Актуальность, теоретическая и
практическая значимость использования ИКТ на уроках обусловили мой выбор
методической темы.
В течение последних 3-х лет работаю над
методической темой: «Применение информационно – коммуникационных технологий
(ИКТ) на уроках русского языка и литературы».
Как учитель – словесник я поставила
перед собой следующие цели и задачи.
Цель: повышение мотивации обучения,
развитие познавательной активности учащихся, грамотности чтения, стимулирование
самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи: воспитывать у учащихся
познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой,
используя возможности компьютера, Интернета; вырабатывать умение самостоятельно
анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; формировать прочные
орфографические и пунктуационные умения и навыки; повышать эффективность урока.
Помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Информационно - коммуникационные
технологии (ИКТ)
Технологии, позволяющие искать,
обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и
из Интернета. Использование самого компьютера, самых разных программ.
Общаясь с ребятами на уроках
русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять
кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать
языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на
уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности
усвоения знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Актуальность, теоретическая и
практическая значимость использования ИКТ на уроках русского языка и литературы
обусловили мой выбор темы «Применение информационно - коммуникационных
технологий (ИКТ) на уроках русского языка литературы».
Поставила перед собой следующие цели:
1) использование ИКТ в системе учебных
и внеурочных занятий;
2) повышение эффективности урока через
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Работу свою веду по следующим
направлениям:
- использование готовых программных
продуктов (электронные пособия);
- работа
с
программами
MS Office (Word, Power Point, Excel);
- презентации с использованием программы
MS Office (Power Point, Windows Movie Maker);
- чтение художественной литературы в
электронном варианте;
- создание проектов;
- дидактические материалы;
- работа с ресурсами Интернет.
В своей работе использую готовые
программные продукты:
1. « Тесты - тренажеры» по русскому языку
5-9 класс (автоматическая подсказка в случае затруднения, восполнение пробелов
в знаниях);
2. Электронное пособие «Дистанционное
обучение. Морфология. 6 класс (для ликвидации пробелов, возникших из-за
пропуска уроков; возможность проверить полученные знания на практике);
3. «Русский язык» справочник школьника
(все определения, понятия, правила русского языка; изучение теоретического
материала в интерактивной форме);
4. «Энциклопедия русской литературы»
(помощь педагогу при подготовке к урокам, дополнительный материал по
произведениям и авторам).
Большим помощником на уроках
литературы является «Энциклопедия русской литературы», энциклопедия «Кругосвет»
(универсальная научно- популярная онлайн-энциклопедия, в которой содержаться
разделы по литературе, музыке, театру, кино), «Википедия» (свободная
энциклопедия).
Использование этих изданий, делает
уроки более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и
отношение учеников к урокам словесности в лучшую сторону.
Следующее направление - работа с
программами MS Office (Word, Power Point, Excel). Создание проектов,
презентаций, работа в программах MS Office Word, Power Point, Excel требуют от
учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения
компьютерными технологиями. С использованием программы MS Office Power Point мною
представлены презентации на уроках литературы: М.Ю. Лермонтов «Бородино»-
5 класс; КВН «Мифы Древней Греции» - 6 класс; «Н.А.Некрасов. «Русские женщины
» - 7 класс; «Романтизм в литературе » -8 класс и др. На уроках русского
языка «Слово и его лексическое значение» - 5 класс; «Порядковые числительные» -
6 класс; «Правописание наречий »- 8 класс. Работа с использованием программы MS
Office Power Point необычайно интересна. Она приводит к целому ряду
положительных эффектов:
• обогащает урок эмоциональной
окрашенностью;
• психологически облегчает процесс
усвоения;
• возбуждает живой интерес к
предмету познания;
• расширяет общий кругозор
учащихся;
• повышает эффективность работы
учителя и учащихся на уроке.
При объяснении нового материала на
уроках использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты,
видеофрагменты, виртуальные-экскурсии ( по Лермонтовским местам), таблицы и
схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология
объяснения – комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости
сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Работа с помощью программы Windows Movie
Maker. Использование видеозаписи делает урок более живым, повышает учебную
мотивацию и активность. С помощью данной программы использовано музыкальное
сопровождение к мини - спектаклю по произведению Г.Х. Андерсена « Снежная
королева» 6 класс; инсценирование произведения А.П.Чехова « Толстый и Тонкий »
7 класс. В своей практике использую показ фрагментов художественных фильмов:
«Телеграмма» -6 класс; «Судьба человека»- 7 класс; « Война и мир» - 7 класс.
Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это
первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства,
заставляет переживать, будит воображение.
Хорошо продуманный и обсужденный с
учителем материал доклада ученика, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на
слайдах иногда вполне может заменить объяснение учителя или работу с текстом. В
этом случае, конечно, учитель должен оказать помощь в создании презентации.
Общеизвестно, что эффективность
обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом
процессе. В чем же состоит эта активность?
Ведущим мотивом в жизни и деятельности
подростков является самовыражение в среде сверстников. Это можно сделать,
применив современные педагогические технологии. Повысить активность учащихся
помогает метод проектов.
Школьных проектов может быть
большое разнообразие. Это проекты теоретического и практического типа. В своей
деятельности использую следующие виды:
• исследовательский проект (может
быть представлен в виде презентации по творчеству писателя.)
• проект – выставка (произведения
писателей, иллюстрации к уроку по творчеству писателей).
Проекты создаются при помощи
программ Microsoft Power Point, в текстовом и графическом редакторе. Имея
компьютер, используя текстовый редактор Word, учитель имеет неограниченные
возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все
особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих
уроков печатаю тестовые задания, карточки и так далее. Эффективность урока в
случае использования печатных материалов повышается вдвое: за урок можно не
только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические
навык.
Урок невозможно представить без хорошо
сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов. Можно
заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной
последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например,
разместить иллюстрации .
Много дополнительного материала
можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и
дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Средства
коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами
во всем мире. Интернет – универсальный источник педагогической и методической
научной информации.
Подготовка уроков с применением
информационно компьютерных технологий помогает учителю постоянно развиваться
самому и повышать свой уровень; позволяет обеспечить качественное улучшение
результатов учебной деятельности при разумном объединении накопленного
методического опыта и современных информационных технологий. Имидж современного
учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда
учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится
незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим
эффективность и качество. Применение компьютерных технологий позволяет:
• наполнить уроки новым
содержанием;
• развивать творческий подход к
окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы
информационной культуры;
• прививать навыки рациональной
работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в
освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Введение ИКТ в учебный процесс расширяет
возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые
позволяют решать лингводидактические проблемы:
1) совершенствование организации
преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым
учащимся);
2) ИКТ могут помочь в ликвидации
пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
3) повышение продуктивности
самоподготовки учащихся после уроков;
4) ускоряется тиражирование и доступ
ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
5) возможность собрать данные по
индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет
полной, регулярной и объективной.
Использование ИКТ на уроках значительно
повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более
продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом
материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не
отстать от времени и от своих учеников. Я строю свои уроки таким образом,
чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным
и интересным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.