Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки с применением занимательности"

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки с применением занимательности"

Скачать материал

Управление образования администрации

Озинского муниципального района Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области

 

413620  Саратовская область,  Озинский район,  р.п. Озинки, ул. Пушкинская, д.95

Тел./факс: 8(84576) 4-10-97

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки с применением занимательности"

 

 

 

 

учителя музыки

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

 АВИЛКИНОЙ ВИКТОРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ

 

 

 

 

                                                                     2014 г.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки.(слайд 1)

 

Звучит песня «Дружат дети всей земли» слова: Викторов В., музыка: Львова  Компанейца Д.

 

Какое  ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня. Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?(слайд 2)

Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно – пении.(слайд 3 и 4)

 В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.

 

Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.

 

Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)

От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)

Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.(слайд 5)

Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении

«Первое выступление».

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

 

Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.

 

Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы, Помогает ребёнку познавать окружающий мир и служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического его воспитания. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка)

 

Это театральная кукла. Давайте нашей кукле дадим имя. (отдать выбранному конкурсанту пообщаться с куклой)

 

Опять приглашу конкурсанта на импровизированную сцену.

 А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы)

 

Вопрос конкурсанту: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)

 

Перенос внимания публики на куклу. Ребенку это позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.

 

 Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)

 

Необходимость исполнять выразительно при использовании театральной куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно.(слайд 6)

Я применяю кукольный театр и при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные кукольные спектакли.

 

Обычно, за основу берется программный материал. Сегодня я предлагаю обратиться к детской музыкальной опере «Волк и семеро козлят» М.Коваля. по программе с ней знакомятся дети во 2 классе. За основу сюжета взята одноименная народная сказка. Давайте вспомним основных действующих лиц, и в чем заключается сюжет сказки? Сюжет и музыка доступны и интересны детям.

 

Я сегодня хочу остановиться на самом содержательном этапе. Он включает и работу непосредственно с куклой, и работу над драматургией всего спектакля. Остановимся поподробнее на работе с куклой.(слайд 7)

 На что должна быть направлена работа на этом этапе прежде всего? (создание образов героев, в том числе и музыкального) Скажем так – что должна уметь делать кукла? (двигаться и петь)

(слайд 8)

При работе над движением куклы я сталкиваюсь с двумя проблемами: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс театральных упражнений на напряжение мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них, мы с детьми выполняем их всегда под музыку:

 

Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)

Гребет на веслах

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

 

 

После упражнений мы переходим к работе непосредственно с куклой. Скажите, от чего зависит характер движений кукол в музыкальном спектакле? (от музыки, от того какой музыкальной характеристикой наделил композитор каждого героя) Здесь я обращаюсь к методу импровизации. Ребята должны сами привести в движение куклы. Вернемся к героям оперы. Помочь мне привести их в движение я попрошу коллег. Я попрошу вас, послушав музыку, представить характеры героев,  попробовать передать этот характер в движениях.

Звучат темы козлят. ТОПОТУШКА, ВСЕЗНАЙКА, БОДАЙКА, БОЛТУШКА, ВСЕ ВМЕСТЕ, ДРАЗНИЛКА,МАЗИЛКА, ВСЕЗНАЙКА, БОДАЙКА, БОЛТУШКА, ВСЕ ВМЕСТЕ, МАЛЫШКА.

 

Работа с группой. Задача привести в движение кукол-героев оперы «Волк и семеро козлят».

Куклу мы в движение привели. Но она еще должна петь, и озвучивают ее дети. (слайд 9)

 

Пение со сцены, а особенно из-за ширмы, отличается от обычного: необходимо хорошее дыхание и четкая дикция, с этой целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающихся на пении. Я уверена, что многие из вас используют гимнастики на дыхание, дикцию, мне же они, как вы понимаете, просто необходимы.

Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального и театрального развития детей.

 

Что такое дикция?

Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции, с этой целью проводится артикуляционная гимнастика.

 проведение элементов вместе с участниками мастер-класса

 

Разработки упражнений

Артикуляционная гимнастика

 

Упражнение №1.

«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.

 

Упражнение №2.

Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.

 

Упражнение №3

Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.

 

Упражнение №4

Скороговорки

 

Какие еще приемы работы над дикцией вам знакомы? (скороговорки, чистоговорки)

 

Важная неотъемлемая часть вокальной работы и работы над постановкой кукольного спектакля – это работа над дыханием. Я использую дыхательную гимнастику на основе методики А.Н. Стрельниковой. Я открыла ряд преимуществ данной методики. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Гимнастика адресована профессиональным актерам и певцам. Гимнастика также показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики проблем с дыханием и голосообразования. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.

 проведение элементов вместе с участниками мастер-класса

 

Разработки упражнений ЛАДОШКИ, НАКАЧИВАНИЕ ШИНЫ

 

После работы над дыханием, дикцией, обычно идет работа над выразительным исполнением. Вспомним начало мастер-класса (естественное выразительное исполнение при использовании театральной куклы). Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности на уроке музыки.

 

Исполнение участниками Заключительного хора козлят из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»

 

Я сегодня рассказала о положительном влиянии кукольного театра на пение. И, конечно же, я не могу закончить свой мастер-класс, не пригласив вас поучаствовать в увлекательном действе – хоровом пении.

 

Исполнение песни «Дружат дети всей земли» слова: Викторов В., музыка: Львова Компанейца Д. всеми участниками мастер-класса.

 

Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание и помощь.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки с применением занимательности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки.(слайд 1)

Звучит песня «Дружат дети всей земли» слова: Викторов В., музыка: Львова  Компанейца Д.

Какое  ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня. Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?(слайд 2)

Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно – пении.(слайд 3 и 4)

В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.

 Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.

 

Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)

От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)

Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.(слайд 5)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 420
    • DOCX 534.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Авилкина Виктория Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7291
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в дополнительном образовании

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции