Описание
мастер-класса
Тема:
«Профессиональный портрет, или как написать статью на педагогическое
мероприятие»
Цель:
совершенствование
практики подготовки материалов для публикации по обобщению и распространению
своего опыта.
Задачи:
¾
передача
опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий,
методов и приемов деятельности при написании статьи по обобщению своего опыта;
¾
совместная
отработка алгоритма написания статьи и приемов решения проблемы;
¾
создание
условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста
творческого потенциала педагогов;
¾
рефлексия
собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Актуальность приобретение
участниками мастер-класса практического опыта написания статьи с учетом
научно-обоснованных требований; расширение форм профессионального общения,
развитие рефлексии собственного опыта, проектирование новых форм и методов
работы с педагогами.
Практическая значимость: развитие
профессиональных навыков участников мастер-класса по обобщению и представлению
своего опыта работы через подготовку публикации.
Целевая аудитория: педагоги,
чей опыт планируется обобщить в перспективе или находящиеся на аттестации;
педагоги, испытывающие затруднения по проблеме мастер-класс (на основании
диагностического анкетирования).
Оборудование:
Положение об
обобщении и распространении ППО
Материалы ППО учителей
города
Краткий обзор
научно-практических конференций и педагогических чтений на 2013-2014 учебный
год (1-е полугодие);
План проведения
мастер-класса;
Презентация
мастер-класса;
Распечатанный
материал к проведению мастер-класса;
Мультимедийный
проектор, интерактивная доска.
Эпиграф:
«Преподавать
– это не просто мастерство, это искусство найти что-то новое». Ж.Айтмауытов
«Вечным
примером да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и
применение на деле»
Ян
Амос Коменский
Подготовительная
работа:
1. Определение
темы, цели и задач мастер-класса, целевой аудитории.
2. Подготовка
приглашений (Каждый педагог, потенциальный участник мастер-класса получает
приглашение, в котором указана тема мастер-класса, цель, его практическая
значимость и место проведения).
3. Разработка
плана проведения мастер-класса, практических заданий и рекомендаций.
План
проведения мастер-класса
1. Организационный
момент (постановка
цели и задач, актуализация темы мастер-класса)
2. Имитационная
игра с участниками мастер-класса - индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, афиширование, обсуждение.
3. Рефлексия.
Ход
мастер-класса
1. Организационный
момент
Слово
ведущего мастер-класса: Спасибо, что приняли приглашение. На мой
взгляд, отражение смысла проводимого мероприятия заключено в словах известного
дидакта педагогики Яна Амоса Коменского «Вечным примером да будет: учить и
учиться всему через примеры, наставления и применение на деле». Приглашаю
Вас к сотрудничеству.
2. Имитационная
игра с участниками мастер-класса
Этапы
мастер-класса
|
Деятельность
ведущего
|
Деятельность
участников
|
Индукция
1 мин.
|
Каждый
из Вас, приняв приглашение на мастер-класс, определил для себя цель
посещения, актуализируйте её еще раз, заполнив таблицу
|
|
Предисловие
…
|
Послесловие
…
|
1.
|
Я
стал участником «мастер-класса потому что…»
|
|
|
2.
|
Имею
опыт подготовки статьи для …
|
|
|
3.
|
Имею
публикации …
|
|
|
Методический
комментарий: ведущий предлагает высказать свои ожидания от
мастер-класса.
|
Заполняют таблицу и высказывают
свои ожидания от мастер-класса
|
Самоконструкция
1,5 мин.
|
Чтобы актуализировать тему мастер-класса и
определить его практическую значимость предлагаю провести первичную оценку
своего профессионального навыка по данной проблеме
Критерии
оценивая:
-
(зеленый
стикер) - Я знаю требования написанию статьи …
-
(красный
стикер) - Подготовка статьи всегда вызывает затруднение …
-
(желтый
стикер) - Надеюсь получить практические советы по написанию статьи …
Методический
комментарий: ведущий мастер-класса комментирует полученные
результаты и подводит их к проблеме: Почему именно технологию написания
статьи предлагается обсудить?
|
Проводят первичную оценку
своего профессионального навыка по данной проблеме при помощи стикеров,
размещая их на доске
|
|
Обратите внимание – перед Вами ряд документов:
·
Положение
об обобщении и распространении ППО,
·
Материалы
ППО учителей города,
·
Краткий
обзор научно-практических конференций, педагогических чтений и конкурсов на
2013-2014 учебный год (1-е полугодие) и за предыдущий год
–
Что объединяет данные документы и заявленную тему мастер-класса?
Методический
комментарий: Ведущий организует обмен мнениями и делает вывод:
Действительно все мероприятия связаны с подготовкой авторских публикаций.
|
Отвечают на вопрос, выдвигают
свое мнение
|
|
Исходя
из целей обозначенных мероприятий можно выделить 3 типа публикации (материал
на слайде):
типы
публикаций
•
Публикации
для представления себя и своего опыта работы; для получения отзыва на свою
работу у коллег
• Публикации
на различные конкурсы, фестивали, педагогические чтения
•
Публикации
на конференции, педсоветы, круглые столы, семинары.
Цель данного мастер-класса – рассмотреть
технологию подготовки материалов для публикации 1 типа.
Методический
комментарий: ведущий мастер-класса при помощи электронной
презентации знакомит участников мастер-класса с типами публикаций.
|
Проводят сравнение собственного
опыта с теорией вопроса
|
Социоконструкция
2 мин.
|
Предлагаю Вам объединиться в группы по 5-6 человек
для выполнения практического задания:
1
группа:
Вам поручили написать статью в профессиональный журнал или на НПК. Составьте
план действий.
2
группа:
ознакомьтесь с основными элементами статьи и распределите процентное
соотношение частей статьи.
Методический
комментарий: задания по группам разложены на столах, ведущий
организует работу групп. Если количество участников мастер-класса большее,
чем предлагаемое задания целесообразно предложить одно задание 2-м различным
группам.
|
Участники группы предлагают
подход к решению обозначенной проблемы. (2 мин).
|
Социализация
2 мин.
|
Методический комментарий: ведущий
предоставляет возможность высказать свое мнение каждой группе.
|
Участники группы предлагают
подход к решению обозначенной проблемы
|
Афиширование
1 мин
|
Ведущий
мастер-класса предлагает сопоставить полученный результат с теорией вопроса.
По
принципу: мнение группы ------ теория вопроса.
Методический
комментарий: в ходе представления теоретических выкладок ведущий
подчеркивает значимость и актуальность проводимого мастер-класса на основе
теоретических рекомендаций Жоголевой Е.Е., руководителя Центра подготовки
педагогов к аттестации образовательного портала "Мой университет"
http://moi-rang.ru
|
Сопоставляют предложенные
варианты с теорией вопроса
|
Разрыв
1 мин
|
Теперь
на основе полученных знаний участникам мастер-класса предлагается оценить в
группе предложенную статью по теме «Проектная деятельность как условие
развития творческого потенциала младших школьников»
Методический
комментарий: участникам предложена Информационная карта
публикации, сделан акцент на возможность дистанционного обучения,
получения отзыва на собственные педагогические публикации.
Чтобы
оказать практическую помощь участникам предлагается дайджест мастер-класса.
|
Знакомятся со статьей и
пишут/изучают отзыв на неё
|
Рефлексия
0,5 мин
|
Вернемся
к первичной оценке своего профессионального навыка по данной проблеме.
Предлагаю провести рефлексию мастер-класса по методу «Мухомор» технологии
АМО (Активные Методы Обучения) – наш Мастер-класс – это шляпка мухомора.
Условно разделим его на сектора – ожидания, содержание, работа ведущего,
результат. Предлагаю Вам обозначить свою оценку по данным направлениям с
помощью наклеивания Точки в каждом секторе шляпки. Чем больше
удовлетворенность от мастер-класса, тем ближе к центру, т.е. верхней части шляпки
необходимо поставить Точку. Спасибо за сотрудничество!
Думаю,
что на основе сотрудничества мы смогли пополнить методический портфель,
создать почву для написания собственного педагогического портрета.
Методический
комментарий: интерактивный подход в рефлексии также пополняет
методический портфель участников мастер-класса и позволяет создать атмосферу
сотрудничества.
|
Участники мастер-класса участвуют
в интерактивном оценивании мастер-класса
|
Методические
рекомендации по написанию статьи
(теория
вопроса)
Подготовка статьи к конференции, семинару или круглому
столу дело не такое уж и сложное, но и не простое.
Нужно соблюдать несколько правил, чтобы Ваш материал
был интересен коллегам и принес Вам максимум пользы.
Данные методические рекомендации могут использоваться
для подготовки статьи на конференцию и для всех других подобных методических
мероприятий.
Статья - это творческая
работа, написанная в научном стиле речи. Поэтому в этом случае Вам не подойдут
ни эссе, ни рассказ, ни очерк, ни стихи.
Научный стиль речи изобилует
терминами, словами в прямом значении, определениями. Это его особенность и в
этом его сила!
Конференция – это
мероприятие, на который Вы должны предоставить свой материал по обобщению опыта
работы по заявленной теме. НЕ НАДО заявлять первый попавшийся материал или тот,
который у Вас уже есть, даже если он очень хороший и уже получал одобрение коллег
или методистов, но по ДРУГОЙ теме. В последнее время на конференциях введен
отбор статей, и в этом случае Вы рискуете не попасть в число «счастливчиков»,
статьи которых пройдут этот отбор.
В последние годы введен не только отбор статей, но и
часто проводится их конкурс, вручаются ДИПЛОМЫ и ГРАМОТЫ авторам лучших
материалов. Поэтому, прежде чем Вы начнете работать над статьей, подумайте о
том, имеет ли Ваш материал методическую ценность и соответствует ли он теме
конференции.
Статья должна содержать не просто обобщение опыта
работы, а именно ВАШЕГО ОПЫТА РАБОТЫ по заявленной теме.
Название Вашей статьи должно быть СОЗВУЧНО ТЕМЕ
КОНФЕРЕНЦИИ, освещать хотя бы один из аспектов проблем, заявленных в теме
конференции.
План статьи. Конечно, можно
обойтись и без него. Но, поверьте мне, лучше все-таки его составлять. Именно он
гарантия того, что Вы все сделаете так, как надо и не отступите от идеи своего
«произведения» ни на шаг. Это залог того, что Вашу статью не отвергнут. А потом
ведь с ним все так просто и ясно становится!!!
Статья должна содержать следующие пункты:
I.
Вступление – аннотация.
II.
Основная часть. Тема статьи.
1.
Обзор литературы и ресурсов интернета по теме статьи (кратко, самая
суть, подробно останавливаетесь на том аспекте опыта, по которому Вы будете
описывать свой подход к решению проблем).
2.
Описание Вашего опыта работы по данной теме с акцентом на Ваш
способ решение проблемы (новаторство, новизна, технология, методика, и т. д).
III.
Заключение
– выводы с учетом Вашего опыта решения обозначенной проблемы.
IV.
Список использованных ресурсов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.