Карточка 1.
«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и
вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его
сильной натуре. <...> Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не
мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других,
но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н.Н. Стахов)
«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует, безусловно,
надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора...». (М.Н.
Катков)
«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего
Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм», (Ф.М.
Достоевский)
-Какое из суждений критиков о
тургеневском герое ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и
дети»? «
- С кем из критиков вы
согласны? Почему? Какие из суждении оказались для вас неожиданными?
-В чем проявляется нигилизм Базарова?
-Сформулируйте свое суждение о
Базарове.
Карточка 2.
«Декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети».
«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке,—
это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, - и это ясно. Но в
соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой
Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов».
(А.И. Герцен)
-
В чем вы можете согласиться, а
в чем нет с А.И. Герценом?
-
Почему Базаров — блудный сын,
по мнению Герцена.
-
В чем заключалась новая
духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению с «отцами»?
Карточка 3.
«...В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая
меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.)
В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее
начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное
на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на
первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно
прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая
поверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в
одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне
чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гоняюсь?»
(И. С. Тургенев.)
-
Каким образом представлено
«новое» в романе?
-
Как вы считаете, отразилось ли
в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их
идейных различиях? В чем оно заключалось?
-
В каких произведениях вы
встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того
времени?
Карточка 4.
«...В основании сюжета «Отцов и детей» <...> лекарский
сын-бедняк, плебей, нигилист — попадает в чуждую ему атмосферу дворянской
культуры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на
дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех
окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существовании
которых они не догадывались прежде». (В.М. Маркович)
«Роман «Отцы и дети» - это «классический образец стратегии либерализма».
(В. Архипов)
-
Какие события романа вы
считаете основными? Почему?
-
С какими, доселе не виданными
проблемами сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?
-
Как вы понимаете выражение
«стратегия либерализма», применительно к роману?
Карточка 5.
«...Диалог в чистом виде — главный инструмент в оркестре тургеневского
романа. Если в действии романа преимущественно сказываются об- стоятельства и
конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные
противоречия». (А. В. Чичерин)
«Художественная
система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения,
определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям
личности». (Г.Б. Курляндская)
-
Приведите примеры четкого и ясного
изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.
-
Какие еще способы передачи конфликта,
кроме диалога использует автор?
-
В чем проявилась чуткость автора по
отношению к психическим состояниям своих героев?
Карточка
6.
«...Отрицание
Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т.д., сколько
на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он
отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием,
избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к
женщине... Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов,
двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д.И.
Овсянико-Куликовский)
-
Чья точка зрения, Базарова или Павла
Петровича, является более убедительной в споре?
-
В чем своеобразие языка участников спора?
Какова роль X главы в романе?
Карточка
7.
«Мы видим, что
Базаров относится к простым людям небрежно — почему это? Не есть ли эта
небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и
вы увидите, что это именно так» (Максим Горький)
«В отношениях
Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой
вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит
прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает
и не задаривает их ни деньгами, ни пряни -ками.... У мужиков лежит сердце к
Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же
время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их
потребностей, их надежд и опасений, us
понятий, верований и предрассудков». (Д.И. Писарев.)
-
Чем обусловлено отношение Базарова к
народу? Свой Базаров или чужой для людей из народа?
-
Чье суждение об отношении Базарова к
народу представляется вам убедительней?
-
Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова
и народа?
Карточка
8.
«Базаров не
упускает случая сообщить — прямо или прозрачным намеком,— что он -
естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна
странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит
редко и неохотно,
тогда как о литературе художественной, философской,
о публицистике он
так или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом
обширнейшую и основательную осведомленность
(М.
Еремин)
-
Каким образом Тургенев оспаривает
высказывания своего героя об искусстве и природе?
-
Чем можно объяснить отношение Базарова к
искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким
пониманием его силы воздействия на человека?
Карточка
9.
-
В чем смысл испытания Базарова любовью?
-
Какие художественные детали, которые использовал
автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнувшие всю
силу и глубину его чувства?
-
Сопоставьте историю любви Павла Петровича
и историю любви Базарова
Карточка
10.
«...Люди,
окружающие Базарова, страдают не оттого, что он поступает с ними дурно, и не от
того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним
ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и
честные люди...» (Д. И. Писарев)
« ...Несмотря на
внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно
любит их.... На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих
родителей, Базаров без обиняков отвечает: «Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается
решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать
об этом отцу <...> своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без
сомнения, не простил бы никому другому,— черта, настолько удивительная в
Базарове, что кажется едва ли не художественной ошибкой Тургенева». (Г.
Вялый)
-
Как повлияли на создание образа Базарова
сцены в родительском доме?
-
Каковы основные моменты расхождений во
взглядах отца и сына?
-
Кто, по вашему мнению, прав в оценке
отношений Базарова с родителями?
Карточка
11.
«Умереть так, как
умер Базаров,— все равно, что сделать великий подвиг. <...> Оттого, что
Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал ни облегчения, ни пользы,
но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед
препятствием и не струсит перед опасностью.<...> Базаров не изменяет
себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится
естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье».
(Д. И. Писарев.)
«Герои Тургенева,
как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не
отрекаются от исповедуемых идеалов, не посту- паются своей верой, не
продаются». (Н. Сергованцев)
-Можно ли назвать
смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?
-Согласны ли вы с
тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от
«исповедуемых
идеалов»?
-Какова судьба
взглядов Базарова в будущем?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.