Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМатериал для ЕГЭ ( комментарий к проблеме: проблема истинного служения делу)

Материал для ЕГЭ ( комментарий к проблеме: проблема истинного служения делу)

Скачать материал

 

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты Родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля! но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

 

                                Н.А.Некрасов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/90/Dobrolubov_1861.jpg/220px-Dobrolubov_1861.jpg

 

Проблема необходимости истинного служения своему делу

на примере жизни и деятельности Н.А.Добролюбова.

 

Одной из проблем, над которой размышляют выпускники в своих эссе, является проблема необходимости истинного служения своему делу. Русская литература, конечно, предоставляет материал для аргументов-примеров по данной проблеме, однако, анализируя её, нелишним будет вспомнить биографию и творческое наследие Николая Добролюбова. Тем более, если в 10 классе изучается русская литературная критика 19 века (я отвожу на этот материал два урока).

Таким образом, обращаясь к обозначенной проблеме, следует познакомить учащихся, во-первых, с жизнью Н.Добролюбова, во-вторых, с некоторыми его статьями (например, «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Письма из провинции»), в-третьих, предоставить учащимся для размышления и анализа выдержки из писем критика.

Интересным для изучения мне кажется следующий материал:

«Я живу и работаю  в надежде, что мои труды могут пригодиться и другим.  Нужно идти против прежних понятий и против тех, кто внушил их. Я пошел, сначала робко, осторожно, потом смелее, и наконец пред моим холодным упорством склонились и пылкие мечты, и горячие враги мои. Теперь я покоюсь на своих лаврах, зная, что не в чем мне упрекнуть себя, зная, что не упрекнут меня ни в чем и те, которых мнением и любовью дорожу я. Говорят, что мой путь - смелой правды - приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. И в самой последней крайности будет со мной мое всегдашнее, неотъемлемое утешение - что я трудился и жил не без пользы...».

(из письма В.В.Лавровскому 3 августа 1856г. СПб.)

 

 

« Миша! Милый мой друг! Письмо твое страшно. Ты весь в каком-то лихорадочном, отчаянном положении. Неужто такая полная безотрадность господствует во всем, что окружает тебя? Неужто ни души живой нет, ни одного существа мыслящего или способного к мысли не встретил ты там? Грустно верить этому, Миша. Ведь ты знаешь, что вся наша надежда на будущие поколения. Было время, и очень недавно, когда мы надеялись на себя, на своих сверстников, но теперь и эта надежда оказывается неосновательною. Мы вышли столько же вялыми, дряблыми, ничтожными, как и наши предшественники. Полное нравственное расслабление, отвращение от борьбы, страсть к комфорту, если не материальному, то умственному и сердечному, делает нас совершенно бесполезными коптителями неба, негодными ни на какую твердую и честную деятельность. Ты можешь подумать, что все это я пишу о тебе, желая упрекнуть тебя в том, что ты так упал духом. Да, пожалуй, относи и к себе все, что мной сказано: я тебя не исключаю из этой характеристики нашего поколения. Но поверь, что я никого не исключаю из нее и всего меньше себя. Разница между нами, в отношении к нашей спячке, не очень велика. Один спит 24 часа в сутки, другой -- 23 часа и 59 минут, третий 23 часа и 59 минут с половиной, с четвертью, с осьмушкой, и так далее, но поверь, что разница нейдет дальше одной минуты. При виде великих вопросов, подымаемых жизнью, при заманчивой перспективе трудной и горькой, но плодотворной Деятельности, пробуждается иногда какая-то решимость, разольется сладкое чувство человеческой, идеальной любви по всему, но все это тотчас же и замрет, не успевши выразиться даже и в слове, не только на деле. И это не только в себе замечаешь; то же самое делается и с другими».

                         (из письма М.И.Шемановскому 12 сентября 1858г. СПб.)

 

 

 

« Что ты клонишься ко сну, это совершенно понятно; но не засыпай на слишком долго... Поверь, что в жизни есть еще интересы, которые могут и должны зажечь все наше существо и своим огнем осветить и согреть наше темное и холодное житьишко на этом свете. Интересы эти заключаются не в чине, не в комфорте, не в женщине, даже не в науке, а в общественной деятельности. До сих пор нет для развитого и честного человека благодарней деятельности на Руси. Мы должны создать эту деятельность; к созданию ее должны быть направлены все силы, сколько их ни есть в натуре наше. Мы еще чисты, свежи и молоды; сил в нас много; впереди еще две трети жизни... Мы можем овладеть настоящим и удержать за собою будущее. Нечего унывать и спать... Не спи, Миша».

                          (из письма М.И. Шемановскому 23 ноября 1858г. СПб.)

 

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января 1836 года в Нижнем Новгороде. Его отец был настоятелем Верхнепосадской Никольской церкви.

Предполагалось, что после окончания духовного училища и семинарии учеба Николая будет продолжена в Духовной академии. Однако летом 1853 года 17-летний Добролюбов, приехав в Петербург, поступил не в духовную семинарию, а в Главный педагогический институт (на историко-филологический факультет). Этот выбор был не случайным, ибо в дневнике от 15 марта 1853 года он признается: «… сердце мое черство и холодно к религии».

 Есть основания полагать, что начало заболевания Добролюбова туберкулезом можно отнести к весне 1855 года. Так, в письме Колосовским (сестре матери и ее мужу) от 24 марта 1855 года он сообщает, что «… недавно простудился и недели две лежала в больнице До сих пор чувствую слабость». Анализ архивных документов Главного педагогического института (рапорт врача, отчеты по больнице и др.) позволяют утверждать, что эпидемическая ситуация по туберкулезу среди студентов была весьма неблагополучной.

Известно, что Николай Добролюбов поступил в институт в 1853 году, окончил его в 1857 году.

После периода относительного благополучия с осени 1857 года у Добролюбова отмечается ухудшение состояние здоровья. Так, 4 ноября 1857 года в письме Ф. В. Благообразовой следует его сообщение о том, что «… в прошедшем месяце был болен недели две простудой… Потом распухли все жилы на шее и образовалась свинка… Чтобы предохранить себя на будущее время от простуды, я завел себе шубу… хотя последнее время в Петербурге и не так холодно». Октябрьская простуда 1857 года не прошла бесследно. Она фигурирует и в более позднем письме от 3 апреля 1858 года А. П. Златовратскому: «Я болен уже несколько месяцев… хандрю вследствие болезни….(Заметим, что всё это время Добролюбов плодотворно работает).

Врачи рекомендуют Добролюбову поездку за границу для лечения. В апреле было получено «высочайшее» разрешение отпуска из 2-гокадетского корпуса, в котором Добролюбов преподавал. В середине мая 1860 года Добролюбов выезжает в Берлин, а затем в Дрезден, откуда пишет: «… два раза был у Вальтера, который нашел, что во мне «может развиться расположение к серьезным грудным страданиям».

Из письма Н. А. Некрасову от 8 июля 1860 года: «Грудь у меня очень расстроена… кашель усилился, горло заболело, дышать стало тяжело…. Я был очень плох… Вздумал было я раз подняться на одну из самых маленьких гор здешних, подумать, — так куда тебе — часа два откашляться и раздышаться не мог». После лечения ему стало немного лучше, Добролюбов посещает Геную, Ниццу, Флоренцию, Венецию, Неаполь, Милан, Рим, Мессину и другие города Европы (откуда постоянно пишет письма в Россию).

В письме от 28 мая 1861 года, адресованном М. А. Маркович, вновь ссылка на нездоровье, а 12 июня 1861 года Добролюбов пишет Н. Г. Чернышевскому: «…простудился… дней десять был довольно серьезно болен…».

 13 июля сообщает Н. Г. Чернышевскому: «… у меня хлынула кровь горлом». По пути из  Одессы он посетил Харьков, Москву и Нижний Новгород (обо всех впечатлениях, несмотря на угасающее здоровье, Добролюбов пишет в своём дневнике и пишет даже с юмором).  В Харькове Добролюбов встретился с бывшим студентом Главного педагогического института Л. Н. Самсоновым, который в своих воспоминаниях отмечает: «Я не узнал его: меня поразило его изможденное лицо и беспрерывный кашель».

 С момента возвращения из-за границы болезнь начинает быстро прогрессировать. Уже 15 сентября 1861 года следует сообщение тетушке (В. Ф. Благообразовой): «Как только приехал в Петербург, так и почувствовал себя хуже… и грудь болела, и кашель усилился, и приливы к голове начались…» В письме Н.А. Некрасову от 21 сентября Добролюбов пишет: «Я все в хвором расположении. Однако пишу кое-как и читаю корректуры». Последнее письмо, написанное двоюродному брату (М. И. Благообразову), датировано 5 ноября 1861 года: «Пишу в постели, вот уже с лишком месяц лежу».

По свидетельству А. Я. Панаевой, в октябре 1861 года в связи с ухудшением состояния больного Н. А. Некрасов пригласил на консультацию доктора Шипулинского, который, выслушав Добролюбова, высказал весьма пессимистический прогноз: он объявил Некрасову, что больному уже не встать. И действительно, силы Добролюбова уже не восстанавливались, с каждым днем он физически слабел, угасал, ему даже трудно было сидеть в кресле. Он больше лежал на кушетке, но продолжал работать. С начала ноября он уже не вставал с постели. В своих воспоминаниях П. И. Вейнберг, навестивший Добролюбова незадолго до его смерти, писал: «Он лежал на диване бледный, совершенно истомленный; в ногах его сидела Головочева-Панаева. Вся фигура больного выражала полное уныние и покорность судьбе, но жажда деятельности не оставляла его».

В течение октября–ноября 1861 года А. Я. Панаева самоотверженно ухаживала за Добролюбовым, который, по словам Н. Г. Чернышевского, «вверял ей свои последние мысли, умирая».

Смерть наступила в час ночи 19 ноября 1861 года. Н. А. Добролюбов был похоронен на Волковом кладбище рядом с В. Г. Белинским. И. И. Панаев писал: «Смерть соединила Добролюбова с Белинским. Белинский дождался достойного гостя…» А в двух шагах от них покоится С. Я. Надсон. Всех троих преждевременно свела в могилу «злая сухотка».

 

Работая с данными материалами по обозначенной проблеме, необходимо вспомнить стихотворение Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова», в котором поэт даёт оценку личности и деятельности Николая Добролюбова, а также обратиться к идейному наполнению образа Гриши Добросклонова, прототипом которого стал великий критик.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Материал для ЕГЭ ( комментарий к проблеме: проблема истинного служения делу)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема необходимости истинного служения своему делу

на примере жизни и деятельности Н.А.Добролюбова.

 

Одной из проблем, над которой размышляют выпускники в своих эссе, является проблема необходимости истинного служения своему делу. Русская литература, конечно, предоставляет материал для аргументов-примеров по данной проблеме, однако, анализируя её, нелишним будет вспомнить биографию и творческое наследие Николая Добролюбова. Тем более, если в 10 классе изучается русская литературная критика 19 века (я отвожу на этот материал два урока).

 

Таким образом, обращаясь к обозначенной проблеме, следует познакомить учащихся, во-первых, с жизнью Н.Добролюбова, во-вторых, с некоторыми его статьями (например, «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Письма из провинции»), в-третьих, предоставить учащимся для размышления и анализа выдержки из писем критика.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 366
    • DOCX 42.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Базарова Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Базарова Юлия Сергеевна
    Базарова Юлия Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 122007
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 626 человек

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе