Мастер-класс по теме «Диалоговое
обучение на уроках английского языка»
Общие цели
|
Оказать содействие участникам
занятия в понимании «диалогового обучения» и в применении данного
модуля в учебном процессе
|
Ожидаемые результаты
|
Участники занятия познакомятся с
одним из семи модулей «Новые подходы в обучении и преподавании» и
поймут важность применения данного модуля в учебном процессе, будут понимать, как надо формировать группы,
разрабатывать правила работы в группе, распределять роли, будут знать 3 типа
бесед
|
Ключевые идеи
|
·
Диалоговое
обучение
·
Малые
и большие группы
·
Спор
·
Кумулятивная
беседа
·
Исследовательская
беседа
|
Материалы и оборудование
|
Муляжи фруктов, пирожных, корзинок, маркеры, листы бумаги А1,
стикеры, раздаточный материал по теме «Методические приемы», «Правила деления
на группы», «Три типа бесед»
|
Ход
занятия
|
Этапы проведения
|
Время
|
Действия преподавателя и
участников
|
Приветствие
|
1 мин
|
Преподаватель с доброжелательным
настроем приветствует участников
|
Игра «Ледокол»
|
1 мин
|
Участники встают в круг, затем по очереди говорят свое имя и
прилагательное, начинающееся на 1 букву своего имени: например, меня зовут
Ирина, я- интересная)
|
Изучение раздаточного материала
и обсуждение вопросов по нему
|
10 мин
|
Преподаватель просит участников
изучить материал и ответить на вопросы: Как они понимают определение
диалог, в чем разница между 3 типами бесед, используют ли они работу в
группах на своих уроках и каким образом
|
Разминочное упражнение
|
3 мин
|
Преподаватель предлагает
участникам встать и спеть песню «Меня укусил гиппопотам» с движениями
|
Деление на группы, разработка
правил работы в группе и распределение ролей
|
4 мин
|
Преподаватель предлагает взять
муляжи пирожных, фруктов, корзинок и разделиться на группы, затем участники
разрабатывают правила работы в группе и распределяют роли: спикер, таймер,
дизайнер, лидер
|
Составление кластера
|
10 мин
|
Преподаватель предлагает участникам
занятия задания
1 группа - составить кластер по теме
«Диалог», ответив на следующие вопросы Кто участвует в диалоге? Что могут
делать ученики? Где происходит? Почему применен диалог? Когда происходит
диалог?
2 группа -
составить постер по теме «Активный класс»,
оказывает содействие в выполнении данного задания
|
Презентация своих работ
|
5 мин
|
Участники каждой группы
презентуют свои работы другим участникам (аплодисменты каждой группе)
|
Стратегия «Похвальный бутерброд»
|
6 мин
|
Преподаватель объясняет
стратегию (1 кусочек хлеба - это за что можно похвалить, начинка- что можно
улучшить, добавить, 2 кусочек
–пожелание)
Каждая группа идет к другой и дарят свои «Похвальные бутерброды
|
Подведение итогов мастер - класса
|
5 мин
|
Участники пишут «Я поняла, что…»« Я
затрудняюсь…»)
|
Теоретическая часть: Теоретическая
основа 7-модульной Кембриджской Программы строится
на конструктивистской теории обучения, которая базируется
на утверждении о том, что развитие мышления у учащихся
происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо
со знаниями, полученными в классе из различных источников:
от учителя, сверстников, из учебников.
Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом
обучении. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики
и учитель являются субъектами учебного процесса. Диалоговое обучение
основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей,
большинство упражнений обращается к опыту самого ученика.
Как вы думаете, между кем в классе может происходить диалог?
Диалог может происходить между учителем и классом, учителем и
группой учеников, ученика с учеником, учителя с учеником.
В своей работе
я внедряю все идеи 7 модулей, но особый акцент делаю на модуль «Новые
подходы в преподавании и обучении», а именно «Диалоговое
обучение». Так как я являюсь учителем английского языка, то главной
задачей ставлю перед собой не только научить детей читать, писать,
применять грамматические правила, а научить детей говорить, развить
их коммуникативные навыки.
Для внедрения идей Программы в своей преподавательской
деятельности я часто использую парную и групповую формы работы.
Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет
в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется
возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми
учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся
получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос,
обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе
общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение.
Успех
диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов.
На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы,
которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока,
но и развивают мышление каждого ученика:
1 Оценку чего-либо: судить,
ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять…
2 Синтез чего-либо:
формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, предлагать, создавать…
3 Анализ чего-либо:
отличать, дифференцировать, рассчитывать, относить, сравнивать,
противопоставлять…
4 Применение знаний:
демонстрировать, назначать, выполнять, применять, использовать, заниматься…
5 Понимание темы: пересматривать,
обсуждать, располагать, объяснять, рассказывать, …
6 Знание темы: вспоминать,
определять, перечислять, повторять, называть, рассказывать, находить…
Немаловажным
фактором при диалоге является умение учителя ожидать ответ ученика до 7
секунд.
Одна из форм развития коммуникативных навыков — это
ролевая игра. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации,
разыгрываемые по разным темам, так или иначе связаны
с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры
из собственной жизни. Например, одно из заданий на уроке по
теме «Еда» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда.
Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение:
это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности,
слаженной работы всей группы.
Диалоговое обучение позволяет обогащать устную и письменную речь
учащихся, пополнять активный запас слов. Например, перед учениками я
поставила вопросы о том, как они понимают слово «Семья». Используя
стратегию «Мозговой штурм», я создала проблемную ситуацию в
классе, предложив им вопросы, касающиеся принципов критического
мышления и диалогового обучения: Как вы представляете, какая музыка может звучать,
когда речь идет о семье? Какая погода может сравниться с семьей? Как вы
думаете, а какими красками можно «нарисовать» семью ?
Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я
сделала следующие выводы: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали
своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на
уроках, много думали, 82 % учеников отметили, что время на уроке проходит
быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым
подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга,
подсказку, активно участвуют в учебном
процессе.
Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными
методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа
в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо
активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести
в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один
ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого
результата. А при работе в парах — такое отстранение
от работы одного из участников вообще не приведет
к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через
диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.
Изучая
предмет в ходе диалога, учащиеся развиваются интеллектуально, учатся совместной
работе в кругу сверстников, развиваются когнитивно (познавательно),эмоционально,
социально, эмоционально. Наблюдая работу в группе, я убедилась в том, что
ученики разного интеллектуального уровня и способностей могут друг друга
слушать, исправлять ошибки, высказывать свои идеи при создании кластеров,
анализировать изученный материал, делать выводы. Более сильные учащиеся
помогают слабым ученикам, которые берут пример с сильных учеников, они
равноправны в своих действиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности
и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает
познавательную деятельность, ведет к взаимопониманию, взаимодействию,
к совместному решению общих проблем, саморегуляции.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог
на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает
ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,
это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину
вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений,
такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями,
раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового
обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою
позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.