Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики
КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска
Проектирование
урока с позиции ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Слайд 1
- Как
понимаете слова американского философа, педагога Джона Дьюи?
-
Необходимо ли педагогам знать типы уроков?
-
Отличаются ли типы уроков по традиционной системе и по стандартам нового
поколения? Чем?
Слайд 2
Типы
уроков:
1. Урок
открытия новых знаний
2. Урок отработки
умений и рефлексии
3. Урок
построения системы знаний (общеметодологической направленности)
4. Урок
развивающего контроля
Слайд
3
Посмотрите на сравнение типов уроков в традиционной
формулировке и в соответствии с ФГОС. После выбора типа урока необходимо
определить его цели.
Типология уроков деятельностной направленности
предполагают постановку определенных целей: образовательная (дидактическая –
решает задачи познания) и деятельностная (системно – деятельностный подход).
-
Определите, какие цели соответствуют уроку построения системы знаний.
1. Образовательная
цель:
Расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).
2. Образовательная
цель: Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов.
3. Деятельностная
цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного
типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из
затруднения и т.д.
4. Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
5. Образовательная
цель:
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
6. Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
7. Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
8. Образовательная
цель:
коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Проверка.
1. Урок
«открытия» нового знания.
Образовательная
цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
2. Урок
рефлексии.
Деятельностная
цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из
затруднения и т.д.).
Образовательная
цель:
коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок
общеметодологической направленности.
4. Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
5. Образовательная
цель:
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок
развивающего контроля.
Деятельностная
цель:
формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 4
Урок
общеметодологической направленности
Деятельностная
цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания,
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 5
Содержательная
цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ
развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ
построения содержательно-методических линий.
Слайд 6
Целью уроков
общеметодологической направленности является построение методов, связывающих
изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленности призваны,
во-первых, формировать у учащихся представления о
методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему,
во-вторых, о методах организации самой
учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Слайд 7
На данных уроках организуется понимание и построение
учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки,
рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными
и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных
мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии
со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены
формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики
необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации
конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых
множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
Слайд 8
Структура урока
общеметодологической направленности:
1. этап мотивации
2. этап
актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном
действии
3. этап
закрепления с проговариванием во внешней речи
4. этап включения
изученного в систему знаний
5. этап рефлексии
учебной деятельности на уроке
Если
схема ориентировочной основы действий строится учащимися вначале и
анализируется в завершение изучения различных разделов курса, учащиеся
воспринимают учебный материал не как разрозненные факты, а как целостную
систему, все элементы которой связаны между собой. Не менее важно организовать
и осознание детьми личностного смысла собственной учебной деятельности,
понимание ее системы и структуры, методов и форм ее реализации. Только в этом
случае они становятся ее подлинными субъектами, а не формальными исполнителями.
Учитель выступает в роли организатора этого процесса.
Слайд 9
Формирование
универсальных учебных действий на уроках различного типа.
Тип
урока
|
Формируемые
УУД
|
метапредметные
результаты
|
личностные
результаты
|
Урок
открытия нового знания
|
Регулятивные:
планирование, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные
Познавательные:
логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.
|
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическое
оценивание
|
Урок общеметодологической направленности
|
Познавательные:
знаково-символические, логические действия
Регулятивные
Коммуникативные
|
Смыслообразование
Нравственно-этическое
оценивание
|
Урок
развивающего контроля
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.
Коммуникативные
|
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическое
оценивание
|
Урок
рефлексии
|
Регулятивные:
контроль, оценка.
Начальные
формы познавательной рефлексии.
|
Самоопределение
Начальные
формы личностной рефлексии.
|
Следует
подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в
соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит,
необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при
организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод
обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.
Слайд
10-11
Примеры:
Тема:
Учиться… А что это значит?
Урок по данной теме начинает надпредметный курс «Мир
деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся
начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как
вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности»
в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися
и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Данный урок
рекомендуется проводить первым в начале учебного года.
Предложите свою тему урока общеметодологической направленности.
Спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.