш».
Обрядовые песни -
жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками
или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая,
молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др.
Предание -
жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и
событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим
поколениям.
Лирические произведения
Послание –
стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.
Элегия –
жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение,
проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания».
Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня».
Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
Жанры литературы
Драматические произведения
Комедия (с
греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом,
обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
Драма –
это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее
личность в её драматических отношениях с обществом.
Лиро-эпические произведения
Поэма (с
греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение
с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или
легендарную тему.
Баллада –
лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.
Басня –
это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера,
нравоучительного или сатирического характера.
Композиционные
части произведения
Экспозиция — часть произведения,
предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в
частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует
началу сюжета. В экспозиции следует расстановка
действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают»
сюжетный конфликт.
Завязка — это событие, которое является
началом действия. Она или обнаруживает уже
имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.
Развитие действия - структурный элемент сюжета: система
событий, вытекающих из завязки.
Кульминация - структурный элемент сюжета:
вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного
обострения противоречий.
Развязка - структурный элемент сюжета:
заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта
художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или
обнаруживается его принципиальная неразрешимость.
Эпилог -
часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ
автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка)
сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
Картотека
писателей и поэтов
Тексты
для зачёта:
Некрасов Н.А.
|
Железная
дорога
|
Тургенев И.С.
|
Рассказы из
цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
|
Лесков Н.С.
|
Левша
|
Пушкин А.С.
|
Дубровский»,
Барышня-крестьянка, Зимнее утро, Пущину
|
Астафьев В.П.
|
Конь с
розовой гривой
|
Достоевский
Ф.М.
|
Мальчик у Христа
на елке
|
Куприн А. И.
|
Чудесный
доктор
|
Чехов А.П.
|
Толстый и
Тонкий
|
Пришвин М. М.
|
Кладовая
солнца
|
Распутин В. Г.
|
Уроки
французского
|
Платонов А.П.
|
Неизвестный
цветок
|
Искандер Ф.А.
|
Тринадцатый
подвиг Геракла
|
Дмитриев И.И.
|
Муха
|
Крылов И. А.
|
Свинья под
дубом», Осел и Соловей, Ларчик
|
Проспер
Мериме
|
Маттео
Фальконе
|
Шиллер И.Ф.
|
Перчатка
|
Экзюпери А.
|
Маленький
принц
|
Тютчев Ф.И.
|
Листья, С
поляны коршун поднялся
|
Фет А.А.
|
Майская ночь,
Ель рукавом мне тропинку завесила, Учись у них у дуба, у березы
|
Ахматова А.А.
|
|
Есенин С. А.
|
«Мелколесье»
|
Блок А.А.
|
Летний вечер»
|
Рубцов Н.М.
|
« В горнице моей светло..», «Звезда полей»
|
Габдула Тукай
|
«Родная деревня», «Книга»
|
Кайсын Кулиев
|
«Когда на меня навалилась беда..», «Каким бы малым ни был мой народ»
|
Лермонтов М.
Ю.
|
Листок,Тучи
|
Самойлов Д.С.
|
Сороковые
|
Симонов К.М.
|
Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.