Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Мукшинская
средняя общеобразовательная школа
Конспект
урока
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – Я ИДУ ИСКАТЬ»
Мастерская построения
знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые
согласные в корне слова».
Автор: Абросимова Валентина
Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ
Мукшинская СОШ,
Якшур-Бодьинского
района УР
Мукши-2015
«РАЗ,
ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – Я ИДУ ИСКАТЬ»
Мастерская построения
знания по русскому языку в 3 классе по учебной теме: «Непроизносимые
согласные в корне слова».
Цели мастерской:
- построение
знаний по орфограмме «Непроизносимая согласная в корне слова»;
- формирование
орфографической зоркости, умение находить эту орфограмму;
- развитие умение
работать в группе, умение применять коллективное решение и оценивать
собственный ответ.
Ход мастерской.
1.
В качестве индуктора проведем игру «Спрячь предмет».
Описание игры: выбираем ведущего. Он выходит из класса или
отворачивается. Учитель прячет булавку кому-то из учеников. Дети начинают
хлопать в ладоши, ведущий начинает искать булавку, с приближением к цели ребята
начинают хлопать сильнее, ведущий отыскивает булавку.
2.
Затем группа обговаривает каким образом, по какому признаку
ведущий нашел булавку. (Идет социоконструкция и социализация).
3.
Предлагается прочитать фрагмент из повести Л. Гераскиной «В стране
невыученных уроков» (Приложение № 1). Витя Перестукин обдумал свое положение и
нашел выход.
4.
Группы получают карточки (Приложение № 2). Посмотрите внимательно,
а здесь что от нас спряталось, что мы будем искать. Пусть сейчас каждый
подумает, а затем обсудите в группах и общее решение скажите перед классом. (Идет
самоконструкция, социоконструкция и социализация).
5.
Разделите слова на карточках на две группы. Обговорите принципы
разделения слов и свое решение обнародуйте. (Идет социоконструкция и
социализация).
6.
Обговорите способ обнаружения «спрятавшихся» букв в первой группе.
Докажите. (Дети знают орфограмму парные согласные в середине слова и легко
выдадут способ ее проверки: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй).
7.
Попробуйте этот способ проверки на словах второй группы слов.
Ребята проверяют (Идет социоконструкция и социализация).
8.
Проверьте ваш способ проверки на словах карточки (Приложение
№ 3). Поделитесь впечатлениями. Возникли ли у вас какие-то вопросы? (Работа в
группах, социализация).
9.
Значит, ищем другой способ. (Обращение к культурному аналогу: к правилу
как проверить непроизносимую согласную. Текст в учебнике).
10. Произнесите в группах
вслух слова второй группы, а также слова из Приложения № 3. Что вы
почувствовали? (Идет социоконструкция и социализация).
11. Найдите признак,
закономерность, при каких обстоятельствах звуки
[т] и [д] «молчат» (стечение согласных -здн-, -стн-). (Идет социоконструкция и
социализация).
12. Соотношение с
культурным аналогом. (Приложение №4).
13. Прочитайте слова
на карточках (Приложение №5). Что можете сказать о них, возникли ли у вас
какие-то вопросы? (Вкус.ный, чудес.ный, прекрас.ный, опас.ный, ужас.ный).
Обговорите, сделайте вывод. (Идет социоконструкция, социализация).
14. Вам даны
слова, прочитайте их, проанализируйте и разделите слова
на две
группы, затем вывесьте карточки на доске.
(Идет самоконструкция,
социализация).
15.Возьмите следующий конверт со словами. К
какой группе слов отнесете данные слова? Сделайте вывод. Приложение
№7. (Идет самоконструкция, социализация).
16.
Рефлексия. Нарисуйте орфограмму «Непроизносимая согласная».
Приложение №1.
На черной доске
исчезло слово «собака» и появилось слово «со.нце».
-Какая буква
пропущена? – спросил Вопросительный.
Я прочел еще раз
«со.нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же
вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как
сумасшедшая. Восклицательный ломал ручки и плакал. Глагол хмурился все больше
и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно. «В самом
деле, как пишется слово «со.нце?»- думал Витя.
Приложение №2.
Звез.ный, улы.ка,
грус.ный, кру.ка, трос.ник, мес.ный, окрес.ный, но.ка, шу.ка.
Приложение №3.
Чес.ный,
хрус.нула, прелес.ный, доблес.ная.
Приложение №4.
В русском языке
много слов, в которых есть подряд 3 согласных звука
[стн], [здн] и
другие, один согласный звук не произносится. Такие согласные звуки называются
непроизносимыми.
Приложение №5
Вкус.ный,
прелес.ный, чудес.ный, ужас.ный, опас.ный, интерес.ный
Приложение №6.
Трос.ник,
хрус.нул, вкус.ный, окрес.ность, радос.ная, напрос.но, интерес.но, хвас.ливый,
опас.но.
Приложение №7.
Чу.ство,
праз.ник, лес.ница, праз.ничный.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.