Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыМастер-класс :"Арт-педагогика через искусство и художественно- творческую деятельность. "

Мастер-класс :"Арт-педагогика через искусство и художественно- творческую деятельность. "

Скачать материал

«Нация, которая научит своих детей рисовать

в той же мере, как читать, считать и писать,

превзойдет все другие в области наук,

искусства и ремесел».

Д. Дидро.


Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных предметов) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки изобразительного искусства. Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно ориентированного обучения.

Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса.

В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Каким должен стать урок, как лучше вести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности, чтобы урок стал личностно, значим для него, переживаем, интересен?

Распространенным становится мнение, что преподавание предметов искусства это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования.

Ответом решения образовательных и воспитательных задач по праву можно назвать арт-педагогику - новое направление в системе воспитания школьников через искусство и художественно- творческую деятельность.

Эти задачи и решает в системе образования арт-педагогика. Подобные занятия также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Программа, по которой я работаю – программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». В своей работе как учителя применяю следующие техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия и другие. Хочется отметить, что все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Применение различных артпедагогических методов дает возможность более основательно понять детей, поскольку рисунки отображают их эмоциональное состояние. Рисунки отличаются высокой степенью творческого воображения, оригинальностью и неповторимостью. Подобные результаты достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет построения самого урока.

Структура урока: вводная часть, изобразительная работа, обсуждение. В водной части урока использую релаксирующие упражнения. В условиях школьной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза детей во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Поэтому, если обеспечить детям возможность расслабиться перед выполнением творческого задания, это принесет пользу всем. Для расслабления большое значение имеет дыхание. Поэтому дыхательные упражнения завершают вводную часть занятия. Для разнообразия такие упражнения можно сопровождать позитивными образами: «С каждым вдохом вы вдыхаете в себя только хорошее и с каждым выдохом выдыхаете плохое. Пусть хорошего войдет в вас много – много, а все плохое выйдет без остатка…» В вводную часть можно включать музыку. Характер определяется содержанием основной части занятия.

Затем следует этап подачи текста направленного воображения. Тексты (фантазии, описания, путешествия) предлагаются в качестве внешних рамок повествования, которые ученик наполняет собственным содержанием. Их может разработать сам учитель, опираясь на собственные эмоциональные впечатления, или использовать подходящую прозу, медиативные сказки, метафоры, истории других авторов, несколько изменяя текст в соответствии с контингентом учащихся, их количеством, степенью восприятия.

Таким образом, дается множество «подсказок». Многие дети нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. После окончания направленного формирования образов по определенной теме следует этап рисования. Рисование, как правило, завершается обсуждением. «Вы создали свои произведения, а теперь продемонстрируйте их у доски».

«Теперь просим к доске тех, кому понравилось работать холодными цветами».

«Необычное в обычном» - рассказы детей о своей работе. Формы рефлексии варьируются в зависимости от типа урока или мероприятия, их целей и поставленных задач.

Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу одноклассников.

Артпедагогические методы и технологии:

• метод направленной фантазии (Развивает воображение, фантазию и творческое мышление),

• образно – символическое рисование (Развивает образное мышление),

• совместная изобразительная деятельность (Помогает ученикам приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе).

Техника «В лабиринте линий» - задание на воображение. Найти в лабиринте случайно проведенных карандашных линий затаившиеся фигурки людей и проявить их.

Техника «Коллаж» - выполнение коллективных проектов очень увлекает ребят. В арсенале художественных материалов используется цветная бумага, красочные журналы. Применение этих средств помогает ребятам «снять» комплекс «я не умею рисовать» и содействует приобретению коммуникативных навыков.

Применение различных пластичных материалов (глина, пластилин, тесто)целесообразно использовать наряду с красками

Техника «Веселые кляксы» - используя отпечатки краски различных цветовых тонов (акварель, гуашь) на бумаге, выполненные ладонями и пальцами рук, ребята пытаются создать композицию – образ.


Урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. Изучение и использование учителем основ различных видов арт-педагогики является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности уроков, как для начальных, так и для учащихся средней общеобразовательной школы.

В арт-педагогике заключен мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний, что снижает учебную перегрузку детей. Как показывает практика, по сравнению с занятиями, проводимыми по традиционным методикам, уроки, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий, обучающий эффект.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс :"Арт-педагогика через искусство и художественно- творческую деятельность. ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных предметов) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки изобразительного искусства. Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно ориентированного обучения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 526
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 857
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.05.2020 660
    • DOCX 36.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колотий Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колотий Мария Викторовна
    Колотий Мария Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67814
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек