Основы цветоведения
Цели:
- познакомить учащихся с основами
цветоведения;
- дать понятия цветового круга, основных,
составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов,
светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
- научить показывать ограниченной палитрой
вариативные возможности цвета;
- научить находить гармоничные цветовые
сочетания;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать творческую фантазию.
Зрительный ряд: презентация, учебник 6 класс
«Искусство в жизни человека»
Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши,
листы бумаги формата А4, репродукции сказок.
Словарь: основные цвета, составные цвета,
дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота,
насыщенность цвета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие
II. Сообщение темы урока
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное
зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет
на чувства, состояние, настроение людей. Например, красный цвет – это символ
Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром,
теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет
чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой,
безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения
физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все
«ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
III. Изучение нового материала
1. Сведения о цветоведении.
Цветоведение– наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен
быть знаком художник, имеющий дело с красками.
Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на группы. Одну
группу составляют ахроматические цвета: черный белый и все серые
(от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета. К
другой группе относятся хроматические
цвета — все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый,
синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются
в такой последовательности.
Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более
похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это
позволило расположить спектральные цвета по кругу. Посмотрите, как это красиво!
В учебных целях очень удобно пользоваться таким цветовым кругом, мы с вами еще
убедимся в этом много раз. Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового
круга и попытайтесь их назвать. Понятно, что между красным и оранжевым будет
красно-оранжевый, между желтым и оранжевым — желто-оранжевый и так далее между
каждой пapoй цветов. Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и
холодную.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в
которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет
солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые,
сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами.
Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно
холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно
получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это — красный, желтый и синий
цвета. Они расположены в центре цветового круга и образуют
треугольник.
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно
называютсоставными или
производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но
дальше от центра. Это: оранжевый,
зеленый и фиолетовый цвета.
Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета,
можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину
фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий
цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет
зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной
яркости цвета.
Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть
много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и
других цветов.
Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого
красного будет желто-зеленый.
Мы познакомились с цветовым кругом из 12 цветов, а можно составить
такой круг из 24 цветов. Подобный цветовой круг позволяет точнее определить
оттенки дополнительных цветов, их пары. Назовите все оттенки этого цветового
круга. У каждого цвета
есть три основных свойства: цветовой
тон, насыщенность и светлота.
Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контраст.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых
предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным
цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый,
вишневый, сливочный и т. д.
Легко догадаться, что цветовой
тон определяется названием
цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.
Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении
различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности.
Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического
цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет
меркнуть, изменится его насыщенность.
Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки,
независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить,
какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в
него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый —
салатовым и т. д.
Светлота —
качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не
следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).
У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать
светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда
говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду
светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой,
светло-сиреневой, словом самой разной.
Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные,
характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что
одни цвета темнее, а другие светлее.
Любой хроматический цвет может быть
сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.
IV. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Многие из вас не раз прочитали
сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того
фантастического мира: «...путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого
цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами.
...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом... Блеск
Изумрудного города ослепил путников... По бокам улицы возвышались великолепные
дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была
из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители
города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все
было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными
лучами».
Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на
палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для
овладения вами приемов колористических решений.
V. Практическая работа
Задание. Выполните цветового круга
VI. Итог урока
1. Выставка работ.
2. Заключительное слово учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.