Мастер-класс «Создание благоприятной
психологической обстановки на уроке как фактор здоровье сбережения учащихся»
Автор: Безбородова Н.В.- учитель
биологии МБОУ «Вешенская СОШ»
Добрый
день уважаемые коллеги! В уставе Всемирной организации здравоохранения
записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов». В
последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся.
Лишь треть учащихся могут освоить программу основной школы без ущерба для
своего здоровья! Вот лишь некоторые факты. К концу занятий ухудшается
самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 3
часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном
переутомлении. Условия здоровьесбережения на уроке: чередование видов
деятельности, чередование позы, наличие в содержательной
части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни, наличие
мотивации деятельности на уроке (оценка, похвала, соревновательный момент),место
и длительность применения ТСО, дозировка
объёма учебного материала и домашнего задания проведение
физкультминуток, релаксации, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики и
конечно, благоприятный психологический климат на уроке. Создать такую
атмосферу в начале урока помогут упражнения-энергизаторы.
Энергизаторы –это создание положительного психологического комфорта в детском
коллективе; повышение энергетики личности
и коллектива; формирование коммуникативных навыков; развитие творческой
активности и креативности мышления; создание хорошего настроения и повышения самооценки.
Примеры таких упражнений:
1.«Пожелания». Сидят дети в кругу.... Давайте начнем сегодняшний
день с того, что выскажем друг другу пожелание на день и скажем это так...
2.«Комплементы»
3.«Горячий стул». Каждый по очереди подходят к сидящему в кругу с
обращением: « Больше всего мне нравится что ты.
4. « Мир без тебя». Один в кругу « Мир был бы без тебя не
интересен, потому что...
5.« Я хочу тебе подарить...» показать жестами без слов.
Давайте
сейчас повернемся друг к другу и скажем несколько теплых слов. А эпиграфом и
музыкальным фоном этого энергизатора послужит песня Булата Окуджавы «Давайте
говорить друг другу комплименты».
Воспитание и
обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. Мы запоминаем лучше то,
что вызывает сильный эмоциональный отклик в нашем сознании. Эмоциональная
культура не дается от природы, она воспитывается. Дети приобретают основы этой
культуры одновременно с познанием научных истин. Сильное впечатление на ребенка
производят произведения изобразительного искусства. Например, при изучении в
10 классе темы: «Гипотезы происхождения жизни» демонстрирую ребятам репродукцию
картины Сальвадора Дали «Сотворение мира», а при изучении в 7классе темы
«Отряды млекопитающих» живой отклик находит просмотр картины «Спасение китов».
Очевидно, что если
мы хотим воспитать школьников творческими, думающими людьми, необходимо научить
их творческой деятельности, которая также способствует созданию на уроке благоприятного
психологического климата. С этой целью я использую на уроке творческие задачи.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах и решить несколько таких задач.
Образец задания:
Дорогой друг!
Размышляя над творческими задачами, ты сможешь найти оригинальное,
нестандартное решение, опираясь на свои знания и умения. Эти задачи помогут
раскрыть твой творческий потенциал.
Задача 1. Волки, ау!
Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность
волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать
животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.
Предложите другой, более современный способ решения этой задачи.
Задача 2. Нередко можно услышать: «Неужели современная наука не
может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей
человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно
поступит человек, если им воспользуется?
Задача 3.
В один из детских лагерей отдыха по
выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов.
В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов.
Последствия сказались очень скоро. Какие?
Как правило, поиск ответов на проблемные
вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся познавательный интерес и
положительные эмоции.
Одним из компонентов биологического
образования является опыт эмоционально-ценностного отношения к природе. На
своих уроках я использую видеоролики, которые показывают красоту нашей
уникальной планеты. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент (музыкальная
зарисовка на песню Ю. Антонова «Не рвите цветы»).
Доброжелательная обстановка, внимание к
каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной творческой деятельности,
применение фрагментов видеофильмов, красивая музыка, чтение стихов –вот те
приемы которые я использую на уроках, чтобы создать хорошую психологическую
обстановку и сберечь драгоценное здоровье детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.