ГБОУ СОШ № 1399 СЗОУО г. Москвы
Предметная неделя начальной школы
Открытый
урок
Урок
математики в 1 классе «А»
УМК
«Перспектива»
Тема:
«Равные фигуры».
Тип
урока: ОНЗ.
Учитель: Андрейчук В.В.
(высшая квалификационная категория)
11 декабря 2014 г.
Урок математики УМК «Перспектива»
1 класс «А» учитель Андрейчук В.В.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Равные фигуры».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение анализировать, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку, выражать в речи
результаты этих операций.
Предметные:
1) Сформировать
представление о равных фигурах.
2) Сформировать опыт
обоснования равенства фигур различными способами.
3) Тренировать навыки
счета в пределах 9.
Оборудование
1) Раздаточные
материалы:
Карточки с
геометрическими фигурами
Калька формата А 5 на
каждого ученика;
Шаблон ключика.
2) Презентация
Литература
·
Л.Г. Петерсон
«Математика 1 класс Методические рекомендации к учебнику»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске открыта поговорка «Книга- книгой, а своим
умом двигай»
-
Прочитайте поговорку.
-
Как вы ее понимаете? (Для
того, чтобы что-то узнать, всегда можно воспользоваться книгами, учебниками, но
лучше пытаться додуматься самому.)
-
У всех ли получается
делать «открытие» самому?
-
Как же вы делаете
«открытие»? (Нужно сделать два шага – понять, что еще не знаешь, и постараться
самому построить способ.)
-
Какие шаги вы должны
выполнить, чтобы определить, что вы не знаете? (Ответы детей с опорой на
эталон.)
-
Нужно ли вам тренироваться
в «открытии» нового знания? Объясните.
-
Вы раньше работали с
геометрическими фигурами? (Ответы детей.)
-
Сегодня на уроке вы
продолжите работать с геометрическими фигурами. А сопровождать вас на уроке
будет ваш гость – Гномик.
(СЛАЙД 1)
2. Актуализация знаний.
С чего надо начать работу? (С повторения.)
-
Гномик пришел к вам с не
пустыми руками. Он принес геометрические фигуры.
Открываю на доске задание 1 (СЛАЙД 2)
-
Какие геометрические
фигуры вы видите? (Круги, треугольники, квадраты.)
-
Что общего у этих фигур?
(Все эти фигуры плоские.)
- По каким
признакам можно разбить эти фигуры на группы?
(По форме, по
цвету, по размеру.)
Разбейте эти
фигуры по цвету и запишите выражение.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА
С КОММЕНТИРОВАНИЕМ
-
Какие группы вы получили?
(Группа красных фигур и группа зеленых фигур.)
-
Какое вы составили
выражение? (3 + 4.)
-
Что мы находим этим
выражением? (Все количество фигур.)
-
Какие еще можно было
составить выражения? (4 + 3, 7 – 3, 7 – 4.)
Аналогично
разбиваются фигуры и составляются выражения по признаку «размер».
-
Разбейте данные фигуры по
форме.
Один учащийся
разбивает фигуры по форме у доски.
-
Сколько групп вы получили?
(3.)
-
Какие? (Квадраты, круги и
треугольники.)
-
Составьте выражение, с
помощью которого можно узнать число квадратов. (7 – 2 – 2.)
-
Что вы сейчас повторили?
(Мы повторили названия плоских геометрических фигур, разбиение фигур на группы
по разным признакам, составление выражений.)
-
Все, что вам сегодня
будет необходимо вы повторили.
Убираю все
фигуры с доски кроме квадратов, к данным квадратам добавляю еще один квадрат,
чуть меньше больших
(СЛАЙД 3)
Все квадраты
обозначены буквами.
Открываю
тему урока.
(СЛАЙД 4)
Учащиеся самостоятельно
выполняют задание.
3. Выявление причины затруднения.
4. Проблемное изложение нового знания.
-
Какова же цель дальнейшей
деятельности?
-
(«Открыть», какие фигуры
называются равными.)
В конвертах у вас
есть листы. Рассмотрите полученные листы. Что особенного в этой бумаге? (Она
полупрозрачная.)
-
Как называется эта бумага?
(Калька.)
-
Подумайте, как калька
может вам помочь? (Мы наложим лист кальки на одну из фигур, обведем ее, а потом
полученное изображение будем накладывать на каждую фигуру, сделаем вывод.)
-
(СЛАЙД 5)
План
1) Наложим.
2) Обведем.
3) Наложим.
4) Сделаем вывод.
-
Выполните эту работу самостоятельно.
Учащиеся
самостоятельно с помощью кальки определяют равные фигуры.
-
Итак, какие фигуры
оказались равными? (Фигура А = фигуре Б.)
-
Почему другие фигуры не
равные? (Изображение на кальке не совпало с фигурой.)
-
Проверьте ваш вывод на
фигурах, которые на доске. Нужна ли в этом случае калька? (Нет, можно фигуры
наложить друг на друга.)
-
Давайте проверим это.
Один из учащихся
методом наложения определяет равные фигуры на доске. Делается вывод, что фигура
А = фигуре Б.
-
Когда фигуры называются
равными? (Фигуры называются равными, если при наложении совпадают.)
-
Когда фигуры не равные?
(Фигуры неравные, если при наложении не совпадают.)
-
Что помогает найти равные
фигуры? (Калька.)
-
В каких случаях калька
помогает? (Если фигуры нарисованы, их нельзя наложить.)
-
Где можно проверить вывод?
(В учебнике.)
-
Откройте учебник на стр.
38 прочтите определение.
-
Какой вывод вы можете
сделать?
-
(Мы сделали верное
открытие.)
Учащиеся хором
читают определение равных фигур.
На доску
вывешивается таблица
-
Смогли вы преодолеть
затруднение? (Да.)
-
Что позволяет вам
открытие?
-
(Мы теперь можем находить
равные фигуры.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
-
Найдите № 2 (учебник ) на
стр. 38
Задание
выполняется фронтально с проговариванием.
-
Найдите равные фигуры.
-
Посмотрите на это задание,
что вы заметили? (Фигуры состоят из клеток.)
-
Как это может помочь? (Мы
можем определять равные фигуры без кальки, путем подсчета клеточек.)
-
Для чего вы можете
использовать кальку? (Для самопроверки.)
-
(СЛАЙД): е= з д=ж
-
А как убедиться в том, что
вы хорошо поняли и не допускаете ошибок?
-
(Нужно выполнить
самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
№ 1 (рабочая тетрадь), стр. 39.
На выполнение
задания отводится 2–3 минуты.
-
Проверим.
-
(СЛАЙД): б=г, в=д
-
У кого есть ошибки? В чем
они? (Ответы детей.)
-
Сделайте вывод.
-
(Нам необходимо
потренироваться в определении равных фигур.)
-
У кого нет ошибок?
Сделайте вывод. (Ответы детей.)
-
№ 2 в рабочей тетради-
стр. 39 построить одну из фигур
7. Включение в систему знаний и повторение.
-
Гномик хочет понаблюдать,
как вы умеете составлять выражения.
-
Найдите номер № 5
(РТ) на странице 40 .
Задание
выполняться фронтально с комментарием,
Для отработки
вычислительных навыков № 4 (РТ), № 6 (РТ), стр. 38.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Как вы заканчиваете урок?
(Анализируем свою работу.)
-
Какую цель вы ставили
перед собой? («Открыть», какие фигуры называются равными.)
-
Достигли ли вы цели?
-
Оцените свою работу на
уроке. Гномик принес вам в подарок ключик.
Раздаю
учащимся шаблон ключика
-
Это волшебный ключик, он
пригодится на следующем уроке. Но сейчас вам нужен такой же. Как его получить?
(Нужно обвести ключик на бумаге.)
-
Обведите этот ключик в
тетрадях.
Учащиеся обводят
ключик по контуру.
-
Раскрасьте ключик зеленым
цветом, если удалось сделать «открытие» и затруднений не возникало. Раскрасьте
желтым цветом, если вы сделали «открытие», но столкнулись с затруднениями.
Раскрасьте красным цветом, если вам не удалось сделать «открытие», вы не добыли
новое знание.
Рефлексия
оценивания.
-
В чем возникали трудности
на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.