Инфоурок География Другие методич. материалыМатериал по этнографии для уроков НРК по теме: "Выращивание и обработка льна в сибирской деревне"

Материал по этнографии для уроков НРК по теме: "Выращивание и обработка льна в сибирской деревне"

Скачать материал

Выращивание и обработка льна в сибирской деревне

Ярыгина Г.А.,

учитель        истории и

 обществознания МАОУ                                               

                                                                              «Голышмановская  СОШ №1»

          

ВВЕДЕНИЕ

В  традициях русского народа использовать лён для изготовления ткани. Лен – культура древняя, благородная, красивая.  Лен-долгунец — одна из древних культур, которая выращивается около 9 тысяч лет. Лен относится к числу лучших прядильных культур. Еще в доисторические времена пер­вобытный человек использовал для по­лучения волокна и масла дикий лен: за­росли такого льна были обнаружены академиком Н. И. Вавиловым на севере Испании.  Лен был известен еще семь тысяч лет назад в Ассирии и Вавилоне, откуда он попал в Египет. Египетские жрецы носили одежду  из льняного полотна как символ "чистоты и света". В начале XXVIII века на Руси лен сеял каждый крестьянин. Даже самые маломощные, безлошадные отводили полоску под лен. В настоящее время изготовление льняного полотна в каждой семье  уходит в прошлое.  Искусство обработки льна тысячелетиями передавались из поколения в поколение, в настоящее же время это мастерство утеряно. Сохранение  народных традиций всегда актуально .

Цель работы: определить значение льна в жизни сибирских крестьян в середине XX-ого века на примере жителей Голышмановского района.

Задачи работы: 1. Собрать и систематизировать материал об обработке льна, изготовлении изделий из него.

Лен издавна выращивали в сибирских селах, изготавливали изо льна повседневную одежду, а в большинстве крестьянских семей – и праздничную. В пятидесятые годы XX-ого века в послевоенные тяжелые годы лен по-прежнему выращивали в каждой семье. В каждом огороде площадью примерно  сорок соток, под лен отводили от трех до пяти соток. Этого количества льна хватало, чтобы одеть семью из семи человек. Участок подо  льном находился посреди огорода. Вспоминает Шустова В.Г.: «Хорошо помню, мне было лет восемь, вышла в огород и остановилась в изумлении: на месте льна – ярко-голубой платок. Я поняла, что это цвел лен. Полки запечья (место между стеной избы и печью, где был расположен вход в подполье) были забиты куделью. Так называли сырье льна, приготовленное для прядения. Обычно моя мать могла выткать 2-3 стены за один сезон. Пряжу готовили всю зиму всей семьей, ткали весной».

Рассмотрим вопрос о количестве холста, которое могла выткать семья. Сколько метров составляли три «стены». Готовую пряжу нужно было основать.Сновалка представляла собой сооружение кубической формы с ребрами из тонких брусков; сновалка вращалась на оси. Длина одной «стены» - грани сновалки была около 2,5 метра. Таким образом, длина четырех граней примерно 10 метров, значит три «стены» -30м, две «стены» - 20м. Для семьи этого количества холста было достаточно.

Вращая одной рукой сновалку, другой рукой мастерица ровно укладывала нити на сновалке. Число нитей зависело от ширины берда. Работа закончена. Женщина аккуратно снимала пряжу со сновалки, предварительно разрезав ее по ребру. Теперь нужно снять пряжу в виде плети, из плети – на кросна. Вторую и третью «стены» нужно было основывать заново. В пятидесятые годы в деревне появилась механическая прядка – «прядея». Она приводилась в движение ногой. Производительность труда резко выросла, но механическая прялка была редкостью.

В Голышманово работал льнозавод. Чтобы обеспечить завод сырьем, колхозам доводили план посев льна. На уборке льна колхозники работали охотно, так как за эту работу платили деньги, а за обычную работу в конце года давали немного зерна. Норма льна была 5 соток. За норму платили 5 трудодней  (а потом на трудодни – деньги). Рвали лен не только взрослые, но и подростки. Рвали его еще недозрелым, чтобы не высыпалось семя, поэтому руки почти не ранились.

Вспоминает Шустова В.Г. :«Я любила эту работу. Бригадир отмеряет участок в 5 соток – вот твоя конкретная работа. Мне на участке было уютно, по-домашнему, лен чистый, без сорняков. Нарвешь вязку, потом на нее кладешь вырванный лен и завязываешь сноп. Сноп должен был быть средней величины, чтобы просыхал. Готовые снопы ставили в суслон. Работу оценивали по площади, в конце дня бригадир замерял площадь вырванного льна. В конце 50-х годов лен стали рвать машиной, вырванный лен машина расстилала  в рядок, тянувшийся от края поля. Вязать снопы готового рядка было трудно:  сухой  лен обдирал в кровь кисти рук, норма (50 снопов) была трудновыполнима. Солнце палит, а ты идешь и идешь, ни конца, ни края твоему рядочку нет».

Еще об одном. Если хозяйка не успевала справиться с пряжей к весне, она собирала «супрядки», т.е. приглашала на помощь соседок. Женщины пряли, рассказывали байки, пели. Работали бесплатно, хозяйка должна была хорошо угостить помощниц.

Вспоминает Шустова В.Г.: «В нашей семье всю зиму пряли бабушка и мама. Мне доверяли прясть самую грубую куделю – «отрепи». Хочу отметить, что стоящие в избе кросна создавали особенную атмосферу уюта, тепла. Мама сидела за кроснами у окна, освещенная ярким мартовским солнцем. Негромкие ритмичные удары берда сопровождались бесхитростными песнями матери. Бабушка пряла зимой и приговаривала: « Прилетит скоро весенняя птица и скажет: кажи моты, кажи моты. Чали не напряду, то, что покажу птичке?» В заключении скажу, что на всем пути обработки льна мы помогали матери и бабушке, поэтому хорошо помню и знаю все тонкости этой работы». Вплоть до конца 50-х годов XX-ого века в Сибирских деревнях в каждой крестьянской семье выращивали лен. Лен рос в огороде.  Деревенские жители из льняного холста шили одежду, так как на фабричный материал не было денег. Поэтому лен, как и картошка, в крестьянской жизни играли большую роль.

Путь льна с поля до ткацкого станка

Лен сеяли рано весной, сели густо, поэтому сорняки среди льна не росли.  Лен рвали, когда семена становились коричневатыми и твердыми, а стебель был еще зеленоватым. Вырванный лен связывали в снопы, их ставили по четыре с двух сторон и с боков по два снопа – это суслон. В хорошую погоду лен сохнет в суслонах, затем его перевозят под крышу.  Раньше, когда льна было много, существовали специальные помещения –овины для сушки снопов ( то же, что гумно). Подсушенные снопы молотили цепом (черен и било). Било присоединялось к черену с помощью ремешка.      Семена готовили для будущего года, а с соломкой продолжали работать. Снопы развязывали и лен расстилали на поляне, чтобы он улежался. Его необходимо было систематически проверять, чтобы лен не перележал.  Затем лен сушили в бане (раньше в риге). После сушки лен мяли. Для этого существовало специальное приспособление – мялка, состоявшая из трех частей: «Станина», «Щеки», и «Язык».

 «Язык» крепился на оси между «Щеками». Мяли так: пучок льна – горсть брали левой рукой и клали под «Язык» перпендикулярно ему так, чтобы края пучка ложились на вторую «Щеку», ударяя  «Языком». Работник  ломает твердую оболочку стебля, освобождая волокна. Продвигая пучок дальше, он мнет весь пучок. Время от времени пучок надо ударять о мялку, встряхивая остатки стебля – «кострику». После обработки получали горсть льна. Горсть перевязывали льняной вязкой. Первый этап закончен. Дальше лен трепали, для этого использовали трепало.  Трепалом, ударяя по горсти льна, отбивали самые грубые волокна, которые использовали для получения грубого холста. В итоге получали очищенный пучок льна и отрепи. Пучок льна подвергали дальнейшей обработке, «чесали» лен на щети. Основная часть щети – гвозди, набитые на головку. Работают сидя. Пучок льна становится еще чище: то, что сваливалось со щети – «изгреби». «Изгреби» – куделя, основная часть волокна, из которой ткут простой холст. Изо льна ткали более тонкие ткани: рубашки, полотенца, скатерти. Для шитья использовали льняные нитки. Для получения тонких и прочных ниток лен еще раз очищали щетью из свиной щетины. Полученные при этой обработке льна отходы – «пачеси». Из неё ткали тонкие ткани.

Изо льна последовательно получались следующие виды сырья: лен-сырец, изгреби, отрепи, пачеси, лен. Обычно к  концу зимы лен был обработан, теперь пора прясть.

Прядение

Долгими зимними вечерами все женщины в семье пряли.  За зиму нужно было спрясть всю куделю и выткать холст. Прялка в доме жила долго, передавалась из поколения в поколение. Прялки расписывались масляными красками мастерами. Для того,  чтобы поставить кросна, нужно было знать, сколько приготовлено пряжи. Когда женщина напрядет полное веретено – «простень», она сматывает нитки на мотовило, завязывая их в пучки по 90, этот пучок называется «полпасок». В зависимости от величины мотовила можно было намотать от 5 до 10 полпасков. Снятый с мотовила моток называется «полмотик». Готовую пряжу измеряли не полмотиками, а полпасками, так как полмотики могли быть разных размеров.

Когда пряжа готова, ее заваривали щёлоком, нужно было постоять 3-4 дня. Затем полоскали обычно в проруби. Чистую пряжу на морозе сушили 2-3 дня.

Ткачество

О начале  процесса ткачества говорили «поставить кросна». Количество холста измерялось «стенами». Пряжу с полмотиков перематывали на большие катушки – «тюрики». Для этого нужны были вороба, лапа, шарашка. Теперь ткачиха выбирает  бердо и в зависимости от этого, количество нитей в основе. Чтобы создать основу, нитки – пряжу наматывают на «сновалку». Намотав пряжу на одну сновалку, ткачиха снимала пряжу - «одну стену». После этого можно было основать еще несколько стен. Снятую пряжу сплетать в плеть. На каждой стороне сновалки должно быть одинаковое число нитей, соответствующее числу зубцов берда. Итак, основа готова. Ее наматывают на навойку.  Теперь уток наматывали с тюрика на цевки, которые вставляются в челнок. Поставили кросна и готова ткань. Готовый холст выкладывают на снег отбеливать. Можно шить одежду.

УСТРОЙСТВО ТКАЦКОГО СТАНКА

Составные части кросен:

1.Станины (две) – это основа кросен, на их крепятся остальные детали

2. Подножки для тканья «за две ниченки»

Если холст ткали «за четыре ниченки», то у подножек было четыре педали

3. Векошки (две или четыре) ни них подвешивали ниченки. Внутри нижней части – деревянное колесико, чтобы ниченки легко двигались при нажатии на педаль подножки. Векошки украшались резьбой.

4. Навойка на нее навивали основу и по мере образования холста, ослабив с помощью притужальника натяжение, отпускали новую порцию основы.

5. Притужальник (своего рода рычаг). С его помощью натягивали основу, закрепляя ее на «подвое».

6. Подвой. Головка подвоя имела отверстия, в которые вставлялся притужальник. В середине подвоя отверстие, в которое пропускали концы основы и закреплялись на подвой, наматывался холст.

7. Бердо. От его ширины зависела ширина холста. Вставив бердо  в набелки, ткачиха прибивала нить, уплотняя холст. Главная часть берда – тонкие пластины, закрепленные в раме.

8. Ниченки. Нитки пропускали через две ниченки поочередно, с помощью ниченки, с помощью ниченки обрабатывался шов. Ниченки вязали из льняных ниток.

9. Набелки. В набелки вставлялось бердо, с помошью набелок и берда ударяя уплотняли холст.

10. Ценки. Ценки разделяли пряжу перед ниченками, чтобы она была ровной.

Снятую со сновалки основу навивают на навойку, поставленную на кроснах. Концы основы продевают через две ниченки и через бердо. Затем натягивают концы основы на подвой. Натягивают туго пряжу на подвой с помощью притужальника, просовывая его в отверстия подвоя. Особое внимание обращали на натяжение кромки, чтобы не было слабины.

Ткачиха наступая ногой на подножку, натягивает ниченки вниз, образуя зев. Через зев пробрасывается челнок с утком. Удар набелками с бердом уплотняет холст. Так образуетсяткань.

Виды холста

Холст в зависимости от сырья, из которого он изготовлен, можно поделить на две части: тонкий холст из чистого льняного волокна и обычный холст из изгребей. Изгреби составляют большую часть льняного сырья. Из чистого льняного волокна ткали тонкий холст для полотенец, для этого требовалось специальное узкое бёрдо. Холст для полотенец ткали «за две ниченки». Две ниченки обеспечивали простое переплетение нитей основы и утка. С обычной ширины бёрдом ткали тонкий холст для мужских рубашек и нижнего белья. Пряжу из льняного волокна использовали для изготовления настольников (скатертей). Ткали тонкий холст на настольник «за четыре ниченки», с их помощью ткачиха создавала узор, за счет сложного переплетения нитей основы и утка. Скатерть не красили. Холст готов, его нужно обработать, смягчить и отбелить. Пряжу тоже тщательно отбеливали. Обычно у реки холст  складывали в виде пачки и долго били по нему вальком, время от времени поливая водой и переворачивая. Вымытый и ставший мягким холст расстилали «на солнышко» - на снегу или на травке, отбеливать. У каждой мастерицы были свои секреты отбеливания,  которыми она ни с кем не делилась. Тонкий льняной холст на полотенца, скатерти, рубашки по цвету и качеству почти не отличался от фабричного льняного полотна. Клубок ниток изо льна использовался для шитья. Сложенная втрое, льняная нить натиралась варом, получалась «дратва». Дратвой шили и починяли шубы, чинили валенки. Тонкая прочная пряжа из чистого льна использовалась в качестве основы для тканья настенных ковров. Утком служила накрашенная в яркие цвета шерстяная нить. Ткали ковры на специальном бёрде «за четыре ниченки». Узор создавался и цветом, и сложным переплетением основы и утка. Ковры были очень яркие, красивые, с интересными геометрическими рисунками. Такой ковер могли выткать немногие умелицы. Основная масса обработанного льна -  изгреби – это «отходы», которые получались от отделения льна-волокна. Качество изгребей жиже и нить получалась толще, но менее прочной. Из изгребей ткали простой холст  средней толщины «за две ниченки», т.е. с простым переплетением нитей. Из простого холста шили повседневную одежду: юбки, брюки для мужчин, одежду для детей. При необходимости холст   красили. Из изгребей ткали половики (дорожки на пол). Половики были нескольких видов: 1.Холст  ткали «за две ниченки», основа не крашена, уток покрашен в разные цвета. Холст получался в полоску, чередование полосок и их ширина определялась замыслом мастерицы. Готовые полосы холста смешивали в половик. 2. Холст «за две ниченки», в отличие от первого, красили нити основы в несколько полос, столько же было цветов в утке. В итоге получался холст  в  клетку. Отдельная клетка называлась «стекло». 3.Холст     с квадратными, ромбовыми и треугольными узорами. Геометрические узоры сложной формы можно было выткать только «за четыре ниченки». Основа и уток цветные. При сшивании полос совмещали узоры. Работа с таким холстом была более сложной, чем в первых двух случаях.

 Жизнь семьи во время войны в послевоенные годы была трудной. Приходилось ткать не только холст, но и сукно для верхней одежды. Одежда,   сшитая из домотканого сукна,  называлась «сермяга», для детей «сермяжка». Длина изделия могла быть разной: до колена, чуть выше колен и ниже. Для основы брали льняную пряжу или  изгреби. Уток - шерстяная нить, основу красили черной краской. Ткали сукно «за две ниченки». Можно выделить еще один вид холста, который называется «недотыка». Ткачиха обычно ткала недотыку к концу кросен. Мастерица ударяла бердом не сильно, не как при обычном тканье, а легко, нитки не сбивались плотно. Холст получался редкий. Из недотыка шили  невод для ловли рыбы. Постоянными помощницами ткачихи были ее дочери, и, вырастая, могли сами всю эту работу делать самостоятельно.

Одежда из холста называлась посконной – посконная рубаха. Посконную одежду носили большинство жителей деревни.

Пословицы и поговорки со словом ЛЕН

Лен трепал, да в беду попал.
Лен для льноводов  золото, с ним и старые дышат молодо.
Удастся лен  так шелк; не удастся  так щелк.

Колхозный лен трудом силен.

Кто посеет лен, пожнет золото.

Лен вымотает, лен и озолотит.

Лен — доходная культура, это деньги и натура.

Лен не косят, не жнут, а рвут.

Лен не родится — и мочало пригодится.

Мни лен дольше, волокон будет больше.

Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой.

У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.

Хороший ленок — денег закромок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материал по этнографии для уроков НРК по теме: "Выращивание и обработка льна в сибирской деревне""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В  традициях русского народа использовать лён для изготовления ткани.Лен – культура древняя, благородная, красивая.  Лен-долгунец — одна из древних культур, которая выращивается около 9 тысяч лет. Лен относится к числу лучших прядильных культур. Еще в доисторические времена пер­вобытный человек использовал для по­лучения волокна и масла дикий лен: за­росли такого льна были обнаружены академиком Н. И. Вавиловым на севере Испании.  Лен был известен еще семь тысяч лет назад в Ассирии и Вавилоне, откуда он попал в Египет. Египетские жрецы носили одежду  из льняного полотна как символ "чистоты и света". В начале XXVIII века на Руси лен сеял каждый крестьянин. Даже самые маломощные, безлошадные отводили полоску под лен. В настоящее время изготовление льняного полотна в каждой семье  уходит в прошлое.  Искусство обработки льна тысячелетиями передавались из поколения в поколение, в настоящее же время это мастерство утеряно. Данный материал может быть использован для уроков МХК, изобразительного искусства, истории.

 

Цель работы: определить значение льна в жизни сибирских крестьян в середине XX-ого века на примере жителей Голышмановского района.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 457
    • DOCX 33.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярыгина Галина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ярыгина Галина Алексеевна
    Ярыгина Галина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 24592
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе