Мастер- класс: «Я жалею о том, что не видел лица всей
земли» или «Система самостоятельных работ на уроках географии как средство
достижения предметных и метапредметных результатов ФГОС».
Каждый человек рожден мечтателем и
путешественником. В детстве, читая книги Жюля Верна, Обручева, Ферсмана, мы
стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег: мир дальних
стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать
участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки
Р.Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей
Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен ,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен.И в начале весны голубеют
фиалки в Париже.
Теперь я знаю: возможность сделать
открытие есть у каждого. И сделать это возможно через уроки географии.
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
География как учебная дисциплина
обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества
личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи,
склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс
познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать,
рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы
вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в
общеобразовательной школе.
Но одна из важнейших задач, решаемых мною,
как учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и
формировать у обучающихся умения (познавательные, практические) применять
географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный
подход. (Компетентностный подход - это совокупность общих принципов
определения целей образования, отбора содержания образования, организации
образовательного процесса и оценки образовательных результатов.)Так построить учебный
процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали
действенными.
Как же это воплотить практически?
Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: знакомство
с элементами, методами и приемами развития деятельностного подхода в процессе
изучения географии, с приемами организации проблемно-поисковой деятельности, а
также применение
знаний на практике.
- Задача современного учителя – подготовить ученика,
умеющего ориентироваться в любой ситуации.
Речь идет о способности учащихся к творческому
мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
1.- Попробуем воплотить это
практически.
- Я
предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагентство «Глобус» и в
рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро пожаловать. Сегодня
у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть
что-то свое, своя изюминка.
-
Представьте себя жителями, например Бразилии, которые выбирая маршрут для
туристической поездки, увидели клип о городе Новосибирске (Клип «Мой Новосибирск»).
-
Что могло удивить вас – жителей Южной Америки, - в клипе о
нашем городе?
Мнения…
- Образ Столицы
Сибири для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы:
матрешка, березка, медведь, нефть)
- Замечательно! А
какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы
– сибиряки можем заинтересовать иностранных туристов?
Мнения ….
- У вас есть
сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаю прием
«Самое, самое»
Работаем в парах.
Выполните задание. Три минуты на выполнение.
1. Самое крупное в
Сибири (территориально и численно) собрание животных. (Новосибирский зоопарк)
2. Самый
протяженный в мире мост через реку Обь (Метромост)
3. Самое большое
театральное здание России? ( Новосибирский академический театр оперы и балета)
4.Самая крупная
река, протекающая по территории Западной Сибири? (Обь)
5. Мост через Обь, арка которого имеет самый длинный пролет (высотой
70 метров с 380-метровым основанием ) (Бугринский мост)
6. Крупнейшее за Уралом отделение Российской академии наук.
(СО РАН)
2.
- Один древний
философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и
трижды...»
Только
я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро.
-
Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
каждая группа по очереди отгадывает.
1.
Франция.
2.
Англия
3. Египет
4.
Бразилия
5.
Испания
6. Япония
3. Вернемся
в наше агентство.
-Внимание на слайд: сегодня наше агентство готово представить
несколько туров. (на слайде
названия достопримечательностей)
-На экране будут представлены достопримечательности города,
которые вы сможете посетить, а вы соответственно назовете тот город, о котором
говорят достопримечательности.
1.Метромост, Театр оперы и балета, Новосибирский зоопарк– Новосибирск.
2. Исаакиевский собор, Кунсткамера, Эрмитаж- С-П
3. Кремль, МГУ, ВДНХ – Москва
4. Красная поляна – Сочи
- Уважаемые коллеги, мы с вами успешно справились с этапом
самоконструкции, который был организован при помощи приема «Помню все». Этот прием способствует формированию
универсальных учебных действий и водворению необходимой информации из
долговременной памяти.
-Я на уроках географии могу использовать этот прием следующим
образом: слово-объект.
- А как вы можете его использовать на своих предметах? (анг. яз.: слово-перевод).
- На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции.
- Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»?
4. Наше агентство готово предложить два варианта путешествия –
два тура по материкам, которые вы видите на экране. Вам выпал шанс совершить
путешествие на один из этих материков. Выберите карточку с названием материка,
на который вы отправитесь. Пожалуйста!
(Участники вытаскивают карточки, таким образом, формируется две
группы)
1 группа – Австралия
2 группа – Африка
Карточка
1
группа Африка
|
2
группа Австралия
|
1. Из 10 объектов выберете 5
объектов, которые являются визитной карточкой материка.
2. Аргументируйте свой выбор
|
1.
Из 10
объектов выберете 5 объектов, которые являются визитной карточкой материка.
2.
2. Аргументируйте
свой выбор
|
|
|
- Такой прием «Выбор» используется при делении класса
на поисково-исследовательские группы.
- Задача каждой группы выбрать достопримечательности материка,
которые им придется посетить в течении тура.
(Участники работают в группах )
- А пока вы думаете, я вас оставлю
на минутку, чтобы пообщаться с другими нашими потенциальными клиентами.
- Данный прием позволяет применить на
практике знания, полученные на уроках географии о природных зонах,
достопримечательностях материка, их растительном и животном мире, население и
хозяйственной деятельности.
5. На своей родине
в России, в своей школе мы должны прислушаться к жизни! Где бы мы ни были, а
родной уголок всегда манит! Так давайте обратимся, уже как путешественники к
своему родине.
Предлагаю, каждому
участнику мастер-класса выполнить последнее задание нашего турагенства
«Глобус». Составить ментальную карту. На карте России создайте для вас образ
нашей страны с помощью иллюстраций.
6. Рефлексия.
Теория
без практики мертва,
а
практика без теории слепа»
Ф.
Энгельс
Главная образовательная цель географии
– формирование у школьников единой географической картины современного мира,
которая характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень
своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества.
Достижение
данных цели реализуется через задачи:
•
развитие
картографической грамотности школьников посредством работы с картами
разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных
стран, планов городов);
•
развитие
умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним
комплексные страноведческие описания и характеристики территории
•
усвоение
методов научного познания (картографического, статистического,
сравнительно-географического)
•
практическое
освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
Резюмируя,
можно сделать вывод: практическая направленность – одно из
приоритетных направлений современного географического образования, при котором
становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта
процесса познания. Она ориентирована не только на усвоение системы изучаемых
географических знаний и развитие универсальныхобщеучебныхумений обучающихся, но
и на повышение качества географического образования,повышение его роли в
формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную
деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов
учебной деятельности большую весомость придавать практическим работам, активным
формам обучения.
Ссылка
https://drive.google.com/file/d/0Bz84vonbTsySV3pURUtSOGtUaTg/view?usp=sharing
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
Задание 1
Выполните задание. Три минуты на
выполнение.
1. Самое крупное в Сибири (территориально
и численно) собрание животных.
2. Самый протяженный в мире мост через
реку Обь.
3. Самое большое театральное здание
России.
4. Самая крупная река, протекающая по
территории Западной Сибири.
5. Мост через Обь, арка которого имеет
самый длинный пролет (высотой 70 метров с 380-метровым основанием)
6. Крупнейшее за Уралом отделение
Российской академии наук.
1
группа Африка
|
1.Из
10 объектов выберете 5 объектов, которые являются визитной карточкой
материка.
2.Аргументируйте
свой выбор
|
|
2
группа Австралия
|
1.
Из 10 объектов выберете 5 объектов, которые являются визитной карточкой
материка.
2. Аргументируйте свой выбор
|
|
Рефлексия
Задачи ФГОС ООО по
предмету
|
Чему мы научились
|
• создать
образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением
особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;
|
|
•
усилить
гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания
курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран,
в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни,
материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных
природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
|
|
• усвоение
методов научного познания (картографического, статистического,
сравнительно-географического)
|
|
•
практическое
освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
•
развивать
практические географические умения извлекать информацию из различных
источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и
характеристики территории.
|
|
Задачи ФГОС ООО по
предмету
|
Чему мы научились
|
• создать
образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением
особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;
|
|
•
усилить
гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания
курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран,
в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни,
материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных
природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
|
|
• усвоение
методов научного познания (картографического, статистического,
сравнительно-географического)
|
|
•
практическое
освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
•
развивать
практические географические умения извлекать информацию из различных
источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и
характеристики территории.
|
|
Образ России
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.