Инфоурок Литературное чтение СтатьиМастер-класс на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»

Мастер-класс на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»

Скачать материал

Мастер-класс на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»

 

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Данный   подход  осуществляется на различных этапах урока. Я хочу рассказать о некоторых  приемах работы, которые использую на этапе закрепления и обобщения полученных знаний.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

После чтения  произведения учащимся предлагается построить события, цитаты, отрывки из текста, ключевые слова в логической последовательности.

Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Затем проходит обсуждение результатов работы. Так же возможна проверка этого задания по эталону. Данный прием помогает при подготовке пересказа.

Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах листочки, на которых записан цитатный план рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части.

 «Вы выливаете разную гадость за окно!» 

 «Видеть не могу манную кашу!»

 «Ты это запомнил на всю жизнь?»

 «А я остался с кашей наедине».

 «Ты должен съесть всё до дна!»

         Давайте проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, название первой части.

1.     «Видеть не могу манную кашу!»

Кто прочитает название второй части?

2. «Ты должен съесть всё до дна!»

Проверка такого задания возможна по эталону. Проверьте себя, верно ли вы восстановили цитатный план.

 

3. «А я остался с кашей наедине».

4. «Вы выливаете разную гадость за окно!» 

5. «Ты это запомнил на всю жизнь?»

Прием  «Ловушка»

После работы над произведением, учитель читает из него отрывок (текста), заменяя некоторые слова и выражения. Учащиеся выступают в роли учителей, замечают и исправляют ошибки.

Предлагаю вам найти и исправить ошибки в отрывке из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого черного (синего) моря;
Они жили в ветхой избушке (землянке)
Ровно двадцать (тридцать)лет и два (три) года.
Старик ловил удочкой (неводом) рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Этот прием можно использовать и для работы в парах.

Прием «Поиск информации»

Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста. Это задание выполняется в группах.

Представьте, у нас идет обобщающий урок по разделу «Уж небо осенью дышало» (3 класс, УМК «Планета знаний»).

Вашему вниманию предлагается текст. (читаю текст) Он записан у вас на листочках.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. В этот день капитан-паук спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной. Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил  у сгнившей лесной избушки  настоящий подарок. Это были недосмотренные грибы, среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос.

 

Найдите и подчеркните в тексте  названия или первые строки знакомых вам произведений, в скобках укажите авторов.

Названия каких произведений или первые строки из них вы подчеркнули? Каких авторов записали?

Есть в осени первоначальной хрустальный день (Михаил  Пришвин). В этот день капитан-паук (М.М. Пришвин) спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной (Иван Алексеевич Бунин). Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил  у сгнившей лесной избушки (Николай Рубцов) настоящий подарок (К. Паустовский). Это были недосмотренные грибы (М.М. Пришвин), среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос (Константин  Паустовский).

Проверьте себя.

Проверить выполнение данного задания можно коллективно, обсуждая результаты работы, а можно предложить учащимся сделать это самостоятельно, используя учебник.

Игра «Литературное домино»

Обобщающий урок литературного чтения по определенному разделу  может быть завершен игрой «Литературное домино». На карточках размещаются имена писателей, названия произведений,  литературные цитаты, имена героев, их характеристики и т. д.

В создании карточек к данной игре ученики принимают активное участие. Играть можно как всем вместе, так и в группах. Для игры в группах используются карточки меньшего размера.

Расставляя карточки, учащиеся поясняют свой выбор.

Вашему вниманию предлагаю игру «Литературное домино» по разделу  «Писатели о детях и для детей» (2 класс, УМК «Планета знаний»).

Я ставлю первую карточку, а вы подберите следующую, поясняя свой выбор.

(Николай Н. Носов «Фантазеры», Виктор Ю. Драгунский «Друг детства», Лев Н. Толстой «Косточка», Валентина А. Осеева «Волшебное слово»,  Аркадий П. Гайдар «Совесть»)

В.А. Осеева

плюшевый мишка

В.Ю. Драгунский

«Совесть»

тяжело на сердце

Мишутка и Стасик

«Фантазеры»

Ваня

схватил и съел

Павлик

«Волшебное слово»

боксер

«Друг детства»

Нина

А.П. Гайдар

летал на луну

Н.Н. Носов

«Косточка»

Л.Н. Толстой

пожалуйста

Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения способствует:

Ø развитию познавательных способностей младших школьников;

Ø поддержанию интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

Ø повышению эффективности восприятия информации учащимися;

Ø формированию умения работать как самостоятельно, так и  в сотрудничестве с другими (в парах, в группах).

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения – это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.02.2018 546
    • DOCX 27.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черникова Надежда Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черникова Надежда Алексеевна
    Черникова Надежда Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19670
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 391 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 54 регионов

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона