Приемы работы на уроках русского языка при переходе на ФГОС в 5-6 классах. (Мастер-класс для семинара завучей)
РЫБКИНА Л.А.
Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 2 р.п. Мокроус Фёдоровского района.
Декабрь 2014г.
I. ОРГМОМЕНТ. Эмоциональная рефлексия. Работа со смайликами.
-Кто пришёл на урок с
-хорошим настроением,
-грустный,
-равнодушный? (Дети показывают смайлики).
Психологически-эмоциональный настрой обучающихся на положительный конечный результат урока.
II.Формулирование темы урока обучающимися.
Подводим к теме урока так, чтобы ученики самостоятельно её сформулировали.
На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами.
Начинаем со словарной работы.
Записать в словари «трудных» слов: Слайд 1
Москва
Столица
Отечество
Вопрос классу: слова какой части речи вы записали ?
Ответ: существительные.
-Как вы это определили? (Отвечают на вопрос что ? в ед. ч. Им. пад., т.е. это морфологические признаки имени существительного).
-Вывод. Тема нашего урока «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
2)Предлагаю детям отгадать загадку «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Слайд
Какой частью речи является отгадка? ( Имя существительное).
-2-
Вывод. Называем тему урока.
3)Записываем предложение для синтаксического разбора:
Друзья мои пр…красен наш союз!
Вставить знаки препинания , букву, подчеркнуть члены предложения, указать какими частями речи они выражены, дать характеристику предложения.
(Предложение простое, осложнено обращением , поэтому ставим запятую, двусоставное, распространенное, повествовательное ,восклицательное).
В слове прекрасен пропущена какая буква? Е или И.
Буква Е в приставке. Но есть слова и с приставкой при-.
ВЫВОД. Сегодня тема нашего урока «Правописание приставок пре- и при-.
Сформулировали тему урока и переходим к целеполаганию.
III.Целеполагание.
Здесь различаем цели учителя и цели, которые ученики ставят для себя, чтобы изучить данную тему.
Но должно быть согласование деятельности учителя и ученика.
Цель- это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цели должны быть Слайд V
-конкретные,
-понятные,
-осознанные,
-реальные.
-3-
Ученики должны сами ориентироваться в учебном материале.
Например, при изучении темы «Имя существительное» вызывает интерес эпиграф «Имя существительное- хлеб языка». Узнаем, что на 100 слов в языке приходится 40 существительных. При помощи назывных предложений в стихах можно нарисовать красивые картины природы (тип речи – описание).
Для того, чтобы цели учителя стали целями учащихся , необходимо использовать приёмы целеполагания, которые выбирает учитель.
Приемы целеполагания : Слайд VI
-Тема-вопрос
-Работа над понятием
-Ситуация яркого пятна
-Исключение
-Домысливание
-Проблемная ситуация
-Группирование (группировка)
Цель необходимо записать на доске.
А)Тема-вопрос. Слайд VII
Тема урока формулируется в форме вопроса.
«Как изменяются имена прилагательные?»
План действий.
1.Повторить знания об имени прилагательном.
2.Определить, с какими частями речи сочетается.
-4-
3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Б)Работа над понятием.
«Спряжение глаголов». От значения слова определяем цель урока.
Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ, н-р, «Словосочетание» . «Причастие» и т.д.
В) Домысливание Слайд VIII
Предлагается тема урока и слова – «помощники»
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью этих слов дети формулируют цели урока.
Приёмы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания- это коллективное действие, каждый ученик участник , активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение , зная , что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
IV. Таблица самооценки. (Формирование регулятивных УУД). Слайд IX
-5-
V.Рефлексия. Слайд X
Можно дать следующие вопросы:
-Сегодня я узнала…
-Было интересно…
-Я выполняла…
-Я поняла…
-Теперь я могу…
-Я почувствовала…
-Я приобрела…
-Я научился…
-У меня получилось…
-Я могу…
-Меня удивило…
-Урок дал мне для жизни…
-Мне захотелось…
Вернуться к эмоциональной рефлексии начала урока.
На каждом уроке из этих вопросов выбираем наиболее подходящие к данной теме урока.
VI. Домашнее задание.
А) упражнение по выбору обучающихся ;
Б) разноуровневые (дифференцированные) задания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.