Мастер-класс
«Активные методы
организации учебного
процесса».
Цель: Совершенствование
знаний о
видах активных
методов, о
возможностях их
применения на
уроках, об
их роли
в образовательном
процессе.
Вступительная
часть.
Тема мастер-класса
– активные методы
организации
учебного
процесса.
Изменения, происходящие
в
мире,
вызвали
необходимость
разработки
новых
подходов
в
системе
обучения
и
воспитания,
внедрения
государственных
стандартов
второго
поколения.
Перед
учителем
поставлены
новые
цели:
формирование
универсальных
учебных
действий
и
мотивации
к
обучению.
Содержание
образования
не
сильно
меняется,
существенно
изменяется
роль
учителя,
которому
необходимо
будет
выстраивать
процесс
обучения
не
только
как
систему
усвоения
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
как
процесс
развития
личности.
Учитель
должен
не
только
понимать,
чему
и
как
учить,
но
и
организовывать
процесс
таким
образом,
чтобы
дети
задавались
вопросами
«Чему мне
нужно
научиться?»,
«Как мне
этому
научиться?».
Обучение
должно
быть
построено
как
процесс
«открытия» каждым
школьником
конкретного
знания.
Из
пассивного
слушателя
ученик
должен
превратиться
в
самостоятельную,
критически
мыслящую
личность.
Сегодня
важно
обеспечить
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
ребенка..
Главная задача
каждого
преподавателя
– не только
дать
учащимся
определённую
сумму
знаний,
но
и
организовать
учебный
процесс
так,
чтобы
активизировать
деятельность
учащихся
на
уроке.
На
ряду
с
получением
новых
сведений,
ученики
должны
учиться
правильно
отдыхать,
осуществлять
взаимодействие
друг
с
другом
(правильно общаться),
уметь
мотивировать
себя
и
других
на
определённую
деятельность,
соблюдать
нормы
безопасности
и
здоровьесбережения.
По
моему
мнению,
этому
могут
способствовать
активные
методы
организации
учебного
процесса.
В соответствии
с
функциями,
к
которым
мы
привлекаем
детей,
активные
методы
можно
разделить
на
следующие
группы:
•
методы
знакомства
•
методы
постановки целей и задач
•
методы
релаксации и активизации
•
методы
представления новой информации в ходе образовательного мероприятия
•
методы
работы над темой
•
методы
презентации результатов практической работы
•
методы
подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия
Сегодня я
предлагаю
вам
познакомиться
с
некоторыми
из
них.
У вас
на
столах
– изображения солнышек
и
тучек
– на солнышках
вам
нужно
написать,
что
вы
ожидаете
от
сегодняшнего
мастер-класса,
на
тучках
– ваши опасения.
Прикрепить
на
доску.
Зачитать.
(у каждой
группы
2 солнышка и
2 тучки)
По
данным
записям
определим цель
мастер-класса.
Совершенствование
знаний о
видах активных
методов, о
возможностях их
применения на
уроках, об
их роли
в образовательном
процессе.
Это был
один
из
активных
методов,
который
относится
к
группе
методов
постановки
целей
и
задач
«Метод ожиданий
и опасений».
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
На уроках
письма
в
1 классе очень
продуктивным
для
активизации
мыслительной
деятельности
, развития мелкой
моторики,
коррекции
межполушарного
взаимодействия
часто
использую
такой
метод.
Он
не
занимает
много
времени,
но
очень
эффективен.
«Кулак.
Ребро. Ладонь».
Поочерёдно меняем
положение
руки
на
столе:
кулак,
затем
ставим
ладонь
на
ребро,
дальше
кладём
ладонь
на
стол.
Повторяем
это
упражнение
несколько
раз,
постепенно
убыстряя
темп.
Этот метод
можно
отнести
к
группе
«развитие моторики».
Метод «Парацентрация».
Его
используем
для
изучения
новых
понятий,
терминов.
Например,
при
знакомстве
с
термином
«полезные ископаемые,
предлагается
подобрать
однокоренные
слова
или
синонимы
к
словам
«полезные», «ископаемые».
Полезный – польза,
полезный
– нужный, ископаемые
–копать, выкапывать
и
т.
д.
Полезные
ископаемые
– это то,
что
выкапывают
(находится под
землёй)
и то,
что
приносит
пользу.
Далее
можно
дать
учащимся
определение
из
учебника.
Сейчас я
предлагаю
вам
таким
образом
разобраться
с
термином
«Активные методы
организации
учебного
процесса»
1 группа
подбирает
пару
к
слову
«Активные»
2 группа
- к слову
«метод»
3 группа
к
слову
«организация»
Активный
– активность
Активность
– активизировать
(или
синоним)
Метод
– способ, приём.
Активный метод
-это приём,
с
помощью
которого
мы
активизируем
деятельность
учащихся.
Активные методы
обучения - это
методы,
которые
побуждают
учащихся
к
активной
мыслительной
и
практической
деятельности
в
процессе
овладения
учебным
материалом..
Метод релаксации
«Четыре стихии».
Воздух. Ученики
начинают
дышать
глубже,
чем
обычно.
Представьте,
что
ваше
тело
– это большая
губка,
жадно
впитывающая
кислород
из
воздуха.
Все
стараются
услышать,
как
воздух
входит
в
нос,
почувствовать,
как
он
наполняет
грудь
и
плечи.
Земля. Устанавливаем
контакт
с
землёй.
Сильно
давим
на
пол,
стоя
на
одном
месте.
Можно
пару
раз
подпрыгнуть
вверх.
Благодаря
этому
ощущению
можно
почувствовать
стабильность
и
уверенность.
Огонь. Активно
двигаем
всеми
частями
тела,
изображая
пламя.
Вода. Представьте,
что
вы
находитесь
в
бассейне.
Попробуйте
поплавать.
Брейнсторминг.
Это
широко
применяемый
способ
продуцирования
новых
идей
для
решения
научных
и
практических
проблем.
Его
цель
— организация коллективной
мыслительной
деятельности
по
поиску
нетрадиционных
путей
решения
проблем.
Использование метода
«Брейнсторминг» в
учебном
процессе
позволяет
решить
следующие
задачи:
• творческое
усвоение
школьниками
учебного
материала;
• связь
теоретических
знаний
с
практикой;
• активизация
учебно-познавательной
деятельности
обучаемых;
• формирование
способности
концентрировать
внимание
и
мыслительные
усилия
на
решении
актуальной
задачи;
• формирование
опыта
коллективной
мыслительной
деятельности.
Проблема,
формулируемая
на
занятии
должна
иметь
теоретическую
или
практическую
актуальность
и
вызывать
активный
интерес
школьников.
Существуют определенные
правила, соблюдение
которых позволит
более продуктивно
провести брейнсторминг.
Перечислим
основные
из
них:
1. Нет ни
начальников,
ни
подчиненных,
ни
новичков,
ни
ветеранов
— есть только
участники;
никто
не
может
претендовать
на
особую
роль.
2. Категорически запрещаются
взаимные
критические
замечания
и
оценки,
они
мешают
возникновению
новых
идей.
3. Следует воздерживаться
от
действий,
жестов,
которые
могут
быть
неверно
истолкованы
другими
участниками
процесса.
4. Как бы
ни
была
фантастична
или
невероятна
идея,
выдвинутая
кем-либо
из
участников
с,
она
должна
быть
встречена
с
одобрением.
6. Не надо
думать,
что
проблема
может
быть
решена
только
известными
способами.
7. Чем больше
выдвинуто
предложений,
тем
больше
вероятность
появления
новой
и
ценной
идеи.
Проводится в
3 этапа.
Сейчас при
помощи
метода
«брейнсторминг» мы
найдём
пути
решения
проблемы:
«трудно учиться»
1 этап – понимание
проблемы.
На
зелёных
клейких
листочках
напишите
ответ
на
вопрос
«Почему трудно
учиться?»
Каждая группа
приклеивает
по
2 зелёных листика
на
свой
ковёр.
2 этап – поиск
решений.
На
желтых
листиках
пишем,
что
нужно
изменить,
чтобы
учиться
было
легко
и
интересно.
3 этап – что
бы
сделал
(делаю) конкретно
я
для
решения
этой
проблемы
( на красных
листочках).
4
этап – оценивание
идей.
Слово представителю
каждой
группы.
Диспут.
Возвращаемся
к
солнышкам
и
тучам.
Те, у
кого
ожидания
оправдались,
закройте
свои
тучки-опасения
солнышками,
у
кого
нет
– закройте тучками
солнышки.
Мы
увидели,
насколько
продуктивно
прошел
наш
мастер-класс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.