Инфоурок Биология Другие методич. материалыМастер-класс по генетике "Решение генетических задач"

Мастер-класс по генетике "Решение генетических задач"

Скачать материал

               

 

                         МОУ Радищевская средняя общеобразовательная школа №2

                                   

Методическая разработка    мастер – класса   по теме Генетика.

учителя биологии высшей квалификационной категории

МОУ Радищевская СОШ №2

Фатьяновой Евгении Петровны

 

Тема урока:   Решение генетических задач.

Цель урока:   Изучение закономерностей наследования групп крови человека.

Задачи урока:

 Образовательная:  Формирование знаний о закономерностях наследования групп крови.

 Развивающая:  Развитие умений по решению биологических задач прикладного характера ( практико- ориентированная социализация).

 Воспитательная:  Формирование позитивного отношения друг к другу.

 

Оборудование:  Мультимедиопроектор, экран, динамическая таблица «Наследование групп крови», презентация, карточки с заданиями.

 

Структура урока.

  1. Приветствие.
  2. Мотивационный этап.
  3. Основной момент.

Объяснение учителя ( алгоритм решения генетических задач с помощью динамической таблицы)

Самостоятельная работа по карточкам.

  1. Рефлексия.

 

Методы обучения:  Словесный, наглядный.

      Формы работы:                    Индивидуальная. Коллективная.

 

 

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса.

 Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю Вас к совместной работе, если Вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет- держите закрытыми.

Спасибо за поддержку! Итак, начинаем.

  У каждого  из нас  есть свои родители.  Это  самые близкие и родные люди. Но родство определяется не только цветом глаз, волос, формой губ или  ушей  т.е. внешними признаками, но и внутренними, за которые в организме отвечают участки  молекул ДНК и называются генами.

  Посмотрите пожалуйста на экран и скажите как  это называется на языке биологии.            

  Совокупность всех  признаков организма называется - Фенотип.       1 слайд

  Совокупность  всех генов организма  называется--- Генотип.

 

Забыв об этом, в одной из семей после рождения ребенка возникла серьезная проблема. Родители не могут понять, почему группа крови ребенка не совпадает с их группами,  зная при этом, что группы крови передаются по наследству и не меняются в течение всей жизни.

 

 

 Давайте разберемся в этом вопросе.

Учитель:    Возьмите карточку  №1           

  Прочтите информацию  и попробуйте разобраться  в данном материале.                                                                     2 слайд.              

 

 Известно, что у людей  бывает  4 группы крови. Они обозначаются римскими цифрами  I, II, III, IY.

Группа крови человека- это наследственный признак, который зависит от действия 3-х аллельных ( парных генов) которые обозначаются  символами---А, В, О. Они  могут, комбинируясь по 2  давать 6 генотипов, которые читаются как –-АА, ВВ, ОО, АВ, АО, ВО.

Ген А  определяет II группу крови и дает такие комбинации генов --АА, АО.

Ген В определят III группу крови и дает комбинации генов -----        ВВ, ВО.

Сочетание генов А и В определяет  IY группу крови, комбинация генов---АВ.

Отсутствие гена  О,   определяет I группу крови, комбинация генов ----ОО.

 

Так у людей с I группой крови  отсутствует ген—О, поэтому комбинация  генов---ОО

  у людей   с II группой в  крови присутствует ген –А     комбинации генов—АА, АО

 у людей     с III группой в крови  присутствует ген-В      комбинация  генов- ВВ, ВО

у людей с IY группой крови присутствуют оба гена- А, В и комбинация  генов---АВ

.

 Предположим у мамы 1 группа крови , а у папы 3 гр. крови.

 Какие группы крови могут иметь дети данной пары?       

Вы работаете  на карточке №1

 По условию задачи  родители имеют I и  III группы крови

 Это и будет в данном случае фенотипом.

 Далее находим их генотипы, т,е какие сочетания генов характерны для I и III групп крови  ( см. карточку №1)

А затем мы определяем генотипы детей, путем попарного сочетания генов обоих родителей между собой.

Родители

Фенотип                I          Ш                              

Генотип                ОО      ВВ

Генотип детей----ВО,ВО,ВО.ВО. т.е 3 гр. крови.                                          Слайд на проверку.

 

 

А есть ли  другая комбинация генов у этих родителей?  

  Да есть. Давайте решим и эту задачу.

Фенотип                I          Ш                                 

Генотип                ОО      ВО

Генотип детей----ВО ,ВО, ОО, ОО.  

  Что мы получили?

 Появление какой группы крови стало возможным? -------I группы.   Слайд на проверку.

Значит, дети данной пары родителей могут иметь I и III группу крови.     Проблем нет.                                                                                                                     Слайд №3    ( Решение задачи.)

 

 

 

 А теперь  попробуйте себя в роли юных генетиков и решите задачу самостоятельно.

     

Возьмите карточку №2 

 У матери I группа крови, а  у отца – IY группа крови.  Какие группы крови возможны у их детей?

Фенотип                  I           IY                                 

 Генотип               ОО        АВ                                   

 Генотип детей  АО, ВО, АО,ВО-    такой генотип определяет появление  детей с II и III  группой  крови.-      причем 50% на 50%

 

   Слайд №;4 (Решение задачи)

 

 Генетики продолжают работу. Я раздаю вам карточки под №3 

Выполните это задание.

 Предлагаю узнать какие группы крови  будут у детей, если их родители имеют 2 и3 группы.

 Возьмите карточки №3 по вариантам

 а)  Родители имеют II и III группы крови, генотип которых АА и ВВ.

  б) родители имеют II и III группы,   генотип которых АО и ВО

 в) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВВ,

 г) родители имеют II и III группы,   генотип которых  АА и ВО.

Фенотип        II      III

Генотип      АА    ВВ             АО    ВО                                АО  ВВ                     АА   ВО

Генотип детей    АВ- 4  гр    АВ, АО,ВО, ОО-4,2,3,1 гр.   АВ,АВ,ВО,ВО,-4,3 АВ,АО,АО,АВ

Какие группы крови имеют дети , если генотип  а)        б)       в)       г)                                                                                                                                     4 и 2 гр.

Какие группы крови появились?

Появились IY и I группы крови.

А теперь вернемся  к  проблеме в той семье.

 И ответим на вопрос?

 Всегда ли группы крови детей совпадают с группами крови их родителей?

 От чего это зависит?

                                                                              Нет. Не всегда.  Это зависит от комбинации генов.

 Так стоит паниковать по этому поводу?

 Конечно же  нет!

Я желаю, чтобы у Вас  никогда не возникали подобные ситуации.

Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и надеюсь, что Вы сможете разрешить подобного рода проблему.

 

                                                          Успехов Вам и творчества!                                         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс по генетике "Решение генетических задач""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка    мастер – класса   по теме Генетика.

учителя биологии высшей квалификационной категории

МОУ Радищевская СОШ №2

Фатьяновой Евгении Петровны

 

Тема урока:   Решение генетических задач.

Цель урока:   Изучение закономерностей наследования групп крови человека.

Задачи урока:

 Образовательная:  Формирование знаний о закономерностях наследования групп крови.

 Развивающая:  Развитие умений по решению биологических задач прикладного характера ( практико- ориентированная социализация).

 

 Воспитательная:  Формирование позитивного отношения друг к другу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5976
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 841
    • DOCX 41 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фатьянова Евгения Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фатьянова Евгения Петровна
    Фатьянова Евгения Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5937
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек