Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМатериал для работы по закреплению изученного произведения (И.С. Тургенев "Отцы и дети")

Материал для работы по закреплению изученного произведения (И.С. Тургенев "Отцы и дети")

Скачать материал

Карточка 1.

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. <...> Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н.Н. Стахов)

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует, безуслов­но,  надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора...». (М.Н. Катков)

«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тос­кующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его ниги­лизм», (Ф.М. Достоевский)

 

-Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему пониманию  после прочтения романа «Отцы и дети»? «

- С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждении оказались для вас неожиданными?

-В чем проявляется нигилизм  Базарова?

-Сформулируйте свое суждение о Базарове.

 

Карточка 2.

«Декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети».

«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по голов­ке,— это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсано­вы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». (А.И. Герцен)

-       В чем вы можете согласиться, а в чем нет с А.И. Герценом?

-       Почему Базаров — блудный сын, по мнению Герцена.

-       В чем заключалась новая духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению с «отцами»?

 

 

Карточка 3.

«...В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впе­чатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая поверить правдивость собст­венных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произве­дении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гоня­юсь?» (И. С. Тургенев.)

-       Каким образом представлено «новое» в романе?

-       Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психоло­гическое настроение новых людей при всех их идейных различи­ях? В чем оно заключалось?

-       В каких произведениях вы встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того времени?

Карточка 4.

«...В основании сюжета «Отцов и детей» <...> лекарский сын-бедняк, плебей, нигилист — попадает в чуждую ему атмосферу дворянской культу­ры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существова­нии которых они не догадывались прежде». (В.М. Маркович)

«Роман «Отцы и дети» - это «классический образец стратегии либера­лизма». (В. Архипов)

-       Какие события романа вы считаете основными? Почему?

-       С какими, доселе не виданными проблемами сталкиваются ок­ружающие Базарова люди в связи с его появлением?

-       Как вы понимаете выражение «стратегия либерализма», приме­нительно к роману?

Карточка 5.

 «...Диалог в чистом виде — главный инструмент в оркестре тургенев­ского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются об- стоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия». (А. В. Чичерин)

«Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясно­сти и четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к опре­деленным психическим состояниям личности». (Г.Б. Курляндская)

-                      Приведите примеры четкого и ясного изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

-                      Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога исполь­зует автор?

-                      В чем проявилась чуткость автора по отношению к психическим состояниям своих героев?

Карточка 6.

«...Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направ­ления и т.д., сколько на общественно-психологические и личные черты чело­века: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а бари­на, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающе­го, убившего лучшие годы на любовь к женщине... Это вражда двух противо­положных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д.И. Овсянико-Куликовский)

-                      Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?

-                      В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль X главы в романе?

Карточка 7.

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно — почему это? Не есть ли эта небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите, что это именно так» (Максим Горький)

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни -ками.... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, us понятий, верований и предрассудков». (Д.И. Писарев.)

-                      Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой Базаров или чужой для людей из народа?

-                      Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется  вам убедительней?

-                      Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?

Карточка 8.

«Базаров не упускает случая сообщить — прямо или прозрачным намеком,— что он  - естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит

редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской,

о публицистике он так  или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность

(М. Еремин)

-                      Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

-                      Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невеже­ством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубо­ким пониманием его силы воздействия на человека?

Карточка 9.

-                      В чем смысл испытания Базарова любовью?

-                      Какие художественные детали, которые использовал автор в сце­не первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнув­шие всю силу и глубину его чувства?

-                      Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова

Карточка 10.

«...Люди, окружающие Базарова, страдают не оттого, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди...» (Д. И. Писарев)

« ...Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обра­щении с родителями, он нежно любит их.... На прямой вопрос непонятли­вого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвеча­ет: «Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу <...> сво­ему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы  никому другому,— черта, настолько удивительная в Базарове, что ка­жется едва ли не художественной ошибкой Тургенева». (Г. Вялый)

-                      Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

-                      Каковы основные моменты расхождений во взглядах отца и сына?

-                      Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

Карточка 11.

«Умереть так,  как умер Базаров,— все равно, что сделать великий подвиг. <...> Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.<...> Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает  его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непри­нужденнее, чем он был в полном здоровье». (Д. И. Писарев.)

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не посту- паются своей верой, не продаются». (Н. Сергованцев)

-Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?

-Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от

«исповедуемых  идеалов»?

-Какова  судьба взглядов Базарова в будущем?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материал для работы по закреплению изученного произведения (И.С. Тургенев "Отцы и дети")"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этот  материал представляет  собой  индивидуальные  карточки  с заданиями  по  роману И.С. Тергенева  "Отцы  и  дети".  Его  можно использовать  на заключительном  этапе  изучения произведения.  Это позволит  учащимся  порассуждать  над  прочитанным,  а  учителю понять,  насколько  усвоен  материал. В каждой карточке предлагается несколько вопросов, критерии оценивания работы  каждый учитель может продумать самостоятельно, исходя из уровня класса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3109
    • DOCX 23.1 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малясова Елена Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малясова Елена Дмитриевна
    Малясова Елена Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 41220
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек