Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМатериал для статьи: Типологические особенности учащихся подросткового возраста.

Материал для статьи: Типологические особенности учащихся подросткового возраста.

Скачать материал

Типологические особенности учащихся  подросткового возраста.

 

В конце 20 века в мире произошли координальные изменения в общественно-политической жизни, поэтому и педагогическая деятельность изменила темпы и направления, т.к. культурные процессы в обществе неизбежно влияют на образование и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая наука выдвинула новую парадигму образования: Личностно-ориентированный подход в воспитании детей.

В прежние годы к ученику относились лишь как к объекту обучения и воспитания. А это означало, что ученик должен слушать, воспринимать и делать так, как повелевает учитель. Эту функцию учащегося трактовали десятилетиями в теории  воспитания и обучения, из этих установок исходили в организации учебной практики.

В результате формируется стереотип послушного дисциплинированного, шаблонно мыслящего ученика. Хотя стереотип определенного, привычного и соразмерного поведения тоже необходим для экономии сил и труда. Поэтому от шаблона мы тоже не избавимся и определенный стандарт в деятельности человека нужен. Если придерживаться стереотипов и шаблонов, то ученик не может пользоваться мерами измерения величин, выполнять какую-либо трудовую операцию творчески. В этом случае останавливается развитие личности, её творческий потенциал. Но и при таких условиях не мало выпускников вырвались из рамок стандартного мышления и стали учеными, новаторами, писателями, композиторами, рационализаторами, творческими людьми. Но одно дело, когда человек стихийно приходит к творческому решению жизненных вопросов, другое - когда целенаправленно и систематически развивается творческий потенциал, начиная со школьной скамьи.

Задача учителя – с детских лет развивать эти качества у каждого учащегося, а не ставить его в рамки.

Для того чтобы решить эту задачу, нужно знать природу человеческой личности, ее потенциальные возможности, только тогда можно направлять развитие подростка в нужное, правильное русло.

Гениальные способности ребенка определяются генетическими особенностями, так как каждый обладает единственным в своем роде окружающей географической, социальной микросферы. А это зависит от структуры клеточного и молекулярного строения нервной системы и всего организма.  Можно с уверенностью утверждать, что за  всю прошлую историю человечества и в будущем не было и не будет двух идентичных людей. Каждая личность обладает исключительно индивидуальными физиологическими особенностями, а личные качества любого человека зависят от генетипа, полученного от факторов, обуславливающих уникальность личности ученика, это социальные условия и микросфера, в которых он растет и развивается. Ребенок воспринимает окружающее: природу, предметы и вещи материального мира, испытывает влияние со стороны и школы. В каждой семье свои пути воспитания. Каждый дом имеет определенный стиль: согласно вкусу расположена мебель, разнообразен интерьер и другое. Все, вышеперечисленное формирует неповторимую индивидуальность, своеобразие личности ребенка. Таким образом, среда влияет на развитие уникальных качеств личности.

Ученые открывают все новые и новые данные, свидетельствующие об огромных неиспользованных дарованиях людей. Человек обладает десятками миллиардов степеней свободы – торможений и возбуждений, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для «величайших вариантов приспособления» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни. Эффективность использования потенциальных возможностей учащихся зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности каждого ученика, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Каждый педагогический работник должен хорошо знать, что фенологические особенности человека формируются под влияние генотипа и внешних условий жизнедеятельности, совокупность которых и придает личности ученика индивидуальный характер.

Подростковый возраст охватывает период до 17 лет. Уроки музыки в 7 классе несколько отличаются от уроков в 5-6 классах потому, что по учебному плану им завершается организованное музыкальное воспитание. Это ставит перед учителем двойную задачу: с одной стороны, подвести итог, показать самим учащимся, что же они узнали о музыке, что она им дала, чем обогатила их чувства и  мысли, чему они научились как слушатели и исполнители музыки. Очень важно, чтобы 7 класс воспринимался учащимися как преддверья самостоятельного общения с музыкой, обязательного продолжения музыкального самообразования, участие в разнообразных внеклассных музыкальных мероприятиях. Некоторое разнообразие всех уроков в 7 классе, в том числе и уроков музыки, объясняется и особенностями возраста учащихся. Физическое развитие старших подростков приближается к уровню взрослого человека. Они еще не взрослые, но и не дети. В них часто борются детские, подростковые и взрослые черты, причем у разных учащихся эти черты соотносятся по-разному. Важно отметить  и то, что у каждого отдельного подростка это соотношение вовсе не стабильно, а напротив, подвержено быстрым, часто неожиданным для учителя изменениям.

Очень важно отметить психологические черты. В этом возрасте, как и в 6 классе, из-за неравномерного роста разных частей организма наступает быстрая утомляемость, происходит смена состояний (от вялости – к бурной деятельности, и наоборот), срывы в поведении. Быстрый рост тела ставит в неожиданные для него самого ситуации – откуда угловатость движений, неуклюжность. Эти все резкие смены отражаются и его психике, подросток становиться особенно чувствительным к своим промахам, замечаниям (особенно к бестактным шуткам, поддразниваниям). Он стремиться быть самостоятельной личностью, которую должны замечать окружающие. Свое стремление подросток резко осуществляет самым нелепым образом, часто отрицательным поведением по отношению к окружающим (взрослым и сверстникам). У подростка интенсивно происходит мутация голоса (буквально ежедневно). Однако одновременно с появлением у многих взрослых голосов, у некоторых ребят все же еще сохраняются голоса детские. Педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности при переходе от одного возраста к другому. Главное к старшему подростковому возрасту учащиеся постепенно становятся духовно богатыми, а их поступки – более осмысленными и привычными, у них формируются идеалы и мировоззрение. Вырабатывается определенное отношение к вещам, людям, делам, к окружающему миру. Появляется определенный уровень воспитанности, который и есть нечто иное, как отношение к самому себе, к своим сверстникам, к людям и социальной среде. Меняется внутренний мир подростка, который определяется одним словом «душа», «душевность», «человечность».

Пониманию семиклассниками значимости музыкальных занятий в целом или важности, какого либо вопроса способствует развитие их мышления, умение анализировать, делать обобщения, выводы.

Проблемные ситуации на уроке создают благоприятные условия для высказывания учащимися своих аргументированных точек зрения в спорах и столкновениях. Учитель должен уважать мнение ученика – это и будет являться важным условием поддерживания творческой атмосферы на уроке.

Большие возможности для музыкального воспитания старших подростков открывает развитие их восприятия, оно все более становиться произвольным; кроме того, и жизненный и музыкальный опыт значительно обогащается, расширяется. «Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе музыкальных впечатлений, умений, привычек

Нужно учитывать,  что восприятие художественного произведения предполагает не только непосредственную эмоциональную реакцию «субъекта восприятия», но и его стремление осознать, осмыслить полученные впечатления. А поэтому и помогает имеющийся опыт. Конечно, опыт учащихся различен, как и особенности, их психики, обуславливающие индивидуальный характер.

В 7 классе впоєне підготовлена почва для того, чтобы каждый учащайся не был «пассивным созерцателем”, а должен критически разбираться в окружающих музыкальных явлениях. Это отвечает стремление подростков быть критически мыслящей личностью, которые учитель-музыкант может плодотворно использовать, активизируя весь музыкально-воспитательный процесс. Но тут учитель должен быть осторожен и совершенно уверен в ценности того, к чему хочет вызвать интерес, уважение и любовь подростков, чтобы самостоятельность, творческая активная мысль не превращалась в беспочвенное критиканство. Прежде всего, учитель должен сам любить и понимать то, чем будет увлекать учащихся.

В старшем подростковом возрасте: Память становиться более концентрированной и рациональной, направленной на запоминание необходимо материала или информации. Подростки обладают способами рационального запоминания материала.

Мышление приобретает диалектический характер. Подростки в одинаковой степени способны сопоставлять изучаемые явления и закономерности, используя от частного, конкретно-образного к доказательству, то есть аналитическим и синтетическим способом.

Отношение к учению мотивируется, главным образом, социальной значимостью образования и жизненной направленностью личности, стремлением к выбору сферы труда и профессии.

В овладении музыкальной грамотой  учащимся могут помочь их знания об изобразительно-выразительных средствах языка, о приемах сравнения.

Очень важно в этом возрасте не ограничивать уроки музыки только музыкальным содержанием, а расширять его за счет привлечения знаний из разных областей жизни. Хотя, конечно основная база строения урока, это то, что знают и любят учащиеся, что вызывает их положительную и отрицательную реакцию, их навыки самовыражения.

Большое значение в старших классах имеют методы работы, стимулирующие максимальную активность учащихся, создание таких ситуаций, при которых каждая минута не проходила бы даром. Но что это за методы?

Кроме межпредметных связей (опора на знания, полученные на уроках), опоры на сведения, приобретаемые учащимися самостоятельно через чтение книг, просмотры и прослушивание телепередач и радиопередач, посещение театров, концертов, не только сохраняется, но и приобретает особое значение «метод контрастов». Ведь именно сопоставление позволяет самим учащимся делать вывод. Этот же метод контраста играет особую роль и в пении.

Однако интуитивной оценки не достаточно. Важно чтобы учащиеся понимали, отдавали себе отчет о том, почему они делают тот или иной вывод, т.е. чтобы могли опереться на определенные знания. Если в младших классах основы музыкального воспитания были заложены, то здесь задача успешно решается. И вот тут-то ученик начинает понимать самого себя, оценивать свое поведение и поступки, проявлять свое отношение к учебе, родителям, учителям, сверстникам и всему окружающему, тогда он становиться субъектом обучения и воспитания.

Если мы научили распознавать движущие силы учащихся в их учении и воспитании, тогда учитель глубже поймет факторы, которые оказывают наибольшее влияние на обучение и воспитание школьников, правильнее и эффективнее будет использовать разнообразные формы и методы формирования каждой личности и коллектива в целом.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материал для статьи: Типологические особенности учащихся подросткового возраста."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Типологические особенности учащихся  подросткового возраста.

 

В конце 20 века в мире произошли координальные изменения в общественно-политической жизни, поэтому и педагогическая деятельность изменила темпы и направления, т.к. культурные процессы в обществе неизбежно влияют на образование и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая наука выдвинула новую парадигму образования: Личностно-ориентированный подход в воспитании детей.

В прежние годы к ученику относились лишь как к объекту обучения и воспитания. А это означало, что ученик должен слушать, воспринимать и делать так, как повелевает учитель. Эту функцию учащегося трактовали десятилетиями в теории  воспитания и обучения, из этих установок исходили в организации учебной практики.

В результате формируется стереотип послушного дисциплинированного, шаблонно мыслящего ученика. Хотя стереотип определенного, привычного и соразмерного поведения тоже необходим для экономии сил и труда. Поэтому от шаблона мы тоже не избавимся и определенный стандарт в деятельности человека нужен. Если придерживаться стереотипов и шаблонов, то ученик не может пользоваться мерами измерения величин, выполнять какую-либо трудовую операцию творчески. В этом случае останавливается развитие личности, её творческий потенциал. Но и при таких условиях не мало выпускников вырвались из рамок стандартного мышления и стали учеными, новаторами, писателями, композиторами, рационализаторами, творческими людьми. Но одно дело, когда человек стихийно приходит к творческому решению жизненных вопросов, другое - когда целенаправленно и систематически развивается творческий потенциал, начиная со школьной скамьи.

Задача учителя – с детских лет развивать эти качества у каждого учащегося, а не ставить его в рамки.

Для того чтобы решить эту задачу, нужно знать природу человеческой личности, ее потенциальные возможности, только тогда можно направлять развитие подростка в нужное, правильное русло.

Гениальные способности ребенка определяются генетическими особенностями, так как каждый обладает единственным в своем роде окружающей географической, социальной микросферы. А это зависит от структуры клеточного и молекулярного строения нервной системы и всего организма.  Можно с уверенностью утверждать, что за  всю прошлую историю человечества и в будущем не было и не будет двух идентичных людей. Каждая личность обладает исключительно индивидуальными физиологическими особенностями, а личные качества любого человека зависят от генетипа, полученного от факторов, обуславливающих уникальность личности ученика, это социальные условия и микросфера, в которых он растет и развивается. Ребенок воспринимает окружающее: природу, предметы и вещи материального мира, испытывает влияние со стороны и школы. В каждой семье свои пути воспитания. Каждый дом имеет определенный стиль: согласно вкусу расположена мебель, разнообразен интерьер и другое. Все, вышеперечисленное формирует неповторимую индивидуальность, своеобразие личности ребенка. Таким образом, среда влияет на развитие уникальных качеств личности.

Ученые открывают все новые и новые данные, свидетельствующие об огромных неиспользованных дарованиях людей. Человек обладает десятками миллиардов степеней свободы – торможений и возбуждений, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для «величайших вариантов приспособления» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни. Эффективность использования потенциальных возможностей учащихся зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности каждого ученика, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Каждый педагогический работник должен хорошо знать, что фенологические особенности человека формируются под влияние генотипа и внешних условий жизнедеятельности, совокупность которых и придает личности ученика индивидуальный характер.

Подростковый возрастохватывает период до 17 лет. Уроки музыки в 7 классе несколько отличаются от уроков в 5-6 классах потому, что по учебному плану им завершается организованное музыкальное воспитание. Это ставит перед учителем двойную задачу: с одной стороны, подвести итог, показать самим учащимся, что же они узнали о музыке, что она им дала, чем обогатила их чувства и  мысли, чему они научились как слушатели и исполнители музыки. Очень важно, чтобы 7 класс воспринимался учащимися как преддверья самостоятельного общения с музыкой, обязательного продолжения музыкального самообразования, участие в разнообразных внеклассных музыкальных мероприятиях. Некоторое разнообразие всех уроков в 7 классе, в том числе и уроков музыки, объясняется и особенностями возраста учащихся. Физическое развитие старших подростков приближается к уровню взрослого человека. Они еще не взрослые, но и не дети. В них часто борются детские, подростковые и взрослые черты, причем у разных учащихся эти черты соотносятся по-разному. Важно отметить  и то, что у каждого отдельного подростка это соотношение вовсе не стабильно, а напротив, подвержено быстрым, часто неожиданным для учителя изменениям.

Очень важно отметить психологические черты. В этом возрасте, как и в 6 классе, из-за неравномерного роста разных частей организма наступает быстрая утомляемость, происходит смена состояний (от вялости – к бурной деятельности, и наоборот), срывы в поведении. Быстрый рост тела ставит в неожиданные для него самого ситуации – откуда угловатость движений, неуклюжность. Эти все резкие смены отражаются и его психике, подросток становиться особенно чувствительным к своим промахам, замечаниям (особенно к бестактным шуткам, поддразниваниям). Он стремиться быть самостоятельной личностью, которую должны замечать окружающие. Свое стремление подросток резко осуществляет самым нелепым образом, часто отрицательным поведением по отношению к окружающим (взрослым и сверстникам). У подростка интенсивно происходит мутация голоса (буквально ежедневно). Однако одновременно с появлением у многих взрослых голосов, у некоторых ребят все же еще сохраняются голоса детские. Педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности при переходе от одного возраста к другому. Главное к старшему подростковому возрасту учащиеся постепенно становятся духовно богатыми, а их поступки – более осмысленными и привычными, у них формируются идеалы и мировоззрение. Вырабатывается определенное отношение к вещам, людям, делам, к окружающему миру. Появляется определенный уровень воспитанности, который и есть нечто иное, как отношение к самому себе, к своим сверстникам, к людям и социальной среде. Меняется внутренний мир подростка, который определяется одним словом «душа», «душевность», «человечность».

Пониманию семиклассниками значимости музыкальных занятий в целом или важности, какого либо вопроса способствует развитие их мышления, умение анализировать, делать обобщения, выводы.

Проблемные ситуации на уроке создают благоприятные условия для высказывания учащимися своих аргументированных точек зрения в спорах и столкновениях. Учитель должен уважать мнение ученика – это и будет являться важным условием поддерживания творческой атмосферы на уроке.

Большие возможности для музыкального воспитания старших подростков открывает развитие их восприятия, оно все более становиться произвольным; кроме того, и жизненный и музыкальный опыт значительно обогащается, расширяется. «Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе музыкальных впечатлений, умений, привычек

Нужно учитывать,  что восприятие художественного произведения предполагает не только непосредственную эмоциональную реакцию «субъекта восприятия», но и его стремление осознать, осмыслить полученные впечатления. А поэтому и помогает имеющийся опыт. Конечно, опыт учащихся различен, как и особенности, их психики, обуславливающие индивидуальный характер.

В 7 классе впоєне підготовлена почва для того, чтобыкаждый учащайся не был«пассивнымсозерцателем”, а должен критически разбираться в окружающих музыкальных явлениях. Это отвечает стремление подростков быть критически мыслящей личностью, которые учитель-музыкант может плодотворно использовать, активизируя весь музыкально-воспитательный процесс. Но тут учитель должен быть осторожен и совершенно уверен в ценности того, к чему хочет вызвать интерес, уважение и любовь подростков, чтобы самостоятельность, творческая активная мысль не превращалась в беспочвенное критиканство. Прежде всего, учитель должен сам любить и понимать то, чем будет увлекать учащихся.

В старшем подростковом возрасте: Памятьстановиться более концентрированной и рациональной, направленной на запоминание необходимо материала или информации. Подростки обладают способами рационального запоминания материала.

Мышление приобретает диалектический характер. Подростки в одинаковой степени способны сопоставлять изучаемые явления и закономерности, используя от частного, конкретно-образного к доказательству, то есть аналитическим и синтетическим способом.

Отношение к учениюмотивируется, главным образом, социальной значимостью образования и жизненной направленностью личности, стремлением к выбору сферы труда и профессии.

В овладении музыкальной грамотой учащимся могут помочь их знания об изобразительно-выразительных средствах языка, о приемах сравнения.

Очень важно в этом возрасте не ограничивать уроки музыки только музыкальным содержанием, а расширять его за счет привлечения знаний из разных областей жизни. Хотя, конечно основная база строения урока, это то, что знают и любят учащиеся, что вызывает их положительную и отрицательную реакцию, их навыки самовыражения.

Большое значение в старших классах имеют методы работы, стимулирующие максимальную активность учащихся, создание таких ситуаций, при которых каждая минута не проходила бы даром. Но что это за методы?

Кроме межпредметных связей (опора на знания, полученные на уроках), опоры на сведения, приобретаемые учащимися самостоятельно через чтение книг, просмотры и прослушивание телепередач и радиопередач, посещение театров, концертов, не только сохраняется, но и приобретает особое значение «метод контрастов». Ведь именно сопоставление позволяет самим учащимся делать вывод. Этот же метод контраста играет особую роль и в пении.

Однако интуитивной оценки не достаточно. Важно чтобы учащиеся понимали, отдавали себе отчет о том, почему они делают тот или иной вывод, т.е. чтобы могли опереться на определенные знания. Если в младших классах основы музыкального воспитания были заложены, то здесь задача успешно решается. И вот тут-то ученик начинает понимать самого себя, оценивать свое поведение и поступки, проявлять свое отношение к учебе, родителям, учителям, сверстникам и всему окружающему, тогда он становиться субъектом обучения и воспитания.

Если мы научили распознавать движущие силы учащихся в их учении и воспитании, тогда учитель глубже поймет факторы, которые оказывают наибольшее влияние на обучение и воспитание школьников, правильнее и эффективнее будет использовать разнообразные формы и методы формирования каждой личности и коллектива в целом.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 657 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 500
    • DOCX 22.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дорош Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дорош Анна Юрьевна
    Дорош Анна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 109364
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 904 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 13 человек