Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования"

Мастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования"

Скачать материал

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, наработки нашей работы по преемственности детский сад-школа, а   остановиться мы хотим на теме

 « Фонетическая работа в предшкольный период и начального общего образования» Сдайд №1

Вот уже который год (с 1998) в нашей школе действует комплекс «Детский сад – школа - семья», объединённый общими целями, содержанием образования, единым педагогическим процессом и охватывающий развитие детей с 6 лет.

Главной целью  работы комплекса является  обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно - воспитательного процесса, использование программ духовно-нравственного обучения, спортивно – оздоровительного развития ребёнка, эстетического становления.

Для реализации данных задач учителя начальных классов совместно со старшим воспитателем базового детского сада модернизировали  программу подготовки дошкольников к школе на базе ДОУ.

Слайд №2  Программа «АБВГДейка» (Подготовка детей к школе), разработана учителями школы на основе программы  «Предшкольная пора» ( под редакцией Н.Ф. Виноградовой  «Вентана- Граф», 2005). Почему была выбрана именно эта программа?

  Нам посчастливилось лично побеседовать с Натальей Фёдоровной Виноградовой, когда мы были в Москве на 10 Марафоне учебных предметов.

И когда мы посетовали, что программа дошкольного образования не устраивает нас, то Наталья Фёдоровна посоветовала ознакомиться с программой предшкольной подготовки, взять её за основу и переработать.

  Более 12 лет учителя нашей школы работают по учебной линии под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук  Н.Ф.Виноградовой « Начальная школа XXI  века» и сейчас при  переходе начальной школы на Стандарты второго поколения, конечно, возник вопрос о выборе программы для предшкольной подготовки.

Слайд №3 Одним из основных направлений программы АБВГДейка» является:

- развитие речи (развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи, обогащение и активизация словарного запаса детей 6-7 лет

 -  обеспечение возможности единого старта первоклассников;

 - развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его

  готовности к систематическому обучению.

   Слайд №4  Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.

Слайд №5  Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу

Начинаю я свои занятия с детьми и детском саду и в школе, всегда с речевой разминки: Это могут быть чистоговорки –ра-ра-ра-у лесы в лесу но-ра

                                                                         ри-ри-ри- у комнате убе-ри

                                              скороговрки      У ёлки иголки колки (можно с применением логического ударения)

                                           дыхательная разминка ( задуй свечу, футбол, комарик,сдуй шар,Как на горке на пригорке жили 33 Егорки Раз Егорка два Егорка, три Егорка ….)

Слайд №6  В своей работе очень часто применяем элементы из учебно-методического пособие для логопедов и воспитателей

Александровой  Т.В. « Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» ( есть в электронном виде на сайтах)

При этом мы должны помнить, что дети усваивают сложнейшее действие  - они учатся управлять своей артикуляцией!

Очень детям нравятся сказки о буквах, таким образом, через сказку они легче запоминают звуки и буквы

Например:        Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

 

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

 

1.        О каком звуке эта сказка?

 

2.        Что любил делать звук А? (Петь.)

 

3.        Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

 

4.        Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

 

5.        Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

 

6.        Спой тихо, спой громко.

 

7.        Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

 

8.        Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

 

9.        На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

 

10.    Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

 

11.    Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

 

12.    Спой колыбельную звука А.

 

13.    За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Слайд № 7 В разделе обучения Грамоте в 1 классе есть такая игра «Живые звуки», такую же игру провожу и я на занятиях в детском саду, смысл этого занятия в том, что дети превращаются в звуки, берут фишки нужного цвета, а все остальные называют слова. Дети меняются местами и сами решают какую схему будут составлять. На данной фотографии вы видите ту самую проблему, которую сейчас ставит учитель на каждом уроке! Схема – слова, все состоят из 3 звуков, но лишним оказалось одно слово. Доказать почему!

 Слайд №8

Многообразие игр на занятиях в детском саду носят всегда образовательный характер, следующая игра «Составь слова» , разделить слова на две группы – какие? Проблема? Да! Многозначные и однозначные, съедобные и несъедобные….

Слайд №9

По программе Н.Ф.Виноградовой у каждого звука свой «домик», дети очень любят составлять схемы слов, работать в паре приучаем уже с детского сада, право выбора необходимого «домика», решить кто главный в этой ситуации.

Дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.

Слайд №10, 11

Говоря языком, Стандартов второго поколения главная цель учителя на всех этапах занятий с детьми предметной области «Филология» в данном случае – формирование позитивного отношения к русскому языку и родному языку, стремление к  грамотному использованию, чтобы русский язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

  Все вышеизложенные приёмы позволяют нам, учителям, перекинуть «мостик» из детского сада в школу, пройдя по которому дети с радостью будут учиться.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер - класс "Фонетическая работа в период предшкольного о общего образования""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, наработки нашей работы по преемственности детский сад-школа, а   остановиться мы хотим на теме

 « Фонетическая работа в предшкольный период и начального общего образования» Сдайд №1

Вот уже который год (с 1998) в нашей школе действует комплекс «Детский сад – школа - семья», объединённый общими целями, содержанием образования, единым педагогическим процессом и охватывающий развитие детей с 6 лет.

Главной целью  работы комплекса является  обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно - воспитательного процесса, использование программ духовно-нравственного обучения, спортивно – оздоровительного развития ребёнка, эстетического становления.

Для реализации данных задач учителя начальных классов совместно со старшим воспитателем базового детского сада модернизировали  программу подготовки дошкольников к школе на базе ДОУ.

Слайд №2  Программа «АБВГДейка» (Подготовка детей к школе), разработана учителями школы на основе программы  «Предшкольная пора» ( под редакцией Н.Ф. Виноградовой  «Вентана- Граф», 2005). Почему была выбрана именно эта программа?

  Нам посчастливилось лично побеседовать с Натальей Фёдоровной Виноградовой, когда мы были в Москве на 10 Марафоне учебных предметов.

И когда мы посетовали, что программа дошкольного образования не устраивает нас, то Наталья Фёдоровна посоветовала ознакомиться с программой предшкольной подготовки, взять её за основу и переработать.

  Более 12 лет учителя нашей школы работают по учебной линии под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук  Н.Ф.Виноградовой « Начальная школа XXI  века» и сейчас при  переходе начальной школы на Стандарты второго поколения, конечно, возник вопрос о выборе программы для предшкольной подготовки.

Слайд №3 Одним из основных направлений программы АБВГДейка» является:

- развитие речи (развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи, обогащение и активизация словарного запаса детей 6-7 лет

 -  обеспечение возможности единого старта первоклассников;

 - развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его

  готовности к систематическому обучению.

   Слайд №4  Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.

Слайд №5  Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу

Начинаю я свои занятия с детьми и детском саду и в школе, всегда с речевой разминки: Это могут быть чистоговорки –ра-ра-ра-у лесы в лесу но-ра

                                                                         ри-ри-ри- у комнате убе-ри

                                              скороговрки      У ёлки иголки колки (можно с применением логического ударения)

                                           дыхательная разминка ( задуй свечу, футбол, комарик,сдуй шар,Как на горке на пригорке жили 33 Егорки Раз Егорка два Егорка, три Егорка ….)

Слайд №6  В своей работе очень часто применяем элементы из учебно-методического пособие для логопедов и воспитателей

Александровой  Т.В. « Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» ( есть в электронном виде на сайтах)

При этом мы должны помнить, что дети усваивают сложнейшее действие  - они учатся управлять своей артикуляцией!

Очень детям нравятся сказки о буквах, таким образом, через сказку они легче запоминают звуки и буквы

Например:        Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

 

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

 

1.        О каком звуке эта сказка?

 

2.        Что любил делать звук А? (Петь.)

 

3.        Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

 

4.        Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

 

5.        Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

 

6.        Спой тихо, спой громко.

 

7.        Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

 

8.        Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

 

9.        На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

 

10.    Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

 

11.    Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

 

12.    Спой колыбельную звука А.

 

13.    За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Слайд № 7 В разделе обучения Грамоте в 1 классе есть такая игра «Живые звуки», такую же игру провожу и я на занятиях в детском саду, смысл этого занятия в том, что дети превращаются в звуки, берут фишки нужного цвета, а все остальные называют слова. Дети меняются местами и сами решают какую схему будут составлять. На данной фотографии вы видите ту самую проблему, которую сейчас ставит учитель на каждом уроке! Схема – слова, все состоят из 3 звуков, но лишним оказалось одно слово. Доказать почему!

 Слайд №8

Многообразие игр на занятиях в детском саду носят всегда образовательный характер, следующая игра «Составь слова» , разделить слова на две группы – какие? Проблема? Да! Многозначные и однозначные, съедобные и несъедобные….

Слайд №9

По программе Н.Ф.Виноградовой у каждого звука свой «домик», дети очень любят составлять схемы слов, работать в паре приучаем уже с детского сада, право выбора необходимого «домика», решить кто главный в этой ситуации.

Дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.

Слайд №10, 11

Говоря языком, Стандартов второго поколения главная цель учителя на всех этапах занятий с детьми предметной области «Филология» в данном случае – формирование позитивного отношения к русскому языку и родному языку, стремление к  грамотному использованию, чтобы русский язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

  Все вышеизложенные приёмы позволяют нам, учителям, перекинуть «мостик» из детского сада в школу, пройдя по которому дети с радостью будут учиться.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 357 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 231
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шереметова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шереметова Ольга Васильевна
    Шереметова Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 19878
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 955 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 653 человека

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе