Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМастер -класс по теме

Мастер -класс по теме

Скачать материал

МБОУ «Масловопристанская средняя  общеобразовательная   школа   Шебекинского    района  Белгородской  области»

                                     Мастер- класс

  учителя начальных  классов  Гриневой  Елены  Андреевны  

  по  теме  « Исследовательская   деятельность  младших  школьников  

  на    уроках  русского  языка  с  использованием ЭОР»

 

I.Презентация  педагогического  опыта.  Моделирование  педагогической технологии.

Актуализация  знаний.   Задание  « Раздели  на  группы».

Уважаемые  коллеги!   « Системно-  деятельностный  подход  в моей педагогической  практике» - это та актуальная  тема,  над  которой   мы  с  вами  работаем. (  Слайд №1) Предлагаю   вам   характеристики  учебной деятельности. Ваша  задача -   найти  тот принцип организации  учебного  процесса, который ,по  вашему  мнению  , соответствует  системно- деятельностному  подходу  в  обучении.

 

Цель  обучения : усвоение знаний,  отработка умений  и  навыков

Цель  обучения: научить  добывать  знания,  формирование  познавательной  деятельности,  развитие  творческого  мышления

Учебный   материал  подаётся  учителем  в  готовом  виде.

В  основе  организации    учебного  процесса    лежит  принцип  поисковой  учебно- познавательной  деятельности.

 

Учитель сообщает  факты  сам, сам  анализирует  их, применяя  наглядность,  сам  объясняет   сущность  новых  понятий,   сам  формулирует  определение  новых  правил.

Учитель  создаёт  проблемные  ситуации,  учит  выдвигать  гипотезы.

 

 

Учащиеся  слушают  и  воспринимают   объяснения  учителя, усваивают   новые  знания  путём  запоминания,  а  новые  действия-  путём  подражания  действиям  учителя.

Учащиеся  выступают  в роли  «  исследователей»:   сами  добывают новые  знания,  самостоятельно делают  выводы   и обобщения,  формулируют ( с  помощью  учителя)  определение  понятий,  правила, самостоятельно  применяют    знания в новой  ситуации.

 

 

Ученик   пассивен

Ученики -  активные  участники  учебного  процесса

Механическое  запоминание  учебного материала  путём  выполнения  многочисленных  упражнений

Учитель    выступает  в роли координатора  процесса  познания

 

 

 

Участники  мастер-  класса  работают  в группах.  Определяют  различие  двух  видов  обучения ( главное  отличие  :  целеполагание  и  принцип  организации  педагогического  процесса). (Слайд №2) В таблице  представлены   объяснительно-  иллюстративное   и  проблемное  обучение.

А  теперь ,  уважаемые коллеги, по  ключевым  характеристикам  попробуйте  определить,  о  какой  технологии  идёт  речь? (Слайд  №3) «Угадай-ка» Когда мы говорим  об  исследовательской  деятельности,  мы  подразумеваем исследовательскую (проблемно-  поисковую )  технологию.  Это  и  есть  тема  моего выступления  « Исследовательская   деятельность  младших  школьников    на    уроках  русского  языка  с  использованием ЭОР» (Слайд №4)

   Проанализируем  наши  действия: учитель  организовал  учебно-  познавательную  деятельность    группы  участников  мастер –  класса,  в  результате  коллективной  работы вы   на  основе анализа  фактов    сами сформулировали   тему   занятия .  Результатом  вашей  работы  является  моделирование   - создание  схемы-  характеристики  исследовательской   (проблемно-  поисковой ) технологии  обучения.(Слайд№5)

II.Представление  системы  учебных  занятий.

      В  задачу современной  школы  входит  не  только  вооружить  учащихся  знаниями, но  и  научить  их  вести  наблюдения,  творчески  мыслить, рассуждать, делать  самим  выводы и обобщения. Необходимо  научить  детей  понимать  с какой  целью  они  выполняют  то или  иное  задание  и каких  результатов  сумели добиться. А это в  свою  очередь способствует  подведению  учащихся  к  умению  самостоятельно  добывать  знания,  а  не  получать  их  в  готовом  виде.,  развивает  мыслительные  навыки  учащихся, необходимые  не  только  в учёбе,  но  и  в  обычной  жизни- умение  принимать решение, работать  с  информацией, анализировать различные  стороны  явлений. (Слайд№6)

                Психологами  доказано  , что  знания ,  усвоенные   без  интереса  ,  не  окрашенные  собственным   положительным  отношением, эмоциями,  не становятся  полезными,  не  применяются  на практике.  Рассмотрим  урок, когда учебный  материал  даётся  учителем  в  готовом  виде.  Исходя  из  опыта работы  я могу с  уверенностью  сказать,  что  на таком уроке  ребёнок пишет,  читает,  отвечает  на вопросы,  но  эта  работа  не  затрагивает  его  мыслей,   не  вызывает  интереса. Ученик  пассивен. Несомненно, что-то  он  усваивает, но   пассивное  восприятие  и  усвоение  не могут  быть  опорой  прочных  знаний. Но  можно  пойти  другим  путём:  дать  ученикам  возможность    испытать  свои  силы  в  умении  увидеть  закономерность,  предложить детям выступить  в  роли  «исследователей» .  На  таких  уроках  дети- активные участники познавательного  процесса: занимаются  напряжённой  умственной  деятельностью,  решают  проблемы  и  выводят  правила,  побуждаются  к   творческим  поискам  ,  используют  свой  опыт,  сами  проверяют   и  оценивают,  чувствуют  себя  ответственными  за  учебные достижения  класса.   При  наличии  такого  подхода   к организации  учебной  деятельности  можно    с  уверенностью  сказать,  что  учитель  использует  в  своей  работе  исследовательскую (проблемно-  поисковую  )  технологию, педагогом  реализуется  модель  « Обучение  через  открытие», когда  ученик  может  сказать « Я  сам  под  руководством  учителя  добываю  и  осваиваю  новые  знания,  сам  исследую  факты  и  делаю  выводы».

   Исследовательский  поиск можно осуществлять в преподавании любого  предмета. Важно помнить ,  что  исследовательская деятельность – это  специально организованный   процесс. Выделяют  следующую  последовательность  этапов исследовательской  работы  (Слайд № 7)

1.выявление  проблемы

2.построение гипотезы

3.составление плана, направления исследования

4.проведение  наблюдения,  анализа, сравнения,  обобщения

5.подведение  итогов  исследования,  формулировка  вывода

 

III.Проведение имитационной  игры

   В  качестве  примера  предлагаю  своим  коллегам  фрагмент урока русского  языка  во  2  классе. На  этом  уроке  для  объяснения нового  материала  использовалось  мини -  исследование.

Фрагмент  урока  русского  языка во  2  классе   по  теме   «Правописание  слов  с безударным  гласным  звуком   в  корне »

 

Цель:  организовать  деятельность  учащихся   по   формированию  умения  видеть  и  проверять  безударные  гласные  в  корне слова;  способствовать  развитию  приёмов  мыслительной  деятельности:  анализа,  синтеза,  сравнения  ,  обобщения.

Планируемые  результаты:  учащиеся  научатся  видеть  орфограмму  в  слове, проверять  безударные  гласные  в корне  слова, аргументировано отвечать,  доказывать  своё  мнение,   анализировать,  делать  выводы,  сравнивать.

Ход  урока.

1Актуализация знаний.    Отгадать  загадку.(Слайд №  8)

Я   и  туча,  и  туман,

И  ручей ,  и  океан!

И  летаю , и  бегу,  и  стеклянной  быть  могу!

2.  Постановка  проблемы

Работаем  над  словом слово  ВОДА..  выступим  в роли «исследователей» .

-Произнесём  слово. Поставим  ударение. .(Слайд №  9)

Сравним  произношение  и  написание  .Попробуем  сформулировать  проблему? Какое   затруднение  мы  испытываем  ?    В  каком  месте   у нас  при  написании  слова  возникли  сомнения?  Почему    у нас  не  возникает  трудностей  при  написании второго  слога? Он  ударный  , здесь  ошибки быть не может. Ударение наш помощник.   Первый  слог остался без ударения  ,  это  слабая  позиция  для  гласных., поэтому  у нас  возникают  сомнения  какую  гласную  букву  писать   .Спор  букв     в (о/а )да. Место  в  слове,  где   мы  стоим перед  выбором  какой  буквой  обозначить  гласный  звук  называется  орфограммой . Это  правило.  Попробуйте  сформулировать   тему нашего исследования  ,  над  каким  правилом будем  сегодня  работать.?

Какаю  же  цель   мы  ставим  перед  собой?  Научиться   проверять   слова с  безударной   гласной    в  корне слова

3.Составление  плана   действий

   -прочитай  слово,

   -поставь  ударение

   -определи  место орфограммы,

   -подбери  проверочные  слова

   -вставь    правильную  буквы

   Итак,  у нас  возникла  трудность  при  написании  слова   в..да.  Наши  действия?(  Нужно  искать  проверочное  слово) Где  будем  искать  и  как?  К  кому  мы  обращаемся  за  помощью  в трудную  для   нас минуту?  Это  наша  семья.  Для  слов  - это  слова  -  родственники. С  какой целью  мы отправляемся  а  гости  к  родственным  словам. .(Слайд №  11)

 Найти  проверочное слово,  в  котором  гласный  звук  о  будет  чётко и  ясно  слышен.

    ЭОР « Сказка  про  воду»   .(Слайд №  10)

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf

 

4.  Поиск  проверочного  слова

5.  Формулировка вывода

6.  Подтверждение  правила.(Слайд № 13)

Эор  «стихотворение   правило»

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d830a4b8-ec88-4e04-94b8-8c7eba6dc8fa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BTE_041%5D.swf

 

IV.Рефлексия  .(Слайд №  14)

Сегодня   на  занятии

Мы   участвовали   в   ……….

Я  понял,   что………

Мне  захотелось……..

Я попробую…….

Выберите  рисунок,  который подходит  вашему  настроению  после  урока?

-Почему  нам  радостно? Мы  славно  поработали  ,заслужили  почёт  и  уважение.

 

 

 

 

              img007        img008        img009         

 

 

            img010                                img011

 

 

 

    Подводя  итоги   нашего занятия, хочу обратить  внимание на то, что  всю  свою  деятельность   учитель   должен   направить  на  развитие   самостоятельной,  активно  развивающейся   творческой  личности,  способной  к  самореализации    в  обществе. Для  достижения  этой  цели  считаю  важным  создавать  на занятиях    условия  для самовыражения  учащихся, использовать  современные  образовательные технологии,  а именно  исследовательскую  деятельность, для  развития  творческого  и  интеллектуального  потенциала учащихся.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер -класс по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Представлена  разработка  мастер-класса  по  теме" Исследовательская   деятельность  младших  школьников   на  уроках русского  языкас  использованием ЭОР"

   Занятие  построено на  основе  использования элементов  современных  образовательных  технологий  .Участникам  мастер  -  класса  была  предложена  роль  " исследователей".В  результате  коллективной  работы  они  сами  сформулировали  тему занятия, смоделировали  схему  -  характеристику  проблемно-  поисковой  технологии  обучения

     При  проведении  имитационной  игры коллегам  был  предложен  фрагмент  урока  русского  языка . На  этом  уроке  для  объяснения  нового  материала  использовалось  мини -  исследование  с  использованием ЭОР.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 284
    • DOCX 415 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гринева Елена Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гринева Елена Андреевна
    Гринева Елена Андреевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10179
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек