Мастер-класс
Система
подготовки обучающихся к ЕГЭ
Направления:
1.
Повторение материала по разделам
языкознания
2.
Обучение написанию сжатого изложения
3.
Обучение написанию сочинения – рассуждения
на лингвистическую тему
Все
это взаимосвязано через обучение связной речи
Особенности
моей работы над подготовкой ребят сегодня попытаюсь кратко осветить.
По
первому направлению работа ведется следующим образом:
Обоснование: часть
АВ ГИА.
ü Повторение
основной теоретической информации
ü Тренинги
по закреплению в урочной, факультативной, домашней подготовке.
Особенность №1
Форма: индивидуальное сопровождение процесса
подготовки (тетрадь домашней подготовки).
Обоснование:
ребята сами регулируют уровень своих знаний. Во-первых, это дисциплинирует,
дает необходимую мотивацию к сосредоточенности. Во-вторых, выявляет пробелы в
индивидуальном порядке, не через контроль учителя. В- третьих, мотивирует на
скорость и качество подготовки. В-четвёртых, психологическая составляющая-
уверенность в себе, чёткость действий, понимание конкретных задач, а значит,
конкретность их достижения.
По
второму направлению сформированы этапы работы:
1) Анализ
текста через смысловое чтение:
- выделение
ключевых слов, СС
- определение
тематики микротем
- формулирование
темы
2)
Тренинги
-
по обучению приёмам сжатия текста
-
по формированию собственной системы знаков для записи слов (элементы
стенографии)
3)
Анализ аудиотекста:
-
первое прослушивание: запись ключевых слов и фраз
-простраивание
логической цепочки по вопросам (восстановление основной информации)
-
второе прослушивание: определение микротем, использование приемов сжатия текста
-запись
чернового варианта изложения
-работа
над содержанием (оформление синтаксической, грамматической структуры текста,
орфографическая работа).
Интересно
добавить, что вначале я обучала, теперь же сопровождение-моя основная
деятельность. Ребята сами работают с текстом, я выполняю то же самое вместе с
ними, только на доске. И когда у них возникает неувязка, они смотрят на мой
вариант и не просто исправляют, а комментируют. Бывает, что и направляют меня,
показывая пробелы в записи ключевой информации. Понятно, что я делаю это
намеренно, но они-то об этом не догадываются. Их цель: достичь моего уровня,
моя (внутренняя) - научить быть лучше.
Я покажу вам на практике, как ведется
работа по третьему направлению.
Здесь тоже есть свои тонкости.
Итак,
первый этап.
1) Работа
с тезисом (раздать тезисы)
- разделение фразы
на смысловые части
- выделение
ключевых слов в каждой части фразы
- осмысление содержания
фрагмента фразы, запись мыслей, ассоциаций
-разбор записей:
выделение аргументов, примеров через ориентирование на продолжение смыслового
отрезка: «Да, я тоже так считаю, потому что…… и Например,….. .
Это самый сложный
для ученика этап. Нужно научиться проговаривать то, что неясными образами,
обрывками мыслей хаотично проносится в голове. Я учу ребят тому, чтобы они в
этом момент сконцентрировались именно на фиксации всего, что подумалось,
прошепталось. Именно здесь и может крыться зерно истины.
Убеждаю, что
жалеть время на этом этапе не стоит. Чем лучше они его отработают, тем легче
будет писать дальше. Тем более, что на следующем этапе я даю им возможность
почувствовать, что самое главное они уже сделали-поняли, в чем заключается смыл
тезиса.
2) Работа с
шаблоном сочинения-рассуждения
- запись образца
-тренинги по
запоминанию образца, изменению шаблона
Примеры заданий:
- дописать шаблон
по памяти
-дописать часть
текста в шаблон
-закончить
предложение
-изменить
внутреннее содержание каждого абзаца, не касаясь структуры (вставить
синонимичные слова, фразы, предложения).
Таким образом,
подготовка к экзаменам превращается в сложную, но понимаемую ребятами
деятельность, где элементы простейшего «натаскивания» сопровождаются обучению и
развитию как логике мышления, так и речевому оформлению мысли. Я всегда
утверждаю, что русский язык- предмет, основанный на логике. Благодарю за
внимание.
Учитель
русского языка и литературы Байден Снежана Олеговна.
666654
Иркутская область Усть-Илимский район. п.Тубинский, МОУ «Тубинская СОШ».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.