«Нация, которая научит своих детей рисовать
в той же мере, как читать, считать и писать,
превзойдет все другие в области наук,
искусства и ремесел».
Д. Дидро.
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе
является развитие личности учащегося путем формирования его сложного
внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире
вокруг (цель абсолютного большинства школьных предметов) и развитие
эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.
Интеллектуальное и духовное развитие это сложный, многогранный процесс, и в нем
немалую роль играют уроки изобразительного искусства. Такие уроки не только
развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также
помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся
общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно
ориентированного обучения.
Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и
делать их активными участниками творческого процесса.
В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с
искусством. Каким должен стать урок, как лучше вести себя педагогу, как
подвести ребенка к пониманию своей деятельности, чтобы урок стал личностно, значим
для него, переживаем, интересен?
Распространенным становится мнение, что преподавание предметов искусства это
своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает
учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и
образования.
Ответом решения образовательных и воспитательных задач по праву можно назвать
арт-педагогику - новое направление в системе воспитания школьников через
искусство и художественно- творческую деятельность.
Эти задачи и решает в системе образования арт-педагогика. Подобные занятия
также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и
приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют
возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку
коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают
воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех!
Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру,
желание творить. Помочь поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи,
эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.
Программа, по которой я работаю – программа Б.М.Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд». В своей работе как учителя применяю следующие
техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная
арт-педагогики, сказкотерапия и другие. Хочется отметить, что все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Применение различных артпедагогических
методов дает возможность более основательно понять детей, поскольку рисунки
отображают их эмоциональное состояние. Рисунки отличаются высокой степенью
творческого воображения, оригинальностью и неповторимостью. Подобные результаты
достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет
построения самого урока.
Структура урока: вводная часть, изобразительная работа, обсуждение. В водной
части урока использую релаксирующие упражнения. В условиях школьной жизни дети
часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и
раздраженными. Этому способствуют напряженная поза детей во время урока,
ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция и многие
другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое
самовыражение. Поэтому, если обеспечить детям возможность расслабиться перед
выполнением творческого задания, это принесет пользу всем. Для расслабления
большое значение имеет дыхание. Поэтому дыхательные упражнения завершают
вводную часть занятия. Для разнообразия такие упражнения можно сопровождать
позитивными образами: «С каждым вдохом вы вдыхаете в себя только хорошее и с
каждым выдохом выдыхаете плохое. Пусть хорошего войдет в вас много – много, а
все плохое выйдет без остатка…» В вводную часть можно включать музыку. Характер
определяется содержанием основной части занятия.
Затем следует этап подачи текста направленного воображения. Тексты (фантазии,
описания, путешествия) предлагаются в качестве внешних рамок повествования,
которые ученик наполняет собственным содержанием. Их может разработать сам
учитель, опираясь на собственные эмоциональные впечатления, или использовать
подходящую прозу, медиативные сказки, метафоры, истории других авторов,
несколько изменяя текст в соответствии с контингентом учащихся, их количеством,
степенью восприятия.
Таким образом, дается множество «подсказок». Многие дети нуждаются в таких
предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. После окончания
направленного формирования образов по определенной теме следует этап рисования.
Рисование, как правило, завершается обсуждением. «Вы создали свои произведения,
а теперь продемонстрируйте их у доски».
«Теперь просим к доске тех, кому понравилось работать холодными цветами».
«Необычное в обычном» - рассказы детей о своей работе. Формы рефлексии
варьируются в зависимости от типа урока или мероприятия, их целей и
поставленных задач.
Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу
одноклассников.
Артпедагогические методы и технологии:
• метод направленной фантазии (Развивает воображение, фантазию и творческое
мышление),
• образно – символическое рисование (Развивает образное мышление),
• совместная изобразительная деятельность (Помогает ученикам приобрести
коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе).
Техника «В лабиринте линий» - задание на воображение. Найти в лабиринте
случайно проведенных карандашных линий затаившиеся фигурки людей и проявить их.
Техника «Коллаж» - выполнение коллективных проектов очень увлекает ребят. В
арсенале художественных материалов используется цветная бумага, красочные
журналы. Применение этих средств помогает ребятам «снять» комплекс «я не умею
рисовать» и содействует приобретению коммуникативных навыков.
Применение различных пластичных материалов (глина, пластилин,
тесто)целесообразно использовать наряду с красками
Техника «Веселые кляксы» - используя отпечатки краски различных цветовых тонов
(акварель, гуашь) на бумаге, выполненные ладонями и пальцами рук, ребята пытаются
создать композицию – образ.
Урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а,
взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в
искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без
наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. Изучение и использование
учителем основ различных видов арт-педагогики является важным фактором
повышения психолого-педагогической эффективности уроков, как для начальных, так
и для учащихся средней общеобразовательной школы.
В арт-педагогике заключен мощный потенциал, актуализация которого позволяет
кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания,
развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и
эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке.
Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать
процесс интеграции научных и практических знаний, что снижает учебную
перегрузку детей. Как показывает практика, по сравнению с занятиями,
проводимыми по традиционным методикам, уроки, включающие арт-педагогические
технологии, дают больший воспитательный, развивающий, обучающий эффект.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.