Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыМастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»

Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Алгоритм работы со статьей для групп.docx

Алгоритм работы со статьей

1.Получите текст и цветовой сигнал.

2. Найдите первого партнёра, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.

3. Прочтите партнёру весь текст.

4. Прочитайте партнёру один абзац.

5. Партнёр задаёт вопросы для того, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца (если необходимо, то выпишите в тетрадь).

6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.

7. Запишите заглавие в тетрадь.

8. Приступайте к работе над темой партнёра (в последовательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).

9. Поблагодарите друг друга за совместную работу (и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнёра, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).

10. Второму партнёру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.

11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).

12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению в малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.

13. После выступления в малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учёта.

14. Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Статьи для работы в группах.docx

Школа как фактор социализации личности

Куклянова Людмила Германовна

(отрывок)

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. 

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов прошлого века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельностьобщение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением “каталога” деятельностей, т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

 

 

 

Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации

 (отрывок)

 

Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный  подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят.

Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.

Подростковый период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Все перечисленные характеристики подросткового возраста  способны порождать серьезные кризисные ситуации и как следствие – психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.

Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как «адаптация», «социализация», «компетенция». Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптивным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.

Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выступают как факторы успешности/неуспешности, адаптивности/дезадаптивности, благополучия /неблагополучия подростка.

 

 

 

Проблема социализации школьников

Вартиайнен Анна Сергеевна

(отрывок)

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденции". К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Так, в социологической и педагогической литературе рассматриваются методы социализации в школе, анализируются ее неформальные механизмы (языковые шаблоны, интерьер, символы и т.д.), изменения в образовании и культуре и их влияние на процесс социализации. В современной литературе актуальными являются комплексные исследования проблем общества, образования и социализации. Одно из направлений такого исследования заключается в поиске новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира.

В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во- первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно "обрабатывать" механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа. На процессе социализации детей и подростков сказались подвижки в социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения. Для менталитета россиян характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей.

Представители рабочих и особенно сельские жители всегда стремились, как говорится, "вывести в люди" детей, рассчитывая на их более высокую образовательную и профессиональную карьеру. Начавшиеся реформы резко сократили возможности малообеспеченных родителей, но не смогли также быстро изменить их жизненные установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются. Возникает ситуация, которая влечет за собой отклоняющееся поведение. Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество.

 

 

Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся

 

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию Карла Маркса и Фридриха Энгельса, согласно которой «…только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода». Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Школьный учитель в основном работает с группой детей и в группе детей именно он организатор групповой деятельности. Начало формы

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а, с другой – сохранить свои лучшие индивидуально- неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле и деятельности. Педагогу необходимо обеспечить гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации у ребенка.

Педагог – мастер сумеет организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждого (учитывая индивидуальные возможности) в достижении коллективного результата; сумеет помочь в регулировании взаимоотношений детей, а также проанализировать и скорректировать происходящее.

Важно доверять ребенку, чувствовать эмоциональный настрой группы, важно выбрать верную модель взаимодействия с детьми. Именно личностно – ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его понимают и дают возможность самовыразиться.

Источником динамического развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс групповой самореализации. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное [12;45].

Групповая деятельность – обязательный элемент воспитания. Групповая деятельность обладает особой силой развивающего влияния на личность. В группе сверстников происходит интенсивная социализация ребенка. Находясь среди других, взаимодействуя с другими, обнаруживается столкновение интересов своего «Я» и интересов каждого «другого», участвующего в общем деле. Дети в групповой деятельности не просто участники совместной работы – они участники жизни каждого, кто творит ее.

Сплочение коллектива происходит в общем деле. Острой проблемой на сегодняшний день является выбор формы работы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ мастер-класс групповые формы работы.pptx

Скачать материал "Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методика организации групповых форм работы на уроке

    1 слайд

    Методика организации групповых форм работы на уроке

  • Педагогические цели групповой работы:Сформировать:
—логическое и критическое...

    2 слайд

    Педагогические цели групповой работы:

    Сформировать:
    —логическое и критическое мышление школьников;
    —навык организации своих мыслей;
    —навыки устной речи;
     —навыки риторики;
    —эмпатию и толерантность;
    —уверенность в себе;
    —способность работать в команде;
    —способность концентрироваться на сути проблемы;
    —манеры при публичном выступлении.

  • Виды групповой работыГрупповая работа может быть представлена в виде:
- диск...

    3 слайд

    Виды групповой работы

    Групповая работа может быть представлена в виде:
    - дискуссии;
    - дебатов;
    - занятия-лекции;
    - урока - конференции;
    - семинара-исследования;
    - занятия-композиции и т.п.

  • Правила работы в группе- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Говори...

    4 слайд

    Правила работы в группе
    - Убедись, что в разговоре участвует каждый.
    - Говори спокойно и ясно.
    - Говори только по делу.
    - Позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн).
    - Позиция «Поймите меня правильно».
    - Истина превыше всего.
    —Краткость — сестра таланта.
    —Я критикую идеи, а не людей.
    —Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
    —Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

  • Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы обучения: коллек...

    5 слайд

    Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы обучения: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

  • Преимущества КСО: в результате постоянного повторения упражнений совершенств...

    6 слайд

    Преимущества КСО:

     в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
    в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
    каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
    повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
    обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
     работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

  • Горизонтальные варианты КСОтехнология разучивания стихотворений в парах сменн...

    7 слайд

    Горизонтальные варианты КСО
    технология разучивания стихотворений в парах сменного состава;
    технология изучения статей по А.Г. Ривину;
    технология взаимообмена заданиями по М.А. Мкртчяну;
    технология обучения чтению по М.Г. Булановской;
    мурманская технология;
    красноярская технология В.К. Дьяченко;
    лангепасская технология В.К. Дьяченко;
    «Обратная методика Ривина»;
    технология Ривина — Баженова;
    технология работы учащихся по вопросникам;
    технология начинающего учителя в условиях перехода от ГСО к КСО;
    технология выполнения упражнений в парах сменного состава;
    технология взаимных диктантов и т.д.

  • Алгоритм проведения взаимодиктантаРабота в первой паре:
Прочитайте текст про...

    8 слайд

    Алгоритм проведения взаимодиктанта
    Работа в первой паре:
    Прочитайте текст про себя.
    Сядьте в пару.
    Продиктуйте текст по предложениям партнеру для записи в тетрадь (Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом).
    Запишите текст партнера.
    Проверьте диктанты друг друга. Диктовавший не исправляет, а подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего партнера делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».
    Переход в другую пару с карточкой партнера

  • Один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может...

    9 слайд

    Один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ
    Текстовая задача
    Примеры для устного счёта и один или несколько – для письменного решения

    Структура вопросника по математике

  • Алгоритм работы со статьей1.Получите текст и цветовой сигнал.
2. Найдите перв...

    10 слайд

    Алгоритм работы со статьей
    1.Получите текст и цветовой сигнал.
    2. Найдите первого партнёра, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.
    3. Прочтите партнёру весь текст.
    4. Прочитайте партнёру один абзац.
    5. Партнёр задаёт вопросы для того, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца (если необходимо, то выпишите в тетрадь).
    6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.
    7. Запишите заглавие в тетрадь.
    8. Приступайте к работе над темой партнёра (в последовательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).
    9. Поблагодарите друг друга за совместную работу (и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнёра, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).
    10. Второму партнёру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.
    11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).
    12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению в малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.
    13. После выступления в малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учёта.
    14. Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.

  • Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального д...

    11 слайд

    Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев.

    А.Г.Ривин

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ мастер-класс.docx

 

Мастер-класс на педагогическом совете

«Групповые технологии как средство социализации учащихся»

«Методика проведения групповых форм работы на уроках»

Рогожникова Н.Г.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 19 г. Междуреченска

Слайд 1. Результатом обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

Слайд 2. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).         Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Слайд 3. При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.

Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Слайд 4. Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.

Слайд 5. Обучение в парах сменного состава  описан в педагогике как коллективный способ обучения Виталия Кузьмича Дьяченко и метода Ривина. Впервые о теории КСО заговорили пятидесятые годы, ее принцип можно свести к фразе: «Сущность обучения — общение…».

Коллективным способом обучения является такая его организация которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Слайд 6. А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различии наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения жду людьми — динамических диалогических пар.

Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим.

Различные темпы изучения учебных предметов учащимися в условиях ДЕМСОС, исключают необходимость одновозрастных и одноуровневых классов. Организационной основой, основным структурным звеном такой школы становятся разновозрастные образовательные и самообразовательные коллективы.

Происходят кардинальные изменения в сроках, организации и проведении экзаменов: экзамены и перевод учащихся нижестоящих образовательных коллективов в старшие производятся в любое время года по мере подготовленности учащихся.

Для практического воплощения этих установок были разработаны и апробированы различные частнопредметные и модульно-локальные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друга друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «по вертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстаёт.

Слайд 7. Горизонтальные варианты КСО

Слайд 8. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.

Сначала готовятся карточки с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

На доске даны критерии оценки, по которым выставляется отметка. Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.

Слайд 9.Работа по вопросникам.

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.

Вопросник в четырех вариантах раздается учащимся. После каждого вопроса может содержаться указание страницы, на которой содержится ответ на вопрос. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.

Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

Слайд 10. Организация работы в парах сменного состава актуальна как в решении задач социализации учащихся, так и в учебной деятельности. Представленные методики можно использовать на вех уроках, в том числе при подготовке к государственной итоговой аттестации. Одной из проблем которой является неумение учащихся работать с текстом. Для этого можно использовать модель поабзацной проработки текста, предложенную А.Г. Ривиным.

Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя (ученика), той роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе— 9-11.

Поэтому если в классе 30-40 учеников, то, следовательно, 3-4 одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15-20, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом энной ему статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы.

Работа, организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Обратная методика Ривина

Изучение нового материала по методике, обратной методике Ривина, начинается с того, что ученикам даются тема и план, а им необходимо этот план превратить в содержательное изложение. Такое изложение может быть устным и письменным. Учителя в своей практике обычно ограничивались устным изложением. Для подготовки изложения используется один или несколько учебников. Иногда рекомендуется дополнительная литература. Но в основном такая подготовка представляет собой рациональное использование нескольких учебников. С учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по мере и сами составляют текст.

Работа в парах со статьями по социализации школьников (приложение)

 

Слайд 12.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс «Методика проведения групповых форм работы на уроках»"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

При переходе на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделено деятельностному подходу, в частности активным формам работы на уроке. Данный мастер-класс посвящен методике работы по технологии В.К. Дьяченко и может быть интересен учителям, работающим в разных классах и по разным предметам. Материал содержит алгоритмы работы с текстами, вопросниками, взаимодиктантами и примеры их применения на уроках русского языка и литературы. Опыт работы был представлен на школьном педагогическом совете по теме "Групповые технологии как средство социализации учащихся" и получил широкий отклик коллег.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.04.2020 174
    • ZIP 264.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шахова Александра Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шахова Александра Сергеевна
    Шахова Александра Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72761
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Воспитательная система образовательной организации в современных условиях

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Курс профессиональной переподготовки

Реализация управленческих функций в сфере административно-хозяйственной деятельности образовательной организации

Заместитель руководителя образовательной организации

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Курс повышения квалификации

Организация питания в учреждениях дошкольного образования. Контроль качества и требования СанПиН

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек